Файл: Индивидуальное предпринимательство (Проблемы развития индивидуального предпринимательства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

     К настоящему времени в ряде городов РФ созданы или находятся в стадии становления бизнес-инкубаторы различных типов.

     Разработка бизнес-плана является одним из основных условий для принятия окончательного решения о целесообразности создания конкретного инкубатора. Такой бизнес-план представляет собой особый информационно-аналитический документ, содержащий главные оценочные сведения о структурно-функциональных особенностях будущего бизнес-инкубатора, о предполагаемых затратах по его формированию, об ожидаемых результатах (эффективности) деятельности бизнес-инкубатора и т.д.

3.2 Нормативное правовое обеспечение деятельности малых предприятий

Для создания новых малых предприятий, их эффективного функционирования, на мой взгляд, необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого предпринимательства, их взаимоотношения с органами власти и хозяйствующими субъектами.

С 1995 года государственная политика в области малого предпринимательства формируется на основе положений Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Отдельные положения этого закона сегодня морально устарели и в настоящее время практически не действуют. Принятие Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации, а также других федеральных законов требует соответствующего изменения законодательства, регулирующего деятельность малых предприятий.

Существующие недостатки и пробелы в действующем законодательстве подчас заполняются подзаконными актами, в связи с чем на региональном уровне появляются нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Принятие многочисленных ведомственных и региональных дополнений, разъяснений, инструкций разрушает правовое поле регулирования, создает благоприятную среду для злоупотреблений и вызывает серьезное недовольство предпринимателей. Ликвидация такой практики - важная задача упорядочения нормативной правовой базы регулирования для малых предприятий.

Необходимо также запустить механизм оценки последствий, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления решений по развитию малого бизнеса и обеспечить недопущение ухудшения положения малых предприятий вследствие принятия решений.


Налоговая система является одним из важнейших рычагов государственного регулирования экономики, основным фактором воздействия на предпринимательскую активность и инвестиционный климат в стране.

Бюджеты всех уровней в основном формируются из поступлений от налогов и чем шире база налогообложения, тем надежней возможность пополнения и увеличения бюджетов. Оптимизация системы налогообложения предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой - создание достаточно простой, эффективной и строгой системы взимания налогов.

Действующая в настоящее время система налогообложения носит преимущественно фискальный характер, направлена на пополнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли и может рассматриваться как существенный барьер для начала предпринимательской деятельности.

Недовольство предпринимателей вызывает не только количество уплачиваемых налогов, налоговых платежей и сборов (более 40(!!!)), но и размеры их ставок, а также частые изменения в налоговом законодательстве, сложности в изложении инструктивного материала, острая нехватка методических пособий и рекомендаций.

Решить часть проблем налогообложения малого предпринимательства предполагалось с помощью федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", согласно которому единый налог на вмененный доход должен был заменить совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Однако единый налог на вмененный доход вызвал неоднозначную реакцию предпринимателей. Одни из них считают, что его вообще нужно отменить, другие - что нужно сделать добровольным, а не обязательным. Вместе с тем следует отметить, что в отдельных регионах России принятие такого закона снизило налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства.

Практика применения указанного закона показала, что его эффективность во многом зависит от того, как его реализуют субъекты Российской Федерации, принимающие на его базе свои законы. Законодатели в субъектах Российской Федерации не смогли профессионально воспользоваться правами, данными им федеральным законом. Устанавливаемые на местах ставки налога зачастую детально не просчитаны, завышены и порой приводят к параличу предпринимательской деятельности.


3.3 Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка

Финансовую политику в сфере поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, государственным заказчиком которой он является.

На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства путем реализации соответствующих региональных и муниципальных программ.

Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также введение целевого финансирования отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

Основными направлениями государственной поддержки должны также являться: освоение новых механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающих создание межрегиональных и регионально-муниципальных гарантийных фондов, развитие финансового лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, предоставление льготных инвестиционных кредитов и гарантий Правительства Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий. Выделение финансовых средств из федерального бюджета свидетельствовало бы о серьезности намерений государства развивать и поддерживать малый бизнес, стимулировало бы региональные власти и сторонних инвесторов принимать аналогичные решения.

До сих пор не использованы возможности, предоставляемые Бюджетом развития Российской Федерации. Бюджет развития имеет большой потенциал для стимулирования собственной инвестиционной активности малых предприятий, привлечения в сферу малого бизнеса крупного частного финансового капитала.

Объединение финансовых средств самих малых предприятий позволит использовать возможности негосударственного финансирования для развития малого предпринимательства. При условии создания соответствующей правовой базы и поддержке государства такая финансовая взаимопомощь могла бы стать цивилизованной альтернативой кредитованию малых предприятий коммерческими банками и в условиях дефицита бюджетных ресурсов стимулировать вовлечение в процесс кредитования малого предпринимательства частных инвесторов.


Необходимо положить начало формированию и развитию рынка страховых услуг для малых предприятий. Для реализации этой цели разработан проект федерального закона "О взаимном страховании". Положения проекта закона направлены на создание благоприятной правовой среды для концентрации финансовых средств самих малых предприятий, увеличения инвестиционного капитала, расширения доступа к страхованию имущества. Общества взаимного страхования, создание которых предусматривается законопроектом, призваны восполнить вакуум в страховых услугах для малых предприятий и активнее задействовать интересы и капиталы самих малых предприятий.

Большое значение для малых предприятий имеет развитие франчайзинга. Развитие франчайзинга будет способствовать созданию множества мелких компаний, а значит и большого количество новых рабочих мест.

Проблема технологической отсталости многих у малых предприятий может быть решена на основе финансовой аренды (лизинга) оборудования, с помощью которой, малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.

Во многих регионах Российской Федерации уже созданы и действуют лизинговые компании и центры. Вместе с тем лизинговые компании в настоящее время испытывают серьезные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Есть и проблемы, вытекающие из общей неразвитости рыночных механизмов (финансовая маломощность предприятий, отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, несовершенство правовой базы, неясность налоговых правил, неотработанность механизма возврата имущества, отсутствие развитого рынка подержанного оборудования и неразвитость механизма передачи в лизинг малоценного оборудования).

Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого предпринимательства является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, повышенными рисками и соответствующими более высокими доходами. Эти средства вкладываются в основном в уставной капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. Так как венчурное инвестирование является высокорисковым необходимо формировать системы страхования инвестиционных рисков в инновационной сфере.



 

     

Заключение

     Трудности малого бизнеса в России по своей сущности характерны для любой страны и ее регионов. Основные отличия – в уровнях развития малого бизнеса, масштабности проблем и степени участия в их решении властных структур на всех уровнях управления. Это обстоятельство расширяет для всех возможности использования проверенных форм и методов поддержки малого бизнеса. Особенно это актуально для России, где наблюдаются существенные различия в социально-экономическом развитии регионов, неэффективная работа многих организаций, созданных для стимулирования малого бизнеса.

     В России на федеральном уровне необходима программа государственной поддержки индивидуального предпринимательства минимум до 2020 года, что даст возможность не только определить реальные сроки разработки законодательных и нормативных актов, но и осуществить поэтапный контроль за реализацией намеченных мероприятий. О целесообразности такой программы свидетельствует необоснованная практика принятия в последние годы федеральных программ по развитию индивидуального предпринимательства на короткий срок, что позволяло последовательно переносить намеченное на более поздние сроки.

     Перспективная федеральная программа необходима как база для составления подобных региональных программ, которые уже в ряде случаев опережают федеральные разработки.

     С образованием в России семи федеральных округов появилась возможность разработки программ поддержки индивидуального предпринимательства в рамках этих территориальных образований. Причем эти программы могут быть весьма эффективны, поскольку смогут обеспечить взаимодействие субъектов РФ в сфере малого бизнеса в масштабах федерального округа. Такое взаимодействие необходимо в связи с существенными различиями в социально-экономическом развитии отдельных регионов, а, следовательно, и по числу малых предприятий.

     Кроме того, немаловажную роль играет и региональная поддержка индивидуального предпринимательства, а также различные программы по стимулированию развития предпринимательства в целом.

     Наиболее действенным из всех способов, на мой взгляд, на сегодняшний день является создание бизнес - инкубаторов. Эта структура позволяет получить поддержку по целому ряду направлений, а кроме того оказывает услуги консультационного характера. В итоге поднимает культуру ведения бизнеса на новый уровень.