Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Понятие и сущность современной ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В начале 80-х гг. вырабатывается новая форма ОРД: приказом МВД СССР в аппаратах уголовного розыска создана профилактическая служба правонарушений. В ее состав переданы все подразделения профилактики МВД, УВД и горрайорганов внутренних дел, подразделения по борьбе с преступностью несовершеннолетних, а также участковые инспекторы милиции с сохранением за ними их служебных функций. Вновь созданная служба занималась:

изучением причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению;

информированием администрации предприятий, учреждений и организаций о выявленных причинах и условиях, внесением предложений по их устранению;

разработкой мер по обеспечению воспитательно-профилактического воздействия на лиц, склонных к правонарушениям.

12 сентября 1974 г. Распоряжением МВД СССР утверждено «Примерное положение об отделе, отделении (группе) профилактической службы аппаратов уголовного розыска МВД союзных и автономных республик, УВД крайисполкомов».

В декабре 1991 г. Главное управление по борьбе с хищениями социалистической собственности (ГУБХСС) МВД СССР реорганизовано в Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР. И в системе ОВД создана самостоятельная оперативная служба противодействия незаконному обороту наркотиков (НОН) во главе с Управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН) МВД России.

В период с 1992 по 1995 годы названия некоторых оперативных подразделений МВД и их структура, полномочия менялись неоднократно. Некоторые авторы даже выражают мнение, что столь частые реорганизации были направлены на ослабление органов безопасности. Наконец, 3 апреля 1995 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого ФСБ является правопреемником ФСК.

Следующим важным шагом явилось законодательное закрепление оперативно-розыскной деятельности - Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», который регламентировал основы организации ОРД, то есть давал определение, список из двенадцати методов, ну и, конечно, список ведомств, имеющих оперативные подразделения, и это уже были не только МВД и ФСБ. Более четко вопрос специализации ОРД разъяснил Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», закрепивший оперативно-розыскную деятельность и систему гарантий при проведении оперативно-розыскных мероприятий[26].


3.2 Правовая основа ОРД на современном этапе: проблемы законодательного регулирования

Роль права в деятельности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел и особенно в их оперативно-розыскной деятельности актуализировалась в последнее время, когда в нашей стране началось совершенствование правового государства. В связи с этим многие авторы рассматривают вопросы соответствия содержания ОРД нормам Конституции. В связи с этим рассмотрим некоторые актуальные проблемы в законодательстве, регулирующем ОРД.

Напомним, что оперативно-розыскная деятельность рассматривалась в теории ОРД во всех ее организационно-тактических формах, в том числе и в форме поисковой деятельности как основанная на указаниях закона и подзаконных нормативных актах система поисковых (разведывательных) мероприятий осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений, а также розыска преступников.

Актуально и необходимо, чтобы право устанавливало рамки, за которыми данная ОРД не может осуществляться как совокупность законных оперативно-розыскных мероприятий, а принципы, сформулированные на основе закона, являются правилами ее осуществления. Здесь следует согласиться с точкой зрения В. Г. Боброва, высказанной применительно к оперативной разработке, о том, что ее правовая основа - важнейшая составная часть правовой основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом[27].

С этих позиций под правовой основой оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью следует понимать научно обоснованную систему правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах норм, создающих правовые предпосылки, а также условия для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, либо непосредственно регламентирующих правовые, организационные и тактические вопросы применения оперативно-розыскных сил, средств, методов и форм в борьбе с преступностью.

Указанное суждение правомерно, например, по отношению к правовой основе поисковой деятельности как составной части ОРД. Поисковая деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность полиции, являясь организационно-тактической формой оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом, имеет единую правовую основу, что и оперативно-розыскная деятельность в целом[28]. Как и в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» являющимся многосубъектным, так и Наставлении об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел не получили своего отражения особенности организации и тактики поисковой работы, осуществляемой в ст.6 Закона об ОРД органов, имеющих право на осуществление оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации.


Некоторые авторы полагают, что особенно важно в процессе совершенствования законодательно детализировать имеющиеся регулирования, и разработать ряд новых правил оперативно-розыскной деятельности, совокупность которых составит, во-первых, ныне слабовыраженный в Законе нормативно-правовой механизм гарантий соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности и, во-вторых, механизм реализации материально-правовых и процессуально-правовых процедур в этой деятельности (причем необходимо установить механизм прямого действия)[29].

