Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Методы и принципы правового регулирования в предпринимательском праве РФ).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
того, в группу входят по регулированию хозяйства. отношения поддержке и ограничению деятельности, регулирования продукции, и услуг, регулирования .
Подводя проделанной первой необходимо вывод:
право собой юридических , регулирующих отношения и связанные с иные, в числе отношения, а отношения государственному экономики в обеспечения государства и .
В предмет права :
- предпринимательские – отношения, в процессе предпринимательской ;
- связанные с некоммерческие – отношения имущественного , связанные с предпринимательской , например поводу ЮЛ и ;
- отношения, в процессе регулирования деятельности – , возникающие государственными и предпринимателями в , например, контроля ();
- внутрихозяйственные – отношения, внутри субъектов структурными .
Результаты анализа практики о использования в предпринимательском позволили к выводу о , что некорректность и легальной понятия деятельности в законодательстве выработанными практикой позициями.
2. Методы и правового в предпринимательском РФ
2.1 Метод права
методом регулирования, в отрасли , понимается приемов и воздействия отношения, данной . Как , каждая предполагает для специфичные средства на вид отношений. [11]
в целом случаев права не типичные них отношения, и отношения, или , тесно с этими отношениями.
и метод регулирования характерные только данной , но и других права средства. того, в отраслях, к , вне сомнения, предпринимательское , обычно не , а сочетание методов регулирования.
В плане правового общественных определяется с следующих :
а) порядок прав и обязанностей;
б) определенности прав и действий субъектов;
в) юридических , влекущих ;
г) характер положения в правоотношениях, в реализуются , распределение и обязанностей субъектами;
д) и средства , субъективных .
Исходя специфики предпринимательского , можно , что используется , сочетающий в черты методов регулирования:
- рекомендаций ( метод), котором предпринимательства свои при правовых , выбирая приемлемые себя поведения;
- обязательных (императивный ), при
устанавливаются требования к осуществления
деятельности, и обязанности участников;
- автономных (метод ) который исходящими одной сторон предложениями такую взаимных , обязанностей и , которая наиболее соответствовать обеих и будет только в согласия это стороны.
выше правового , как , применяются регулировании правоотношений, при предпринимательской , в тесном (например, требование любого лица бухгалтерский сочетается с выбора для учетной ).[12]
Исходя специфики предпринимательского , законодатель в случаях установление и обязанностей в заключенного , в других - в связи с применения (предписание органа), в случае и обязанности вытекают закона ( государственной )1.
Нормы права предоставлять более менее , автономно вопрос объеме и обязанностей ( нормы), носить характер, а исчерпывающе объем права обязанность ( нормы).
предпринимательских могут в равноправном подвластном (горизонтальные между и вертикальные предпринимателями и ). Защита прав и санкций невыполнении могут различными - гражданско-, административными, и в различном (административном, ).[13]
Таким , взаимосвязь при частных с государственным воздействием , где диктуется интересами, а учет компетентных - это характеристики правового предпринимательского , который комплексным и в себе методов: предписаний, решений и .
2.2 Принципы права
принципами понимаются положения права. обладают свойств, ставит в один с другими факторами, как и метод регулирования отношений.
находят отражение в праве. нормами , принципы регулятивную , т.е. непосредственно общественные . Например, гражданского применяются, есть в гражданском и возникает в применении права (п. 2 . 6 ГК ).
В юридической принято принципы : 1) общие и 2) (отраслевые). того, в науке принципы институтов.[14]
К общих можно принципы: 1) , 2) справедливости, 3) равенства, 4) свободы и .
Отсутствие кодекса лишает говорить о предпринимательского . Большинство принципов, могут в области деятельности, в Конституции .
Принципы права с комплексности (-публичной) включают в отдельные гражданского, и др. права.
1. предпринимательской – основополагающий предпринимательского . Этот закреплен в . 8 Конституции , в соответствии с в РФ свобода деятельности. конкретно принцип в ст. 34 закона: « имеет на использование способностей и для и иной запрещенной деятельности».
предпринимательской не : она быть в общественных ; в качестве ограничения выступать, , институт отдельных предпринимательской , обязательное в саморегулиремых .
Свобода деятельности следующие элементы:[15]
а) объединения совместной деятельности – организационно- формы деятельности и в уведомительном различных структур (. 34);
б) свободу имущество в , владеть, и распоряжаться как , так и с другими ; свободу , пользоваться и землей и . природными (ст. 34, 35);
в) договора – гражданско- сделки (ч. 2 . 35, ст. 74, ч. 4 . 75);
г) свободу незаконной (ч. 2 ст. 34);
д) заниматься предпринимательской и не законом деятельностью в с принципом « все, не законом» (ч. 1 . 34).
2. Принцип договора (ч. 2 . 35, ст. 74, ч. 4 . 75 Конституции , ст. 1, . 421 ГК ):[16]
а) граждане и лица в заключении или от заключения.
общему , понуждение к договора допускается, исключением , когда обязанность ГК , законом добровольно обязательством. , в силу п. 3 . 426 ГК коммерческая не отказываться заключения договора наличии предоставить соответствующие , услуги, для соответствующие ; сторона, предварительный , не уклониться заключения договора (. 429 ГК );
б) стороны заключить как , так и предусмотренный или правовыми . Свобода дает контрагентам смешанный , включающий в п. 3 ст. 421 РФ различных , предусмотренных или правовыми ;
в) свобода в контрагентов договора. В экономике плановые , обязывающие вступить в отношения;
г) самостоятельно условия договора. В же , существенные могут определены .
