Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (ООО «ЛАГОДА»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Основы организации бухгалтерского учета
1.2 Формы бухгалтерского учета
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «ЛАГОДА»
2.1. Общая характеристика ООО «ЛАГОДА»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Торговля в настоящее время является одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность. Разумеется, как и во всяком другом роде деятельности, связанном с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но, тем не менее, можно с большой уверенностью сказать, что развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за возникновения и развития предприятий малого бизнеса.
Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст) торговля - это "вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям"[1]. Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную. По определению того же Государственного стандарта оптовой торговлей является "торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием", а розничной торговлей соответственно называется "торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью". Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП (ОК 004-93, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. N 17) в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам.
Бухгалтерский учет в торговле ведется на основании Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом обязательно принимаются во внимание специфические особенности учета торговых организаций.
Особенности бухгалтерского учета операций, связанных с выполнением условий договоров купли-продажи и договоров поставки предприятий оптовой торговли, можно свести к следующим объектам учета:
- учет расчетов с поставщиками;
- учет товаров;
- учет издержек обращения (расходов на продажу);
- учет отдельных операций, специфичных для торговых организаций вообще и организаций оптовой торговли в частности.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса в оптовой торговле применительно к условиям исследуемой торговой организации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- определить теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса в оптовой торговле,
- рассмотреть современное состояние организации бухгалтерского учета в исследуемой торговой организации.
Предметом исследования в работе выступают методологические основы организации бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса в оптовой торговле в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Объектом исследования в работе выбрано общество с ограниченной ответственностью «ЛАГОДА» г.Москва (далее по тексту ООО «ЛАГОДА»). Ведущее направление деятельности ООО «ЛАГОДА» - торговля бытовой техникой оптом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Основы организации бухгалтерского учета
При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
В целом бухгалтерский и налоговый учет организаций оптовой торговли соответствует учету в других коммерческих организациях. Однако есть и специфические особенности, которые необходимо учитывать при разработке методических основ проведения аудита организаций оптовой торговли (табл.1).
Указанные особенности определяют и технологию бухгалтерского учета торговых операций, который в дальнейшем выступает объектом аудиторского анализа.
В то же время специфика осуществления малыми предприятиями предпринимательской деятельности (прежде всего, объемы производственных или торговых операций и их количество) обуславливает наличие определенных особенностей бухгалтерского учета данной категории коммерческих организаций[2].
Таблица 1
Специфические особенности торговых операций организаций оптовой торговли
Критерий оценки |
Специфические особенности торговых операций |
Основа торговой деятельности |
Основной составляющей оптовой торговли является отношения "товар - деньги", что определяет значительное движение товарно-денежных потоков |
Регулярность торговых операций |
Торговые операции, как правило, носят массовый и регулярный характер |
Система внутреннего контроля |
Для оптовой торговли характерна довольно сложная организация материальной ответственности, складского учета и системы внутреннего контроля |
Разнообразие торговых операций |
Наличие большого количества сторонних поставщиков и покупателей, существенной дебиторской задолженности, развитой системы складов и подразделений, внутреннего перемещения товаров и продуктов, предпродажные потери товаров и ряд других признаков определяют разнообразные направления торговых операций по источникам поступления товаров и их выбытия |
Специфический характер сделок купли-продажи |
Приобретение товаров на условиях комиссии, продажа товаров в кредит, возврат товаров в связи с браком и другие особенности, вытекающие из специфики каждого хозяйствующего субъекта |
Общие принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н (далее - Типовые рекомендации), и введенных в действие с 1 января 1999 года[3].
Основой для разработки Типовых рекомендаций стал Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ). Типовые рекомендации могут применяться всеми субъектами малого предпринимательства, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).
За период, истекший с момента принятия Закона N 88-ФЗ и Типовых рекомендаций гражданское законодательство, а также законодательная и нормативная база бухгалтерского учета претерпели существенные изменения. Значит, положения указанных актов следует применять в части не противоречащей вновь принятым законам. Что касается применения требований Типовых рекомендаций, то это должно делаться после корректировки норм документа в соответствии с новым порядком организации и ведения бухгалтерского учета, действующим с 2001 года (в связи с утверждением нового Плана счетов).
Основным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является выбор формы ведения учета. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете возможны следующие варианты:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично[4].
Пункт 7 Положения по ведению бухгалтерского учета специально оговаривает, что случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г", рекомендуется применять в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Это связано с тем, что объем учетной работы не обуславливает организацию отдельного структурного подразделения, а критерий численности отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, вынуждает руководителей таких предприятий минимизировать численность управленческого персонала. В связи с введением в действие главы 25 НК РФ и, связанной с этим необходимостью организации и ведения налогового учета, параллельного бухгалтерскому, одним из наиболее перспективной форм ведения учета может стать передача учета централизованной бухгалтерии или специализированной организации. Впрочем, в отечественной практике такая форма учета достаточно широкого распространения пока не получила, что, по-видимому, объясняется нежеланием руководства малых предприятий расширять перечень субъектов, допущенных к конфиденциальной информации.
Следующим обязательным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является разработка и принятие учетной политики. Это мероприятие должно быть проведено не позднее 90 дней с момента государственной регистрации предприятия и проводится вне зависимости от сферы деятельности предприятия и выбранной формы организации ведения учета. Действующие предприятия должны утвердить учетную политику на очередной год до начала этого года.
Далее следует определиться с принципами документирования хозяйственных операций, осуществляемых малым предприятием. Документирование должно быть сплошным и осуществляться путем составления определенных носителей первичной учетной информации. То есть каждая хозяйственная операция должна быть оформлена соответствующим первичным документом. Для документирования хозяйственных операций малое предприятие может:
- применять формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,
- применять ведомственные формы,
- применять самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций[5].
При выборе способа документирования хозяйственных операций (применяемых форм первичной учетной документации) следует учитывать, как минимум, два фактора:
все самостоятельно разработанные формы должны содержать набор обязательных реквизитов и закрепляться в учетной политике организации на очередной год;
в связи с необходимостью ведения налогового учета и выполнения требования НК РФ об обязательности документального подтверждения расходов в соответствии с нормами действующего законодательства, можно ожидать значительного ужесточения позиции налоговых органов в отношении соответствия применяемых унифицированных форм тем формам, которые приведены в соответствующих постановлениях Госкомстата РФ. Другими словами, формы, являющиеся унифицированными, но составленные с отступлениями от утвержденных образцов, при проведении налоговой проверки могут быть расценены, как нарушение правил ведения бухгалтерского учета со всеми вытекающими последствиями (непризнание расходов, а также применение финансовых санкций по двум основаниям - грубое нарушение правил бухгалтерского учета и занижение налоговой базы по налогу на прибыль).
Следующим этапом работы по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях является выбор формы счетоводства.
Пунктом 6 Типовых рекомендаций предложено применять одну из следующих систем регистров бухгалтерского учета:
- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;
- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176[6].
При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.);