Проблемным также является вопрос о социальной и правовой защите граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел на конфиденциальной основе, поскольку нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Федерального Закона определяют правовое положения ведомст, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. К гражданам же, оказывающим содействие на бесконтрактной основе, эти нормы применены быть не могут, что является явным пробелом в законе. В этой связи предлагается распространить части гарантий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», на граждан, сотрудничающих по контракту, и на других граждан, оказывающих этим органам конфиденциальное содействие в иных его формах[30].

Данная проблема также чрезвычайно актуальна применительно к поисковой деятельности подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и т.п. Речь идет в данном случае как о социальной и правовой защите лиц, оказывающих полиции конфиденциальное содействие в различных формах в процессе оперативного поиска, так и обеспечении гарантий прав и свобод граждан, представляющих оперативный интерес.

Можно утверждать, что нельзя охватить правовыми предписаниями в виде дозволения либо запрета все многообразие приемов и методов проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий либо их «набора», комплекса, которые необходимо либо целесообразно проводить в той или иной ситуации. В данном случае речь идет не о правовой, а об организационно-тактической форме оперативно-розыскной деятельности. В этой связи, по нашему мнению, данная форма ОРД в силу своей разведывательно-поисковой направленности не может быть урегулирована в полном объеме законом и иными нормативными правовыми актами. Основной блок организационно-тактических вопросов поисковой деятельности должен быть регламентирован, по нашему мнению, в Положениях о соответствующих подразделениях осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


Таким образом, можно констатировать наличие серьезных противоречий и пробелов в законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел в целом и их поисковой деятельности в частности.

Вместе с тем следует отметить, что вопросы связанные с оперативно-поисковой деятельностью частично компенсируют некоторые положения норм Федерального Закона «О полиции»[31], хотя и этого явно не достаточно. Следует отметить также, что ныне действующее Наставление об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел не содержит положений, относящихся к поисковой работе подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Отдельные положения указанного нормативного правового акта относятся к проведению оперативными подразделениями органов внутренних дел оперативной проверки поступившей информации о замышляемых, подготавливаемых, совершаемых преступлениях, лицах, причастных к ним, в том числе скрывшихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также лицах, пропавших без вести. Установлено, что оперативная проверка осуществляется в предварительной форме, как по проверочным, так и с заведением дел предварительной оперативной проверки. В этой связи, как нам представляется, было бы целесообразно при разработке нового аналогичного правового акта МВД России предусмотреть в нем разделы, относящиеся ко всем существующим формам оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел[32].

Всё это означает, что правовое регулирование ОРД в России ещё не завершено, и продолжает формироваться.

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел является частью государственно-правовых мер борьбы с преступностью, самостоятельной подсистемой правоохранительной деятельности, направленной на реализацию задач уголовной политики.

Как и любой вид правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность базируется на системе юридических норм, предусмотренных различными источниками отраслей права, составляющими ее правовую основу. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности - это совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере ОРД. К ним относятся группы документов различного значения: Конституция РФ, Федеральные законы, подзаконные акты, ведомственные и межведомственные нормативные акты, судебные документы, международные договоры РФ.


Основным нормативным актом, регулирующим ОРД, является Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Он определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ; цели, задачи, принципы ОРМ и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при её осуществлении. Закон определяет перечень ОРМ и устанавливает порядок их проведения; приводит перечень оперативно-розыскных органов и условия их деятельности.

Конституция РФ является правовой основой соблюдения прав граждан при осуществлении ОРД, Закон об ОРД опирается на конституционные принципы.

Основы правового регулирования ОРД развивались на протяжении всего существования Советского союза. На данный момент правовая основа ОРД имеет структурированный характер. Однако, многие исследователи считают, что законодательство об ОРД на сегодняшний день имеет пробелы и несоответствия, а это означает, что правовая основа ОРД в России ещё не достигла совершенства в своём развитии.

По нашему мнению, правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в ходе оперативно-розыскной деятельности, должно обеспечивать законность в процессе организации и выборе тактики оперативно-розыскных мероприятий. В данных нормах должны быть учтены закономерности и тенденции современности преступности, в том числе общеуголовной, экономической, кибернетической, против государственной власти и управления, правосудия и наркопреступности, определены меры борьбы с ней, включая применение различных сил и средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности. Иными словами, эти нормы должны устанавливать определенный процессуальный порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий, определять направления их использования в решении задач борьбы с преступностью.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)