3. Принцип « перемещения» (. 8 Конституции , ст. 1 РФ). В ст. 8 РФ «в гарантируется экономического , свободное товаров, и финансовых ». ГК (п. 3 ст. 1) , что ограничения товаров и могут введены федеральным и лишь , когда оказывается в целях основ строя, , здоровья и интересов лиц, обороны и безопасности .
4. Принцип и юридического всех собственности (. 8, 9, 34, 35 Конституции ). В соответствии с п. 2 . 8 Конституции в признаются и равным частная, , муниципальная и формы . В Конституции и РФ (п. 1 . 212) частная открывает форм . Однако не , что частная собственности каким- преимуществом.
условно подразделить 2 группы: (собственность и юридических ) и публичную ( РФ, РФ и , а также , находящуюся в государственных и предприятий).
5. конкуренции и монополистической (п. 2 ст. 34): « допускается деятельность, на и недобросовестную ». Аналогичная содержится и в п. 1 . 10 ГК ; она пределы гражданами и лицами прав. И РФ и РФ субъектам деятельности своими (например, доминирующим на ).
6. Принцип регулирования () предпринимательской и недопустимости вмешательства в дела (п. 1 . 1 ГК ). Как было , государственное экономики в любом . Его формы и определяются условиями, экономического и развития, традициями, особенностями и факторами.
России к отношениям пересмотра государственного экономики, административных воздействия косвенные .
Основная государственного предпринимательской видится в баланса интересов и публичных государства и в целом.
этой и должны нормы права, в себе и публично- начала, между непрерывно .
В этом было немало , не из удалось и сегодня. же , что быть в процессе регулирования деятельности - соблюдение частных предпринимателей и интересов и общества в .
Здесь обратить на законы:
Федеральному от 28.12.2009 N 381- "Об государственного торговой в РФ" регулирование деятельности посредством: требований к организации и ; антимонопольного и информационного в этой ; государственного (надзора), контроля в области. не свое , в частности, : внешнеторговую ; торговлю товарных ; деятельность продаже на рынках; -продажу бумаг и недвижимости.[17]
7. законности. принцип общеотраслевым и его в - основа правового . Что касается в предпринимательской , то необходимо внимание два . Во-, сама деятельность осуществляться строгом требований . Во-, что менее , государством быть законность актов, деятельности государственной и местного , регулирующих . Некоторые по законности действующим . Так, . 13 ГК определяет и порядок недействительным государственного и органа самоуправления. В нормативного укреплению способствует правила актов органов власти в юстиции .
8. Отграничение права других права
предпринимательского от отраслей сравнением предмета с правового смежных . В принципе предпринимательского -- это отношения в экономике. не они предпринимательским .
Потребление продукта ( в виду потребление) в рамках права, которого на имущественных, неимущественных .
В реальной потребление и его по гражданами , работ и оторваны непосредственных процессов.
являются сферой, в перемещаются производства. же удовлетворения граждан особое и соответственно регулирование. В смысле оборот, совокупность актов в процессе , распределения, , представляет самостоятельную , в которой производители, а граждане. же -- это сделок удовлетворению потребностей, и взаимодействуют и граждане, между , совершая по интересов .
От права право тем, к предмету права исполнительно- деятельность , то отношения в власти и . Такие существуют , где органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностных лиц. Это характерная сфера общественных отношений административного права.
В предпринимательских же отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица как субъекты права в предпринимательстве не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы государства от его имени1.
От трудового права предпринимательское право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как предпринимательских образований.
От финансового права предпринимательское право отличается тем, что регулирование финансов, бюджета (государственного плана Формирования и реализации доходов государства) является предметом Финансового права. Регулирование же источников доходов предприятий и предпринимателей и их использования в воспроизводственном кругообороте составляет предмет предпринимательского права. Хозяйственная деятельность невозможна вне образования по определенным правилам доходов и их реализации. Она предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли.
Поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов регулирование осуществляется нормами предпринимательского права. В части же образования государственных доходов на основе налогов, направления бюджетных средств отношения составляют предмет финансового права.
Не встречает значительных трудностей отграничение земельных и предпринимательских отношений.
Сам объект - земля и связанные с нею отношения, даже по поводу вовлечения ее в оборот на основе передачи в собственность, ввиду особой важности данного объекта составляет предмет земельного права. Тоже следует сказать о водных, горных, лесных и природоохранных отношениях. Для хозяйственной деятельности земельные и иные природоресурсные отношения являются хотя и важными, но не главными, сопутствующими. Поэтому предпринимательско-правовым регулированием они не охватываются.
В последние годы некоторые ученые - правоведы стали выдвигать концепцию самостоятельности сельскохозяйственного или аграрного права, как обеспечивающего регулирование всех общественных отношений, возникающих в ходе производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки в рамках деятельности агропромышленного комплекса.
Несомненно, что регулирование отношений в любой отрасли народного хозяйства имеет свои отраслевые особенности. Имеются они и в отрасли сельского хозяйства, функционирующей в системе агропромышленного комплекса страны. Однако в принципе отношения организаций сельскохозяйственного производства и взаимодействующих с ним обслуживающих организаций промышленности, торговли, кооперации являются теми же предпринимательскими отношениями, возникающими в связи с профессиональным производством товаров. Ту часть сельскохозяйственного права, которая обеспечивает регулирование данных отношений, можно назвать подотраслью предпринимательского права.