Файл: Лидерство (Понятие лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Только воздействуя на них определенным образом или влияя на них можно побуждать или мотивировать людей.

Способность оказывать влияние на поведение людей в управленческой литературе называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Возможность влияния на удовлетворение потребностей-это обладание властью.Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности.

При назначение на руководящую должность подразумевается передача руководителю всей полноты власти. Разумного применения статуса руководителя, имеющейся у него власти и влияния вполне достаточно для эффективного управления. В жизни же все гораздо сложнее, ведь руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетным судьей — словом, он должен быть лидером. Обязательным качеством преуспевающего менеджера в современной России является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по наз-начению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря личным качествам, независимо от должности в служебной иерархии. В условиях современного уровня конкурентной борьбы, вопросы использования власти и лидерства выходят на первые позиции.

Проблемы, которые стоят перед руководителем организации в плане соотношения лидерства и власти действительно сложны и неоднозначны, поэтому тема курсовой работы о лидерстве и власти - актуальна и значима в настоящее время.

Целью данной курсовой работы является изучение лидерства и власти в системе менеджмента. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и функции лидерства.

- дать характеристику видам и формам власти;

- раскрыть понятие делегирования полномочий в системе власти;

- раскрыть понятие и способы управленческого влияния;

ГЛАВА 1. Лидерство.


  • Понятие лидерства

Лидерство – это искусство получать от людей больше, чем, по их мнению, они могут дать.

Президент компании

«Бритиш Аэроспейс»

Лидерство – это важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей.

Лидер (от англ. leader – «ведущий, руководитель») – символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.

В этом определении сознательно не конкретизируются источники и формы власти лидера, те причины, из-за которых группа признает за ним право решать и управлять. Лидер часто выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Сфера влияния лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Существуют понятия «формальный лидер» – руководитель, обладающий официальными полномочиями по управлению и проявляющий лидерские качества, и «неформальный лидер» – сотрудник организации, не наделенный властными полномочиями, но демонстрирующий лидерское поведение по отношению к своим коллегам по работе.

Для описания процессов лидерства в организации, как правило, не используются такие термины, как «начальник и подчиненные» или «руководитель и сотрудники». Чаще говорят о «лидере и его последователях». Очевидно, что истинные лидеры используют для достижения целей организации такие формы влияния на последователей, как пример, харизма и экспертное влияние, не прибегая к принуждению.

К сожалению, просто хорошие менеджеры, как правило, не могут стать подлинными лидерами, способными реформировать деятельность корпораций.

Джон Катценбах

 По мнению американского консультанта в области управления Дж. Катценбаха, «обычные менеджеры стремятся поддерживать порядок и контроль, обеспечивать выполнение поставленных задач в рамках выделенных бюджетов и имеющихся ресурсов. Менеджеры-лидеры нацелены на изменение всего и вся и стараются привлечь к решению важнейших задач как можно больше работников. Им нравится влезать во все самим».

Рис. 1. Отличительные особенности менеджеров-лидеров (по Дж. Катценбаху)


 Большинство менеджеров среднего звена осознают свои слабые места и искренне стремятся воспитать в себе необходимые для лидеров качества.

Изучение лидерства на систематической основе было впервые предпринято в период между 1930 и 1950 г. К настоящему времени в теории лидерства выделяют три подхода (направления): личностныйповеденческий и ситуационный. Лидерство в психологии — процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Объяснение лидерства нашло отражение в нескольких теориях: ситуациональной, функциональной, поведенческой и других, а также интегральной теории лидерства.

Личностный подход к лидерству. Теория черт.

Старейшей из теорий лидерства является теория черт, название которой происходит от словосочетания «черты характера». Эта теория также известна под названием «теория великих людей», т.к. для выявления лидерских качеств ученые изучали биографии известных полководцев, политических и государственных деятелей и других великих людей.

Авторы теории черт преследовали цель выявить и описать качества, навыки и черты характера, присущие лидерам: острый ум, твердая воля и целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие и т.п.

Например, по мнению американских исследователей Д. Ханта и Р. Осборна , развивавших этот подход, эффективный лидер должен обладать следующими специальными навыками:

1.       Концептуальные навыки – способность анализировать и решать комплексные проблемы.

2.       Управленческие навыки – способность решать специальные задачи.

3.       Навыки планирования и организации – способность выбрать курс действий и сконцентрировать ресурсы для достижения цели.

4.       Навыки принятия решений – способность использовать информацию и логику для поиска альтернативных решений.

5.       Поведенческая гибкость – способность изменять личное поведение в соответствии с целями или реагировать на изменение ситуации.

6.       Коммуникативные навыки – способность эффективно взаимодействовать с людьми.


7.       Административные навыки – способность стимулировать и руководить (направлять) людьми или группами для достижения цели или выполнения задания.

8.       Объективность – способность объективно оценивать усилия персонала и его слабости.

9.       Личное влияние – способность производить хорошее впечатление.

10.  Речевые навыки и навыки письменных коммуникаций – способность ясно и убедительно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

11.  Навыки снятия стресса – способность сохранять высокую работоспособность при наличии стресса.

В 40-х годах XX века ученые начали изучать собранные данные о соотношении личных качеств человека и его лидерских способностей. Но несмотря на сотни проведенных исследований, они так и не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают выдающегося лидера. Дальнейшие исследования поставили теорию черт под сомнение, так как при детальном анализе оказалось, что индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором позитивных психологических и социальных признаков личности вообще.

Американский исследователь Ральф Стогдилл в 1948 г. сделал комплексный обзор исследований в области лидерства. Он отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества, и человек не становится эффективным руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств. Однако это не означает полного отрицания теории черт.

  • Поведенческий подход к лидерству.

 В основе поведенческого подхода к проблемам лидерства лежит предположение, что эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. В соответствии с этим подходом стиль руководства может быть: автократичнымдемократичным или либеральным (рис. 73).

Рис. 2 Стили руководства

Автократичный лидер авторитарен обладает достаточной властью навязывать свою волю исполнителям, использует директивный стиль руководства. Он намеренно апеллирует к потребностям низкого уровня подчиненных, как можно больше централизует полномочия и строго регулирует работу подчиненных, почти не давая им свободы в принятии решений. Плотно руководит всей работой в пределах его компетенции, может оказывать психологическое давление и угрожать .


Демократичный лидер старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, вкладывает усилия в создание атмосферы открытости и доверия, старается научить подчиненных вникать в проблемы организации. Он никогда не навязывает свою волю подчиненным, поэтому часто использует механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, самовыражении и т.п.

Либеральный стиль руководства характеризуется низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства, который вряд ли можно причислить к лидерству.

Дальнейшие исследования лидерства заставили исследователей и практиков сделать вывод, что ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить однозначное соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и его эффективностью – с другой, т.к. на эффективность лидерства решающее влияние оказывают разнообразные ситуационные факторы.

    1. Модель лидерства Ицхака Адизеса.

Очень интересный взгляд на компетенции менеджеров и модель лидерства предлагает американский профессор Ицхак Адизес.

 

Ицхак Калдерон Адизес (Ichak Kalderon Adizes, р. 1948) – один из мировых экспертов в области улучшения производительности организаций путем проведения изменений. Является основателем и президентом Института Адизеса, преподавателем Стэнфордского университета, Школы менеджмента Калифор нийского университета, Иерусалимского университета, научным руководителем программ Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ.

По его мнению, основополагающую задачу менеджера можно выразить следующим требованием: «Сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе». Для решения этой задачи менеджеру необходимо обладать многочисленными, порой взаимоисключающими качествами и уметь эффективно выполнять четыре функции: