ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.  Integrating (I) – Интеграция (объединение).

Реализация каждой функции позволяет получить ответ на соответствующий вопрос .

Рис. 4. Функции менеджмента по И. Адизесу

Р –Что нужно сделать?

А –Как это нужно сделать?

Е –Когда и зачем это нужно сделать?

I –Кто это должен делать?

По мнению И. Адизеса, большинство менеджеров могут успешно выполнять одну-две из рассмотренных функций, опираясь на которые они формируют свой стиль управления. Однако эффективный менеджер должен владеть хотя бы элементарными навыками выполнения каждой из них. Если же одна или несколько функций не выполняются (это обозначается прочерком в коде), то имеют место стили неправильного менеджмента. Например:

(Р - - -) – «Герой одиночка»;

(- А- -) – «Бюрократ»;

(- - Е -) – «Поджигатель»;

(- - - I) – «Горячий сторонник».

Доминирование в манере управления одной из функций (успешное ее выполнение) при удовлетворительном выполнении трех остальных порождает, по мнению И. Адизеса, один из характерных стилей эффективного менеджмента (табл. 1).

Таблица 1.

Стили эффективного менеджмента

Код

Стиль эффективного менеджмента

Paei

«Производитель»

  • знает, что нужно клиенту;
  • умеет создать то, что нужно клиенту;
  • самостоятельно производит продукт;
  • обладает мотивацией достижения.

pAei

«Администратор»

  • методичен и организован;
  • способен видеть «подводные камни»;
  • знает, что происходит в компании;
  • заботится о достоверности информации;
  • не производит продукт.

paEi

«Предприниматель»

  • выбирает направление развития компании;
  • является творческой личностью;
  • проявляет смелость и готовность действовать.

paeI

«Интегратор»

  • способен объединять людей;
  • обладает творческими способностями;
  • проясняет недоразумения;
  • чувствует и понимает других людей;
  • не стремится стать незаменимым.

Однако лидером, по мнению И. Адизеса, можно назвать только такого человека, который успешно выполняет две или более функции, причем одной из них обязательно должна быть интеграция (I) – умение объединять людей. При этом прочие функции также должны выполняться удовлетворительно: PAeI, PaEI, pAEI, PaeI, pAeI, pаEI


ГЛАВА 2 Власть

2.1 Понятие власти

Вла́сть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Рис.5 Вла́сть 

2.1 Виды власти

В менеджменте, как правило, выделяют пять форм власти:

1.  Традиционная власть.

2.  Власть, основанная на принуждении.

3.  Власть, основанная на вознаграждении.

4.  Экспертная власть.

5.  Власть примера (эталонная власть).

Рис. 6.

Традиционная власть заключается в том, что исполнитель знает, что подчинение руководителю – это его долг. Другими словами, эта форма власти порождает влияние, основанное на уверенности исполнителя в том, что руководитель имеет право отдавать ему приказания. Традиционная власть, как правило, оказывается эффективной лишь в условиях жесткой и устоявшейся иерархии власти в организации, т.е. в организациях бюрократического типа.


Рис. 7.

Власть, основанная на принуждении, основывается на вере исполнителя в то, что руководитель может наказать его, лишить возможности удовлетворить какие-то потребности или причинить неприятности. В качестве основного инструмента в этом случае используется влияние через страх.

 Рис. 8.

Власть, основанная на вознаграждении, предполагает, что исполнитель знает, что руководитель может удовлетворить его потребности. Другими словами, проявляется влияние через положительное подкрепление. В сущности, эта форма власти является обратной стороной той же «медали», т.к. в этом случае исполнители подчиняются руководителю только из желания получить вознаграждение.

Рис. 9.

Экспертная власть появляется в том случае, когда руководитель является самым высококлассным специалистом в своей сфере деятельности. Подчиненные соглашаются с его указаниями, потому что признают его превосходство в знаниях и опыте. Другими словами, руководитель обладает влиянием, основанным на высоких профессиональных компетенциях. Такая форма власти наиболее востребована в организациях творческого профиля, высокотехнологичных компаниях, учебных заведениях и т.п.

 

Рис. 10.

Власть примера (эталонная власть) возникает вследствие особых личных качеств руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им, хотят быть на него похожими. Такая власть порождается влиянием с помощью харизмы.[18] Правда, бывает и так, что сотрудники считают своего руководителя или коллегу харизматичным человеком, но при этом не желают брать с него пример.

2.2 Баланс власти в организации.

