Файл: Основные характеристики оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Невозможно на сегодняшний день представить себе оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел без такого важного элемента как оперативно-розыскные мероприятия, представляющие собой систему взаимосвязанных действий, целью которых является решение конкретных поставленных задач. Сущность таких мероприятий кроется в добыче информации, выявлении скрываемых преступлений или преступных умыслов, розыск скрывающихся лиц и т.д.

Отметим, что подобные мероприятия по своему характеру относятся к поисковым мероприятиям, которые могут проходить как в открытой, так и скрытой формах.

Актуальность изучения темы настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходит смещение в сторону расширения полномочий оперативно-розыскных отделов полиции при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Активно стали использоваться такие методы, как телефонное прослушивание, запись разговоров, оперативное внедрение и т.д. Такой шаг вперед, расширение классических форм оперативно-розыскных мероприятий (осмотр, наблюдение и т.д.) обуславливает необходимость всестороннего правового толкования данных мероприятий.

Цель исследования заключается в изучении основных характеристик оперативно-розыскных мероприятий, без которых невозможно понять сущность данных мероприятий.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий;

2.Изучить правовую основу оперативно-розыскных мероприятий;

3.Рассмотреть содержание основных оперативно-розыскных мероприятий;

4.Изучить основания применения оперативно-розыскных мероприятий.

Теоретико-методологической основой исследования послужили различные источники информации: научная и учебная литература, периодические издания средств массовой информации, информационные ресурсы сети Интернет.

Информационной основой исследования послужили нормативно-правовые акты в области оперативно-розыскных мероприятий и оснований их применения в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

В работе были использованы методы теоретического анализа (сравнение, обобщение, сопоставление).

Значимость настоящего исследования заключается в расширении теоретических представлений об использовании в текущей оперативно-розыскной деятельности различного рода классических и новаторских видов оперативно-розыскных мероприятий.


Структура исследования. Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.

1. Оперативно-розыскные мероприятия: общая характеристика

1.1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий

Под оперативно-розыскными мероприятиями принято понимать действия или совокупность таких действий, в ходе которых органами внутренних дел (оперативно-розыскными органами) используется определённый набор сил, средств и методов, направленных на решение поставленных задач. Такие мероприятия могут носить открытый и закрытый характер своего выполнения.[1]

Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности»[2] установлены (закреплены) следующие виды оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых на территории российского государства:

1.опрос населения;

2.наведенеи справочной информации;

3.сбор образцов для проведения сравнительного исследования;

4.проверочная закупка;

5.исследование предметов, документации;

6.наблюдение;

7.отождествление личности;

8.обследование помещений, зданий, сооружений, местности, транспортных средств;

9.контроль за почтовыми отправлениями;

10. прослушивание телефонных переговоров;

11. оперативное внедрение и т.д.

В статье 6 выше обозначенного федерального закона приведен исчерпывающий перечень таких мероприятий. Изменение такого перечня возможно только путем издания соответствующего нормативно-правового акта на федеральном уровне.

Оперативно-розыскные мероприятия носят поисково-разведывательный характер своего проведения. Такие мероприятия направлены на получение самой разнообразной информации. Такой информацией в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий может быть информация следующего характера:

1.Информация о лицах, которые имеют преступный умысел, о лицах, которые планируют (подготавливают) или совершили, или могут совершить преступное деяние (преступление);


2.Информация о следах противоправной деятельности, о возможности применения орудий преступления;

3.Информация о местонахождении лиц, которые обладают информацией, полезной для оперативно-розыскной деятельности;

4.Информация о лицах, скрывающихся от судебных или следственных органов;

5.Информация о пропавших гражданах и т.д.[3]

В таких мероприятиях участвуют оперативные работники органов внутренних дел, лица, работающие под прикрытием, а также граждане. Однако необходимо отметить, что перед гражданами конечные цели проводимых мероприятий оперативно-розыскного характера не раскрываются.

Оперативно-розыскные мероприятия представляют собой комплекс действий оперативно-розыскного характера. Такие мероприятия могут иметь по продолжительности различный временной период их проведения: от одного часа до нескольких месяцев, а в некоторых случаях и лет.

Отдельные виды оперативно-розыскных мероприятий ограничены по времени своего проведения. Так, например, контроль почтовых отправлений как вид оперативно-розыскного мероприятия ограничивается сроком шесть месяцев.

Результаты проведения таких мероприятий находят свое отражение в служебной документации (различные рапорты, справки, сводки, отчеты и т.д.).[4]

1.2. Правовая основа оперативно-розыскных мероприятий

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.[5]

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.


Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты. регулирующие проведение оперативно-розыскных мероприятий, можно разделить на следующие группы:

1.Конституция России[6];

2.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (действующая редакция от 06.07.2016г.);

3.Различные федеральные законы России (Уголовный Кодекс России, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и т.д.);

4.Различные правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (акты Президента РФ, акты Правительства РФ и т.д.);

5.Межведостмвенные нормативно-правовые акты (акты Министерства юстиции РФ).

Таким образом, можно сказать, что проведение оперативно-розыскных мероприятий на территории российского государства четко регламентированы нормативно-правовыми актами различных уровней власти.

Внесение изменений в ход оперативно-розыскных мероприятий, внесение изменений в виды используемых мероприятий оперативно-розыскного характера возможно только при внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство России.

Такая четкая правовая основа мероприятий оперативно-розыскных мероприятий позволяет сотрудникам органов внутренних дел, ведущих оперативно-розыскную деятельность, не выходить за правовое поле в процессе проведения подобного рода мероприятий.

Исходя из всего выше изложенного, можно заключить, что в российском законодательстве установлены четкие границы проведения оперативно-розыскных мероприятий, обозначены основания, по которым могут такие мероприятия производиться, очерчен круг задач таких органов, в рамках проводимых ими мероприятий оперативно-розыскного характера.

В продолжение настоящего исследования целесообразно рассмотреть таки е основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и рассмотреть содержание основных мероприятий оперативно-розыскного характера.

2. Содержательная характеристика оперативно-розыскных мероприятий


2.1. Содержание основных оперативно-розыскных мероприятий

Рассмотрим некоторые виды оперативно-розыскных мероприятий из исчерпывающего переченя оперативно-розыскных мероприятий, прямо указанный в статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (действующая редакция от 06.07.2016г.).

Опрос - беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

Данное мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.

В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными или неподготовленными.

В первом случае тщательно изучается личность человека, с которым предстоит вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны и т.п. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя первый путь, нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, истории болезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы, и т.п.

Второй путь позволяет перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и т.п.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу оперативно-розыскной деятельности, действующему по поручению указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Однако в ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, но не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения.