Файл: Оперативно – розыскная деятельность и права граждан (Значение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Выбирая данную тему для курсовой работы, я руководствовался тем, что оперативно-розыскная деятельность - одна из основных форм борьбы с преступностью, которая в цели своего достижения не может не ограничивать конституционных прав граждан. Проведение таких оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений и обследование жилых помещений, основано на ограничении прав, закрепленных в ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации. В то же время наведение справок, проведение опросов, наблюдения, оперативного внедрения и ряда других ОРМ предполагает сбор сведений об образе жизни, девиантном поведении, порочных привычках и наклонностях, аморальных поступках, контактах проверяемого лица, большая часть которых связана с проникновением в сферу частной жизни. Таким образом, возникает проблема создания надежных правовых гарантий от необоснованного ограничения прав личности при осуществлении ОРМ.

Задачи данной курсовой работы: анализ основных гарантий прав гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, и выявления основных проблем при реализации основных пунктов ОРД, так же краткий анализ судебных решений Конституционного Суда России.

Изучение судебной практики Конституционного Суда показывает, что не всегда правильно понимаются гражданами России те или иные пункты закона об ОРД тем самым создаются прецеденты в области судебной практики. К сожалению, допускаются ошибки сотрудниками оперативно-розыскных подразделений при проведении оперативно-розыскных мероприятий, и не все сотрудники придерживаются такого правила, которому они должны служить как законность, что приводит к ущемлению прав и свобод личности. Поэтому профессиональная подготовка личного состава органов внутренних дел должна включать правовую подготовку, направленную на качественное освоение материала сотрудниками и их руководителями комплекса теоретических и практических знаний, использование которых приведет к безупречной работе ОВД. Потому образовательные учреждения в области подготовки кадров МВД остро ставят этот вопрос в научных изданиях.

Данная работа состоит из введения. Трех основных частях, в которых будет даваться юридическая оценка оперативно-розыскной деятельности. Заключения с выводами по данной курсовой работе. Курсовая работа основывается на различных научных, юридических источниках, комментариях к кодексам и законам, статей различных периодических изданий.


ГЛАВА 1. Значение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

 В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с частью 1 ст. 17 Конституции РФ, т.е. человек его права и свободы признаны высшей ценностью российского права[1].

Ни при каких обстоятельствах не подлежат ограни­чению право на жизнь, охрана государством личную и семей­ную тайну, достоинства личнос­ти, право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др.

Конституционный Суд РФ определил, что гарантии права на судебную защиту сохраняются во всех случаях, и закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту отно­сится к числу основных. Оно действует во всех видах судопроизводства и на всех его стадиях, включая касса­ционное и надзорное судопроизводство, выступает как гаран­тия в отношении всех конституционных прав и свобод.

Статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопаснос­ти государства».

Конституционный Суд РФ, учитывая свою практику, практику консти­туционных судов Европы и Европейского Суда по правам человека, определил допустимые ограничения прав и свобод человека и гражда­нина[2].

Перечислим некоторые из них[3]:

– ограничения конституционных прав должно быть соразмерно конституционно признанным целям;

– в случаи, когда зако­нодателю дозволено установить ограничения закрепляемых им прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое приводило бы к ут­рате его реального содержания;


– государство, при допустимости ограничения того или иного права в соответ­ствии с конституционно одобряемыми целями, должно использовать не чрезмерные, а только необ­ходимые и строго обусловленные этими целями меры;

– возможность ограничения прав и сво­бод при определенных условиях по норме Конституции РФ не может служить оправданием ущемления прав и свобод человека и гражданина по национальной принадлежности или иного обстоятельства;

– публичные интересы, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только лишь когда они справедли­вы, являются пропорциональными, адекватными, соразмерны­ми и необходимыми для защиты прав и законных интересов других лиц, не затрагивают конститу­ционное право, т.е. не ограничивают применение соответствующих конституционных норм;

– для исключения возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина, в какой либо правопри­менительной ситуации, норма должна быть точной, формально опреде­ленной ясной и четкой, не допускающей двоякого толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

Так при осуществлении ОРД учитываются вышеперечисленные правовые позиций соблю­дения прав и свобод человека и гражданина.

ФЗ об ОРД фор­мулирует правовой механизм конечной цели ОРД, определяет принцип его осуществления (ст. 1 и 3 ФЗ об ОРД), и обеспечивает гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В ст. 5 ФЗ об ОРД эти гарантии находят наиболее полное отражение.

Закон реализует гарантии закрепив определенные обязанности за оперативно-розыскными органами и должност­ными лицами при проведении ОРМ: соблюдение прав человека и граж­данина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, т.е. переписки, телеграфных, телефонных и иных сообщений; запрет на разглашение сведений, затрагивающих указанные конституцион­ные права, честь и доброе имя гражданина; соблюдение прав объе­ктов ОРД на защиту в форме обжалования действий субъектов ОРД как в орган, которому они подчинены, так и в прокуратуру или суд; установление оснований и порядка такого обжалования; обязан­ность восстановления указанными органами прав и законных ин­тересов физических и юридических лиц, принятия мер по возме­щению причиненного вреда; указание на возможность ответствен­ности, предусмотренной законодательством РФ[4].

Так законодатель предусмотрел комплексный подход к реализации прав граждан в виде со­блюдения их со стороны субъектов ОРД, и использование лицом права на защиту, выше­стоящими органами, прокуратуры и судом, с при­влечением виновных к соответствующей ответственности.


Ст. 5 ФЗ об ОРД не только определяет обязанность оперативно-розыскных органов обес­печивать соблюдение прав человека и гражданина, но и перечисляет определенные права, обеспечить соблюдение которых не­обходимо при проведении ОРМ: личная и семейная тайна жизнь, неприкосновенность частной жиз­ни, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции[5].

Данные конкретные конституционные права человека имеют исключительно важное значение, обеспечивать соблюдение которых предписывается законом, применительно к объектам ОРД. В ст. 5 ФЗ об ОРД это четко определено фразой «при проведении опера­тивно-розыскных мероприятий», т.е. здесь идет речь об их объек­тах. И нарушение только этих прав может обжаловаться в порядке, установленном законом, в вышестоящий орган, прокурору или в суд.

Не нарушение конституционных права человека и гражданина, безусловно, является обязанностью оперативно-розыскных органов, и эта обязанность относится не к объектам ОРД, а ко всем ли­цам без исключения и безотносительно к ст. 5 ФЗ об ОРД.

Так подведем итог, какие же гарантии относятся к соблюдению прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД:

1) права обеспеченные конституцией: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ)[6];

2) при осуществлении оперативно-розыскной деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина субъектами ОРД;

3) возможность обжаловать нарушения при ОРД конституционных прав в порядке, установленном ст. 5 ФЗ об ОРД, в вышестоящий орган, прокурору или в суд.

Определяя значение гарантий при осуществлении ОРД мы понимаем, что законодатель определил в Законе об ОРД практически все аспекты безопасности государства и гражданина в частности.

В Законе четко прописаны пункты, по которым могут проводить розыскные мероприятия должностные лица, при этом максимально сохраняются конституционные права граждан.

ГЛАВА 2. Соблюдения прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности


Ограничение прав и свобод граждан в ОРД, как правило, происходит в процессе проведения конкретных ОРМ, а потому не случайно почти в каждой третьей жалобе на нормы Закона об ОРД, рассмотренной Конституционным Судом, предметом оспаривания выступают положения ст. 6 названного закона, закрепляющей перечень таких мероприятий. При этом данная статья в большинстве случаев оспаривается в совокупности с другими нормами Закона, регулирующими основания и условия проведения ОРМ.

Контроль и запись переговоров является следственным действием, которое регламентируется УПК РФ. По УПК РФ, это следственное действие может проводиться только в рамках производства по уголовному делу по судебному решению, которое выносится по результатам рассмотрения соответствующего постановления следователя, согласованного с руководителем следственного органа, и при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц содержат сведения, имеющие значение для уголовного дела[7].

Существует проблема установления правового режима записи телефонных переговоров с согласия одной из сторон, в том числе без подключения к станционной аппаратуре операторов связи. В поступающих обращениях приводятся многочисленные примеры использования в качестве доказательств вины подсудимых записей телефонных переговоров, негласно произведенных одним из собеседников без судебного решения. Такая запись чаще всего производится в случаях вымогательства взятки после обращения гражданина в правоохранительный орган, сотрудники которого предлагают заявителям записать на диктофон свои телефонные переговоры с вымогателем и предоставляют для этого необходимую аппаратуру. В отдельных случаях лица, у которых вымогается взятка, сами по своей инициативе и на собственную аппаратуру осуществляют запись своих переговоров с вымогателями, а затем предоставляют полученные фонограммы в распоряжение следствия. В таких случаях может оспариваться правомерность записи телефонных переговоров с согласия одной из сторон при документировании фактов сбыта наркотиков либо совершения других преступлений, если она производилась без судебного разрешения.

По этому вопросу необходимо отметить, что часть 6 ст. 8 Закона об ОРД допускает возможность записи телефонных переговоров с согласия одной из сторон без судебного разрешения при возникновении угрозы жизни, здоровью либо собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа, с обязательным уведомлением соответствующего суда в течение 48 часов. Вместе с тем законодатель не предусматривает возможности записи телефонных переговоров по заявлению одной из сторон без судебного решения в случаях отсутствия каких-либо угроз в отношении заявителя, а потому могут возникнуть сомнения в правомерности записи таких переговоров, в частности, с согласия лица, участвующего в наблюдении, проверочной закупке, оперативном эксперименте и некоторых других ОРМ[8].