Файл: Научные основы методологии прогнозирования и планирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании социально-экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп.

Экономико-математические методы. При использовании экономико-математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение.

Определение системы факторов и причинно-следственной структуры исследуемого явления — начальный этап математического моделирования.

Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов. В частности, с их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико-математических моделей.

Каждый из указанных методов обладает достоинствами и недостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.

Метод сценариев — эффективное средство для организации прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.

Сценарий — это модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.

Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, таким образом, — это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.

Обычно наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты сценария, рассматриваемые в качестве альтернативных, планируются в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария.

Сценарии обычно представляют собой описание событий и оценки показателей и характеристик во времени. Метод подготовки сценариев вначале использовался для выявления возможных результатов военных действий.


Позже сценарное прогнозирование стали применять в экономической политике, а затем и в стратегическом корпоративном планировании. Теперь это наиболее известный интеграционный механизм прогнозирования экономических процессов в условиях рынка.

Сценарии[36] являются эффективным средством преодоления традиционного мышления. Поэтому сценарий отличается от простого прогноза. Он является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов.

Использование сценарного прогнозирования в условиях рынка обеспечивает:

-  лучшее понимание ситуации, ее эволюции;

-  оценку потенциальных угроз;

-  выявление благоприятных возможностей;

-  выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;

-  повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.

Сценарное прогнозирование является эффективным средством подготовки плановых решений как на предприятии, так и в государстве.

Планирование тесно связано с прогнозированием, разделение этих процессов в известной мере условно, поэтому в планировании и прогнозировании могут использоваться одни и те же методы или тесно взаимосвязанные методы.[37]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения[38]:

1. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

2. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу.

Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию».


Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем.

Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.[39]

. Следует отметить, что при прогнозировании деятельности предприятий нельзя ограничиваться одной или двумя стратегиями. Необходимо применять многовариантные расчеты, каждый из которых будет отражать определенную сторону развития предприятия.

. Планирование является одним из элементов процесса управления и мощным средством повышения его эффективности.

. Планирование позволяет улучшить характеристики производственной деятельности: снизить издержки, обеспечить ритмичность и др.

. Нормирование является основой планирования.

. При прогнозировании используют более обобщенные, а при планировании более конкретные нормы.

Ни одно предприятие не может обойтись без прогнозирования и планирования своей дальнейшей деятельности[40].

В своей работе я много узнал, то что мне как руководителю надо знать, уметь, а главное понимать, и я считаю, что цели и задачи стоящие передо мной в моей работе достигнуты.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Л. Е. Басовский «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» - Учебное пособие: - М. ИНФРА-М,2007.– 62 с.

2.  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 1998. С. 379

3.  Леонтьев В. Экономические эссе. С. 403

4.  Романенко И.В. Социальное и экономическое прогнозирование: Конспект лекций. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000 г. – 64 с.

5.  Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. - М., 1998.– 56 с.

6.  Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М.: 1998. – 69 с.

7.  Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.

8.  Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: 2001.

9.  Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007 - 480с.

10.  Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1995– 72 с.


11.  Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию. – Ростов н/Д.: 2000. – 125 с.

12.  Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой . Ч.1. Гомель., 1997. - 320с.

13. Апарин Н.И. Методы стратегического планирования деятельности предприятия // Экономические науки - 2007г. - №9-с. 180-184

14. Бушуева Л.И. Методы прогнозирования объема продаж // Маркетинг в России и за рубежом-2008г. - №5-с. 15-30

15. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. М., 2007г.

16. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием - "Инфра-М" Москва, 2008г.

17. Ильин А.И., Планирование на предприятии. Уч. пособие, Мн.: Новое издание, 2006г.

18. Кандаурова Г.А., Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики - "Современная школа" М., 2008.

19. Кнышова Е. Н, Панфилова Е.Е. Экономика организации. - М.: Инфра-М, 2007г.

20. Ковалева Т.М. Анализ современных методологических подходов к финансовому планированию и выбор методологии финансового планирования // Экономические науки-2007г. - №4-с. 56-62

21. Кузьмичев Г.О. Планирование и прогнозирование рыночной экономики. М., 2005г.

