Файл: Понятие и значение приватизации (Особенности процесса приватизации в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если к 1 января 1993 г. в реестр предприятий, подлежащих обязательному акционированию, было включено 4978 предприятий, а зарегистрировано как акционерное об­щество 674, то к 1 июля 1994 г. эти показатели со­ставили соответственно 7129 и 4368. Всего же к 1 июля 1994 г. было зарегистрировано в качестве АО свыше 20 тыс. бывших государственных предприятий с совокуп­ным уставным капиталом 1,1 трлн рублей (старые балансовые цены), а в разных стадиях акционирования находилось и было включено в общероссийский реестр акционируемых предприятий более 30 тыс. предпри­ятий с оценочным уставным капиталом более 1,3 трлн рублей. Важно отметить, что около 23 тыс. из этих предприятий включились в процесс акционирования добровольно. Таким образом, чисто формально пред­ложение в рамках массовой приватизации было подго­товлено неплохо.

Безусловно, в перспективе значительная часть паке­та акций работников перейдет в руки "внешних" ин­весторов. Тем не менее любой промежуточный этап между моментом первич­ного распределения акций и появлением серьезного акционера – обладателя крупного пакета является не­сомненным препятствием для эффективного управле­ния АО со всеми вытекающими последствиями. В этом смысле разумной политикой было бы постепенное ограничение соответствующих прав работников пред­приятий.

2.4. Политика продажи акций. Чековые аукционы

В соответствии с курсом ГКИ на приоритетную поддержку ваучерной приватизации в нормативных документах жестко определена последовательность продажи акций конкретного предприятия: закрытая подписка для работников, продажа акций (именно акций, а не пакетов) на чековом аукционе, и только после этого продажа на инвестиционном конкурсе, из фонда акционирования работников предприятия и иные спо­собы. Все предприятия, принудительно преобразованные в АО, были разделены на пять групп в произволь­ной пропорции, акционирующиеся же добровольно – в зависимости от срока регистрации АО. Для каж­дой группы определялся крайний срок проведения че­ковых аукционов.

Количество акций, подлежащих продаже на чеко­вом аукционе, определялось как разность между об­щим количеством акций, подлежащих продаже за чеки (от 35 до 90% в зависимости от уровня собственности), и количеством акций, продаваемых за чеки по закры­той подписке и должностным лицам администрации на льготных условиях. Позднее была определена еди­ная обязательная квота акций, выставляемых на чеко­вый аукцион, в 29% от общего числа. Первый тип заявки – без указания минимума акций за 1 чек – должен удовлетворяться полностью, второй – с ука­занием предельной цены – в зависимости от спроса на акции. С учетом опыта проведения первых аукци­онов была также предусмотрена возможность дробле­ния номинала акции для удовлетворения всех заявок первого типа.


Несмотря на довольно жесткое законодательство, в течение всего срока проведения аукционов сохраня­лись такие негативные тенденции, как сопротивление властей в ряде регионов (по данным Аналитического центра администрации Президента РФ, в 1993 г. в 30 – 40% регионов было реализовано менее 3% че­ков, а 10 регионов обеспечивали 50% продаж всех акций) и отраслевых министерств.

Первые восемь показательных чековых аукционов прошли в декабре 1992 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Нижнем Новгороде и ряде других горо­дов. Всего же в декабре 1992 г. – июне 1994 г. в 86 регионах России на чековых аукционах были выстав­лены акции более 15 тыс. предприятий с суммарным уставным капиталом более 1,1 трлн. рублей и с числом занятых свыше 17 млн. человек, или почти 2/3 занятых в промышленности.

Таблица 3. Результаты чековых аукционов в Российской Федерации по месяцам, к 1 июля 1994г.

кол-во предпр.

число регионов, в которых проведены аукционы

сумм. уст. кап., млрд. руб.

число занятых на предпр, тыс. чел.

суммарный проданный уст. кап.

число принятых чеков

Декабрь 1992 г.

18

9

3,0

42

0,51

0,16

1993г.

Январь

107

26

5,7

184

0,60

0,15

Февраль

195

40

6,4

174

1,49

0,54

Март

436

56

22,5

525

5,27

2,25

Апрель

618

69

30,1

811

7,03

4,43

Май

577

72

23,3

519

4,60

3,62

Июнь

878

79

27,8

767

6,36

4,28

Июль

895

81

35,0

690

8,14

6,64

Август

871

81

33,0

737

6,80

4,45

Сентябрь

792

83

37,8

792

7,39

4,71

Октябрь

961

83

45,2

896

8,35

4,41

Ноябрь

934

83

46,3

805

8,64

2,78

Декабрь

1021

83

48,1

976

8,70

3,38

1994г.

Январь

733

84

46,0

635

9,07

3,09

Февраль

779

86

60,8

1266

13,6

4,51

Март

967

86

109,8

1017

16,6

8,90

Апрель

1057

86

96,6

1206

16,4

13,2

Май

1119

86

69,3

1070

16,0

8,0

Июнь

2621

86

386,3

3234

55,4

23,7

Всего по аукционам

15779

86

1151

17816

202,8

104


В сре­днем на аукционы выставлялось 18,9% акций каждого предприятия (против 29 по закону), всего же за чеки продавалось – с учетом закрытой подписки – в сред­нем 71% акций (против положенных 80%).