В современных организациях власть одних людей над другими определяется не только их полномочиями и иерархией. Если человек зависит в каких-то вопросах от другого человека, то он ему подвластен в этих вопросах. Так, например, менеджер, обладая формальной (а также, возможно, и неформальной) властью над своими сотрудниками, сам зависит от них в таких вопросах, как информация, контакты с сотрудниками других подразделений, опыт и т.п. Таким образом, можно считать, что подчиненные имеют над менеджером определенную власть. Поэтому активное использование менеджером власти в одностороннем порядке может привести к демонстрации власти подчиненными. Для слаженной, эффективной работы организации необходимо, чтобы в ней имел место баланс власти (рис. 71).


Рис. 11. Баланс власти в организации

ГЛАВА 3 Влияние

Влияние – процесс в социальной психологии, во время которого происходит изменение поведения, чувств, эмоций или мнения индивида вследствие того, что совершают в его отношении другие люди, в том числе в результате целенаправленного воздействия и манипулирования[1]. Социальное влияние может принимать разные формы и может быть принято в рамках общественного договора, может иметь форму давления, быть поводом и результатом послушания, руководящего воздействия, убеждения, а также результатом маркетинга.

Рис.12 Влияние

  • Виды влияния

В 1958 году психолог из Гарвардского университета Герберт Кельман выявил и описал три основных варианта влияния[2]:

  • конформизм – индивид, казалось бы, согласен с мнением других, но в действительности сохраняет своё мнение;
  • идентификация – индивид находится под влиянием авторитета;
  • интернализация (принятие) – люди принимают навязанные влиянием убеждения и соглашаются с ними, как снаружи, так и внутри.

Мортон Дойч и Гарольд Джерард описывают две психологические потребности, которые приводят человека к адаптации по отношению к ожиданиям других. Это необходимость сохранения положительного образа себя (informational social influence) и потребность быть социально приемлемым (normative social influence)[3].

Информационное влияние - это влияние с целью принятия передаваемой информации от кого-то в качестве факта, описывающего реальность. Информационное воздействие имеет место в ситуации, когда мнение получателя является неопределенным. В контексте типологии Кельмана информационное влияние приводит к соответствию индивида обществу и  принятию им фактов социальной реальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе подготовки данной курсовой работы проведен анализ лидерства и власти в системе менеджмента. Были исследованы такие вопросы, как власть и влияние, процесс делегирования полномочий, лидерство. По результатам проделанного анализа можно сделать ряд выводов на поставленные задачи.

В научной литературе и социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности власти. Власть – способность подчинять других людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную сторону, побуждает более эффективно работать. Готовность подчиняться (восприятие власти) во многом определяется пониманием смысла распоряжений, возможностью сотрудников выполнить то, что от них требуют, заинтересованностью в этом, соответствием характера власти индивидуальным установкам работников. Таким образом, власть – это потенциальная или реальная возможность влияния на других лиц, это рычаг воздействия на поведение человека.


Прочность власти и преобладание той или иной ее конкретной формы зависят от многих обстоятельств, но в целом имеют тенденцию к ослаблению. Это связано со следующими основными факторами.

Во-первых, значительно сократился разрыв между руководителями и подчиненными в уровне образования и квалификации. Сегодня подчиненные зачастую превосходят руководителей во многих направлениях, оставляя им формальное преимущество занимаемой должности, организаторские способности и личный авторитет.

Во-вторых, основу организации стали составлять узкие специалисты. Они обладают высокой, часто уникальной квалификацией, и их уход может обернуться катастрофой. Поэтому, властвовать над такими людьми прежними, преимущественно-административными методами, просто невозможно.

В-третьих, мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации значительно облегчают для хороших специалистов поиск нового места приложения своих способностей. Это делает их менее зависимыми от администрации.

В итоге власть руководителей существенно ослабляется, меняет форму проявления, становится более гибкой, а в ряде случаев они делятся этой властью с подчиненными. Чтобы обеспечить баланс власти руководителей и подчиненных, прибегают к делегированию полномочий.

Делегирование полномочий заключается в передаче подчиненным части полномочий и ответственности, уже закрепленных за руководителем, т.е. это способ разделения власти. Оно имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства делегирования: освобождение времени менеджер, что дает ему возможность заняться более важной работой; мотивация тех, кому осуществляется делегирование и работа с кадровым резервом. Недостатками делегирования являются: организация делегирования требует определенных затрат времени; в организации может не быть людей с достаточным ресурсом компетенции; имеется определенный риск.

Определяя сущность и содержание управленческого влияния можно заключить, что управленческое влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Процесс влияния руководителя на подчиненного осуществляется конкретными способами.

Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, внушение, убеждение, «заражение», подражание и т.д. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и компетентности руководителя.