Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Анализ, проблемы и перспективы национальной безопасности Мурманской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях международной нестабильности, сложных внутригосударственных социальных и экономических процессов, безопасность является важнейшим фактором не только развития, но и самого существования нашего государства.

Региональная безопасность – это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т.д.) или конкретного объекта материального мира.

Как любая сфера деятельности, региональная безопасность, являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой, является, в свою очередь, комплексным институтом, который включает в себя элементы иных видов деятельности и самостоятельных сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что идеи правового государства для современных тоталитарных государств являются базовыми принципами, которые участвуют в формировании режима правового ограничения. Демократия не может существовать в отсутствие уважения к правам человека.

В конце декабря 2015 года Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее – Стратегия), которая представляет собой базовый документ стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия стала совокупностью официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Предыдущая Стратегия информационной безопасности была принята в 2009 году, в совершенно иных условиях, и действовала 6 лет. С тех пор мир кардинально изменился. Глобальное информационное пространство и возможности скрытого трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения отдельными государствами и организациями геополитических, военно-политических, а также террористических, экстремистских и криминальных целей в ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. Территориальное рассредотачивание пользователей национальных доменных зон в интернете выходит за рамки государственных границ, что позволяет преступникам избегать преследования и наказания за противоправные действия. Киберпреступники и кибертеррористы в некоторых странах создают больше проблем, чем обычный криминал. Проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых и всех граждан Российской Федерации. Для общества осуществление государством защиты национальной безопасности очень значимо и важно.


Безопасность была и остается основой поддержания и реализации государственной независимости, защиты прав и свобод граждан страны, а также уверенного его развития в разных сферах жизнедеятельности.

Реализацию поставленных перед государством задач – повышения мобильности, обороноспособности, безопасности в широком понимании этого слова, – возможно осуществить только сочетанием совершенствования правового регулирования и управления в области обеспечения безопасности.

Национальная безопасность является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности людей, общества и государства, а деятельность компетентных субъектов и развитие законодательства в данной сфере должно рассматриваться как неотъемлемая часть государственной политики, то есть как одна из наиболее важных функций государства.

Объект исследования – правоотношения по защите национальной безопасности. Предмет – особенности правового регулирования защиты национальной безопасности в Мурманской области. Цель курсовой работы состоит в анализе понятия безопасности. В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие национальной безопасности;

- проанализировать особенности правового регулирования национальной безопасности;

- анализировать правовое регулирование безопасности Мурманской области;

- анализировать состояние безопасности в Мурманской области.

1. Теоретико-правовые положения национальной безопасности в Российской Федерации

Понятие силы и средства обеспечения национальной безопасности определены в Стратегии национальной безопасности, в которой говорится, что данные понятия образуют некую систему. «Силы обеспечения национальной безопасности» – Вооруженные Силы Российской Федерации, а также иные войска, воинские формирования и органы, федеральные органы государственной власти, принимающие непосредственное участие в реализации механизмов национальной безопасности, полагаясь на законодательство Российской Федерации.

На деле, в данном вопросе весомую роль играют органы абсолютно всех ветвей государственной власти. Так, их можно поделить на несколько групп:

1) органы, главные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации);


2) комитеты палат Федерального собрания Российской Федерации, которые занимаются вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Государственной Думе, а также по вопросам безопасности и обороны в Совете Федерации);

3) органы, занимающиеся вопросами, связанными с выявлением и устранением внутренних, а также внешних угроз (органы законодательной, исполнительной, судебной властей).

К силам обеспечения национальной безопасности обязательно стоит относить федеральные органы исполнительной власти. Такие обязанности, как обеспечение суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны возложена на большинство органов исполнительной власти. Можно сказать, что именно органы исполнительной власти являются серьезным механизмом в обеспечении национальной безопасности, так как данными органами реализуется большинство вопросов в этой сфере, а многие из них созданы исключительно для обеспечения безопасности страны. К ним следует относить:

- федеральные министерства: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и т.д.;

- федеральные службы: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и т.д.;

- федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что Президент Российской Федерации играет решающую роль в деле обеспечения безопасности, так как в его подчинении находятся все органы исполнительной власти, призванные нести довольно большую нагрузку в реализации обеспечения главных видов безопасности. Президент Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации и федеральным законам определяет центральные положения внутренней и внешней политики государства, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Отметим, что главным координатором в обеспечении национальной безопасности стоит считать Совет безопасности. При этом, в Федеральном законе «О безопасности» отмечается, что Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны и по другим вопросам обеспечения безопасности страны. В состав Совета безопасности входят:


- Председатель Совета безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;

- Секретарь Совета безопасности Российской Федерации;

- постоянные члены Совета безопасности и другие его участники.

Деятельность Совета безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. В ст. 2 Федерального закона «О безопасности» одним из центральных принципов указано взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами, а также положению ч. 4 ст. 4, указывающему, что граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности помимо органов государственной власти, в систему обеспечения безопасности необходимо включить также и институты гражданского общества. К ним стоит отнести: общественные объединения граждан, наделенные правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности. Не остаются в стороне и органы местного самоуправления, которые наряду с органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются отдельными субъектами представленной системы, которые имеют конкретные функции, а также право нормативного регулирования в рамках дозволенного ст. 12 Федерального закона «О безопасности».

1.1. Понятие национальной безопасности

Термин «национальная безопасность» вошел в современный официальный обиход в начале прошлого столетия. В 1904 году впервые этот термин употребил Президент Соединенных штатов Америки Теодор Рузвельт в своем послании к Конгрессу. Тогда интересами национальной безопасности глава государства обосновал присоединение зоны Панамского канала к территории США. С тех пор, термин «национальная безопасность» вошел в лексику периодической печати и постепенно стал широко использоваться в политической и научной сфере.

В России термин «национальная безопасность» вошел в научно-юридический и политический лексикон сравнительно недавно в последнее десятилетие новейшей истории страны. Так, под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужает ее прикладное пространство, за пределами которого проявляется безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Сейчас же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов.


Национальная безопасность – это социально-философская категория, в основе которой, с точки зрения ученых, находится устойчивое социальное развитие, обеспечивающее человеку достойную жизнь. Именно при таком подходе она будет защищать среду существования, интересы личности и общества, нравственные и духовные ценности. Именно при таком подходе она будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общенациональным делом.

Для более глубокого понимания сути проблемы следует выяснить, что следует понимать под национальной безопасностью. В современном языке слово «национальный» используется для обозначения всего, что имеет отношение к государству – равно как и известные всем нам словосочетания «национальные интересы», «национальный бюджет», «национальный долг», и т.д. и т.п.

Безопасность, по мнению специалистов, в широком смысле слова – это «система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды».

Принято считать, что основу национальной безопасности составляет физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной жизни и развития. Национальная безопасность имеет политическую, экономическую, военную, социальную, правовую, информационную и духовно-нравственную стороны.

Подход размывания конституционных основ путем искусственного разграничения таких понятий, как «личность», «общество», «государство» в отрыве от конкретных правовых норм и механизмов их реализации был использован в Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г., в которой говорится самым общим образом об обеспечении «безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Тем самым фактически провозглашается примат безопасности личности перед безопасностью общества и государства. Интересы личности при таком подходе определяют интересы общества и государства. Более того, государство, с точки зрения либеральных демократов, не в состоянии обеспечить безопасность личности, поскольку является для нее главным источником опасности.

Действующий Федеральный закон от 3 марта 1992 г. «О безопасности» также использует понятие «государственная безопасность». Главной особенностью Закона является то, что государственно-правовые начала пронизывают все три блока - личность, общество, государство. Только государство может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности, цели, исходя из государственных интересов.