22. Кулик О.С., Финансовый менеджмент. Финансовое планирование деятельности предприятия: история возникновения и развития, современное состояние. М., 2009г. - №5

23. Николаев А.Ю. Статистические методы прогнозирования эффективности предприятий с широкой номенклатурой выпускаемой продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования в России-2000г. - №1-с. 4-10

24. Расулев А. Планирование как фактор регулирования рыночной экономики // Общество и экономика - 2007г. - №11-с. 113-118

25. Романова А.Н. Прогнозирование объема продаж // Справочник экономиста-2009г. - №11-с. 53-59

26.Скляренко В.К. Методы планирования прибыли предприятия // Справочник экономиста - 2005г. - №2-с. 99-103

27. Тедеева З.Б. Методы финансового планирования на предприятии // Экономические науки-2009г. - №9-с. 269-272

28. Тепликин А.С. Нормы и нормативы как основа планирования // Справочник экономиста-2007г. - №12-с. 49-57

29.Тимофеев Д.Н. Новые методы планирования, организации и контроля в системе предпринимательского управления // Экономические науки-2009г. - №4-с. 224-228

  1. Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

  2. Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.

  3. Разработкой данной темы занимались такие известные зарубежные экономисты, как В. Хойер, Р. Акофф, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор и российские ученые – Ю.Осипов, Р. Валевич, Г. Давыдов и Р. Шпицнер.

            

  4. (Л.Е.Басовский: - Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М.ИНФА-М.2017.-62с.

  5. (Л. Е. Басовский «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» - Учебное пособие: - М. ИНФРА-М,2017.– 62 с.)

  6. -(Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 1998. С. 379)

  7. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию-Ростов н/д:2000. – 125с)

  8. 2 (Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию. – Ростов н/Д.: 2018. – 145 с.)

  9. Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).

  10. (Л.Е.Басовский: - Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М.ИНФА-М.2017.

  11. В.И. Курбатов: Социальная работа: Учебное пособие.

  12. В.П.Герасенко: Прогностические методы управления рыночной экономикой. 2017

    Апарин Н.И. Методы стратегического планирования деятельности предприятия // Экономические науки - 2007г. - №9-с. 180-184

  13. Для конкретных прогнозов могут применяться и другие признаки классификации прогнозов. Например, для прогноза рыночной конъюнктуры важно выделить такой признак, как охват объектов исследования - в зависимости от него прогноз может быть глобальным, региональным, локальным (системным). Иначе говоря, он может охватывать весь локальный рынок страны или ограничиваться рынком определенного региона, он может также охватывать локальный рынок отдельного предприятия. Он может рассматривать рыночную ситуацию в целом или же его предметом будет рынок отдельного товара.

  14. Кандаурова Г.А., Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики - "Современная школа" М., 2005.

  15. Тедеева З.Б. Методы финансового планирования на предприятии // Экономические науки-2009г. - №9-с. 269-272

  16. Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.

    При любой экономической системе, любой форме собственности планирование и прогнозирование деятельности предприятия является объективной необходимостью. Особенно это важно в условиях рыночной экономики, когда перед предприятиями стоит задача устоять в конкурентной борьбе, закрепить или увеличить свою долю на рынке, противостоять влиянию нередко возникающих неблагоприятных внешних факторов. Не случайно поэтому, что крупнейшие предприятия в наиболее развитых странах мира отличаются высоким уровнем планирования своей деятельности.

    В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие.

  17. Л.П. Владимирова. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М-2001

  18. Почему планирование жизненно важно для хозяйствующего субъекта? Планировать необходимо для того:

    чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собирается производить и продавать продукцию;

    чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

    чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

    чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

    нирование прогнозирование метод прогноз

  19. В.А. Ядов. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М-1995.

    Кузьмичев Г.О. Планирование и прогнозирование рыночной экономики. М., 2005г.

  20. Скляренко В.К. Методы планирования прибыли предприятия // Справочник экономиста - 2005г. - №2-с. 99-103

    Тедеева З.Б. Методы финансового планирования на предприятии // Экономические науки-2009г. - №9-с. 269-272

  21. Тимофеев Д.Н. Новые методы планирования, организации и контроля в системе предпринимательского управления // Экономические науки-2009г. - №4-с. 224-228

  22. Курс лекции по социально-экономическому прогнозированию.

  23. В.Леонтьев. Экономические эссе. С403

    Ковалева Т.М. Анализ современных методологических подходов к финансовому планированию и выбор методологии финансового планирования // Экономические науки-2007г. - №4-с. 56-62

  24. Г.М.Добров Рабочая книга по прогнозированию.

