Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Анализ состояния современного налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту.

Главой 26 в налоговую систему Российской Федерации был введен налог на добычу полезных ископаемых. В Налоговом кодексе Российской Федерации налог на добычу полезных ископаемых трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Согласно НК РФ, плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ[2, ст. 334].

Согласно НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ (в том числе из залежи углеводородного сырья), а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах[1, ст. 336].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду полезных ископаемых в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты. Применительно к налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых в отношении всех полезных ископаемых кроме нефти, газа, газового конденсата, угля. В отношении нефти, газа, газового конденсата и угля налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Например, конкретно по торфу установлена ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом – 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, – 0%.


Водный налог регулируется главой 25.2 Налогового кодекса и представляет собой федеральный платеж. Водный налог платят организации и граждане, осуществляющие специальное или особое водопользование[2, п. 1 ст. 333.8].

Водным налогом облагаются следующие виды: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях водопользования [1, п. 1 ст. 333.9].

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал [1, ст. 333.11]. Ставки водного налога указаны также в НК РФ[1, ст. 333.12]. Они установлены в рублях за единицу налоговой базы. Размер ставки зависит от вида водопользования. Кроме того, ставки различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Сборами облагаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, поименованные в НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании выданного разрешения[1, ст.333.3]. В НК РФ перечислены животные, птицы, рыбы и другие обитатели водоемов, которые таким образом признаются объектами обложения данными сборами [1, ст. 333.3].

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Таким образом, формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ происходит за счет налоговых поступлений. Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике России, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физических и юридических лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства. Федеральные налоги являются обязательными к уплате платежам устанавливающимися высшим органом законодательной власти Российской Федерации. Налоговые доходы поступают в федеральный бюджет или распределяются между ним и бюджетами субъектом Российской Федерации.


1.3 Особенности налоговой системы Германии

В каждой стране существуют свои налоговые системы, и они существенно отличаются друг от друга. На развитие экономики страны воздействует эффективность системы налогообложения. С помощью налогов происходит перераспределение доходов, это позволяет сократить разрыв в доступности к материальным благам разных слоев населения и снизить социальную напряженность в обществе. Германия является страной с мощной (крупнейшей в ЕС) экономикой за счет развитой инфраструктуры, высококвалифицированной рабочей силы и ряда других факторов. Основными особенностями немецкой экономики являются ее ориентированность на промышленный сектор, экспорт, и высокая роль банковского сектора. Является членом Евросоюза. Следует отметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом. (рисунок 1)

Величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту гражданина и все, что гражданин может получить от государства.

Налоговая система должна исключать двойное налогообложение.

Налоги должны быть по возможности минимальными, а также затраты на их взимание.

Система налогообложения должна строиться на уважении к частной жизни налогоплательщика.

Налоги должны соответствовать структурной политике и быть нацелены на более справедливое распределение доходов.

Рисунок 1 - Принципы налоговой системы Германии

Налоговая система Германии основана на принципе множественности налогов и имеет федеративное устройство. Как федеративное государство, оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Рассмотрим налоговую систему Германии. [19]

Государственное устройство Германии предполагает трёхступенчатую систему организации государственных финансов, в силу чего налоговая система этой страны также является трёхуровневой.

Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, позволяющее реализовать концепцию вертикального и горизонтального выравнивания неравномерного экономического развития федеральных земель.


В зависимости от компетенции взимания и распределения доходов между звеньями бюджетной системы виды налогов в Германии показаны на рисунке 2.

Налоги

Собственные

Общие

Распределяются по установленным нормативам в бюджеты разных уровней бюджетной системы: в федеральный бюджет, в бюджеты федеральных земель и в бюджеты общин.

Муниципальные (налоги общин)

Федеральные

Земельные (налоги федеральных земель)

Рисунок 2 – Виды налогов в Германии

Общие налоги распределяются по установленным нормативам в бюджеты разных уровней бюджетной системы: в федеральный бюджет, в бюджеты федеральных земель и в бюджеты общин.

Собственные налоги закрепляются за соответствующими звеньями бюджетной системы и зачисляются туда в полном объёме. Всего в Германии 45 видов налога, включая такие как: налог для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и многие другие. [19]

В общем же, все налоги Германии можно разделить на три основные группы:

  1. налоги на доходы: подоходный налог с физических лиц; налог на хозяйственную деятельность; налог на прибыль предприятий.
  2. налоги на имущество: налог на землю; налоги на дарение и наследство.
  3. налоги на сделки и потребление: налог на приобретение имущества; НДС.

Рассмотрим некоторые налоги подробнее.

Подоходный налог с физических лиц. Основной источник государственных доходов - он дает около 40% всех налоговых поступлений. Налогом облагается доход физических лиц из разных источников (в том числе с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом).

В подоходный налог входит:

- налог на заработную плату;

- налог на доходы с капитала.

Подоходным налогом также облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений. Это прогрессивный налог. Его минимальная ставка - 19%, максимальная — 53%.

Необлагаемый налогом минимум составляет в год 5616 евро (для одиноких) и 11232 евро (для семейных пар) Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 евро и 16307 евро для семейных пар действует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%.

Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 евро (для одиноких) и 240083 евро (для семейных пар). Все доходы выше облагаются по максимальной ставке 51%. Действуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай) и другие. На него приходится 9,55% ВВП Германии в 2015 году.


Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС. Согласно Закону о НДС в Германии действуют две налоговые ставки: общая налоговая ставка, составляющая 19% и пониженная - 7%.

Пониженная налоговая ставка применяется главным образом при поставках, личном пользовании и ввозе большинства продуктовых товаров (за исключением напитков) и в сфере деятельности заведений общественного питания. Определенные льготы предусмотрены и для мелких предприятий. НДС не взимается, например, с экспортных поставок и давальческой обработки предметов, предназначенных для экспорта, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах. [28]

Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью).

Объектом налогообложения является корпорации несколько собственников владелец у корпорации один Общая сумма налоговых распределяется между звеньями образом: 48% зачисляется федеральных земель, 13% Фонд выравнивания налогового бремени и бюджет ЕС.

Налоги в Германии обеспечивают около 80% бюджетных доходов. Именно поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики.

Особенностью правового обеспечения налоговой системы Германии является конституционное закрепление полномочий по взиманию и распределению налогов между федерацией, федеральными землями и общинами. [28]

В Германии действует уже сложившаяся налоговая система с прочными демократическими традициями, а в России только начинается процесс ее формирования, и пока нет ее важнейшей основы – многочисленного среднего класса. В России пока отсутствуют условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы налогообложения в западных странах. Среди этих условий можно выделить, например, следующие:

– высокий уровень налоговой культуры граждан Германии;

– доходы большинства россиян значительно ниже, чем в Германии;

– разумные и соответствующие социально-экономическим условиям налоговые ставки.

В опыте функционирования налоговой системы Германии есть немало ценного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание объективные условия, в которых развивается налоговая система России.