Уставный капитал самих АО, акции которых выно­сились на чековые аукционы, колеблется от 1 – 2 млн. до 30 млрд. рублей (РАО "Норильский никель"), при среднем по России около 100 млн. рублей. Не меньший разброс характерен и для доли уставного капитала, выносимой на аукцион: минимум 3%, как АО "Строи­тель" во Владивостоке, и максимум 60%, как АО "Свердловскдорстрой".

По оценкам ГКИ, максимальным спросом пользо­вались (до появления акций ТЭК) акции отдельных предприятий машиностроения, пищевой, табачной, ме­бельной, деревообрабатывающей отраслей, гостиниц, предприятий в наиболее "престижных" регионах, а также крупнейших (в расчете на ликвидность их акций) и небольших (в расчете на скорейшее установление контроля). При этом наблюдался очень заметный разброс курсов в зависимости от региона при среднем взвешенном по всем аукционам в 1,8.

Наиболее дешевые акции были типичны для ау­кционов провинциальных предприятий (до 405 ты­сячерублевых акций за 1 чек), а рекорды по наиболее дорогим акциям ставили мелкие столичные пред­приятия в центре города. В среднем же отмечена прямо пропорциональная зависимость между ко­личеством выставляемых акций (соответственно раз­мером уставного капитала предприятия) и аук­ционным курсом.

Анализ "отраслевой структуры" чеков, вложенных через чековые аукционы, показывает, что 70% из них приходится на предприятия восьми отраслей: ма­шиностроение (11,4%), металлургия (11,1%), химическая промышленность (10,5%), нефте- и газодобыча (9,1%), нефтепереработка (8,9%), электроэнергетика (8,1%), почта и связь (5,8%), транспортное маши­ностроение (5,0 %).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России.

Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.

Цель приватизации заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы.

Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было официально признано. Вначале происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе – приватизация экономики в целом.


В настоящее время не менее 80% всех крупных коммерческих предприятий в России созданы на основе государственного капитала, который начал свое движение и обращение в самом начале перестройки.

Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству первой ее формы пришел реальный полиформизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловлены многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.

Приватизация процесс длительный и требует основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.

В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

Очевидно, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.

Главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анохина С. Л. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Уч. пос. /С.Л. Анохина и др.;Под ред. Я.А. Пляйса; Фин. Акад. при Прав. РФ.- 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2010. - 509 с.
  2. Букреев В. В., Рудык Э.Н. Приватизация в России: былое и думы или кто виноват и что делать? / Москва, №3, 2005
  3. Вакурин А. В. Российская экономика за 30 лет – путь от преобразований к разочарованиям: монография / А.В. Вакурин, В.Н. Ковнир. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 214 с.
  4. Герасимова Р. Г. Сравнительный анализ экономического развития и рыночных реформ в странах с переходной экономикой в 1990-2009 годы: Монография / Р.Г. Герасимова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 182 с.Герасимова Р.Г. Сравнительный анализ экономического развития и рыночных реформ в странах с переходной экономикой в 1990–2009 годы : монография / Р.Г. Герасимова. — М. : ИНФРА?М, 2017. — 182 с.
  5. Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. / Джаншиев Г.А. - М.:ИД Тер. будущего, 2008. - 496 с.
  6. Захаров В. В. История государства и права России. В 2-х т. Т. 1: Учебник / В.В. Захаров; Под общ. ред. В.М. Сырых; ФГБОУ ВПО "Российская академия правосудия". - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с.
  7. Калинина Л. А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) / Калинина Л.А. - М.:Юстицинформ, 2010. - 376 с. 
  8. Карпычев М. В. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 2 / Под общ. ред. Карпычева М.В., Хужина А.М., Демичев А.А. и др. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 560 с.:
  9. Карпычев М. В. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 1 / Карпычев М.В., Хужин А.М. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
  10. Лозовский Л. Ш. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 113 с.
  11. Мау В. А. Сочинения: Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России (1985-1994); Экономическая реформа: Сквозь призму конституции и политики. Государство и экономика: опыт посткоммунистической трансформации / Мау В.А. - М.:Дело АНХ, 2010. - 408 с.
  12. Радыгин А.  Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, "новое измерение для России": в 2 т. Т.1.: Монография / Радыгин А., Энтов Р.М., Мальгинов Г.Н. - М.:Дело, 2014. - 464 с.:
  13. Радыгин А.  Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, "новое измерение для России": в 2 т. Т.2: Монография / Радыгин А., Энтов Р.М., Мальгинов Г.Н. - М.:Дело, 2014. - 488 с.
  14. Сорокин, Д. Е. Российская экономика: переход к новым источникам роста [Электронный ресурс] / Д. Е. Сорокин // Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы / Б. Б. Рубцов, П. С. Селезнев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - с. 22 - 35.
  15. Сухов А. Н. Историко-психологический анализ реформ и модернизации России [электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Н. Сухов. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 280 с.