  25. (Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1995– 72 с.)

  26. Ж.Т.Тощенко . Социология. Общии курс. 20014.56с

  27. И.В. Романенко. Социальное и экономическое прогнозирование. Конспект лекции. Спб.2000 г.-64с.

  28. Бокун И.А., Темичев А.М.; «Прогнозирование и планирование экономики», МН.: 2002г.

  29. Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности ПОП.

             Основные методы планирования балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.

  30. Основные методы планирования балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.

  31. В планировании применяется также нормативный метод, предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этих показателей.

    Технико-экономические показатели характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются на использовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции. Нормы и нормативы, используемые при планировании, не являются постоянными. Они должны пересматриваться по мере НТП, рационализации организации труда, совершенствования технологии. При разработке нормативов также следует учитывать практику эффективно работающих предприятий, опыт зарубежных компаний и фирм, конъюнктуру рынка, колебания спроса.

             Этот метод применяется при планировании издержек ПОП. При этом используются нормы расхода электроэнергии, нормы амортизационных отчислений, нормы обеспеченности МБП и т.д. планировании численности работников базируется  на нормах обслуживания, нормах выработки.

             При планировании используются различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами.

             Как правило индексные построения отражают взаимосвязь между тремя индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий.

             В практике планирования широко применяется расчетно-аналитический метод, который заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.

             Экономико-математическая модель – выражение существенного в изучаемом процессе в математической форме (в форме уравнений, неравенств, их систем). Модель должна выражать главное – закономерности и основные взаимосвязи, решающие факторы и условия.

  32. Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах – с другой. Экономическое обоснование  показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.

  33. Прогнозирование предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Планирование основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии прогнозирования, на учете всех критических аспектов будущего

  34. В качестве основных отличий прогнозирования от планирования можно назвать следующие: прогнозирование осуществляется в условиях с высокой долей неопределенности или случайности; объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность хозяйственной системы и внешней среды; прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование развития внешней среды хозяйственной системы, носит системный характер; прогнозирование носит информационный, консультативный характер, принятие решения необязательно, в то время когда планирование носит директивный характер.

  35. вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами - в зависимости от степени их однородности: простые методы; комплексные методы.

    -к методам планирования относятся: балансовый; опытно-статистический; нормативный; экономико-математический; расчетно-аналитический; метод оптимизации плановых решений; бюджетный метод; сетевой метод; программно-целевой метод.

    Общими методами как для прогнозирования, так и для планирования являются расчетно-аналитический, экономико-статистический методы и экономико-математическое моделирование. Специфическими методами для планирования являются балансовый, нормативный и индексный методы, а для прогнозирования - метод прямого расчета.

  36. Прогнозы на предприятиях используются для формирования как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий развития. Эти прогнозы помогают превратить угрозы, возникающие в процессе формирования предприятия, в выгодные возможности.

  37. (Леонтьев В. Экономические эссе. С. 403)

  38. В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований. Это требует более углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании.

  39. (Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. - М., 1998.– 56 с.)

  40. Для этих целей в данной работе был рассчитан ряд показателей, характеризующих эффективность производственной деятельности предприятия. Так был рассчитан показатель энергопотребления. Этот показатель показывает степень использования энергоресурсов предприятия. Так, повышение данного показателя отрицательно сказывается на деятельности предприятия, так как растут затраты.

    Показатель производительности труда показывает, как на предприятии используются трудовые ресурсы. Для лучшей деятельности предприятия необходимо увеличение показателя производительности труда, так как общество приобретает возможность производить больше продукции в расчете на каждого работника и, следовательно, полнее удовлетворять свои растущие потребности.

    Рост производительности влечет за собой увеличения объема выпуска продукции, который в свою очередь улучшает использование основных фондов. Рост фондоотдачи позволяет получать больше продукции с имеющихся основных фондов без дополнительных капитальных вложений. Это означает, что требуемый прирост продукции можно обеспечить с меньшим объемом нового производственного строительства, что позволяет больше выделять средств на другие нужды предприятия.

    Проведя анализ показателя энерговооруженности, определили, что здесь имеет место тенденция рост, что в свою очередь говорит о наличии такого фактора как внедрения новой техники и большее использование производственных мощностей.