Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности(Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российская Федерация является участником многих международных договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые содержат нормы о применении специальных методов расследования и другие меры, имеющие прямое или косвенное отношение к оперативно-розыскной деятельности. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных средств и методов.

В целях реализации положений конвенций государства-участники при необходимости вправе заключать соответствующие двусторонние или многосторонние соглашения либо иные договоренности об использовании оперативно-розыскных методов раскрытия и расследования преступлений в контексте сотрудничества на международном уровне. Такие соглашения и договоренности заключаются и осуществляются при полном соблюдении принципа суверенного равенства государств и реализуются в строгом соответствии с определенными в них условиями.

Ввиду государственного суверенитета возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий принадлежит лишь национальным органам, осуществляющим ОРД.

Государства-участники международных договоров осуществляют свои обязательства в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела других государств. Государства-участники не наделяются правом осуществлять на территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством (напр., ст.4 Конвенции ООН против коррупции, ст.4 Конвенции против транснациональной организованной преступности).

В этой связи в международных договорах и российских нормативных правовых актах предусмотрено проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании международных запросов правоохранительных органов.

Запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств, согласно ст.7 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ. Поэтому выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросов указанных организаций, органов и спецслужб является одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. [2]


Запросы направляются в письменной форме или с помощью любых средств, предоставляющих возможность составить письменную запись. При чрезвычайных обстоятельствах и в случае согласования этого порядка государствами-участниками запросы могут быть переданы и в устной форме, но с последующим их письменным подтверждением (напр., ст.50 Конвенции ООН против коррупции).

В запросе указываются: наименование органа, обращающегося с просьбой; существо вопроса и характер расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства, к которым относится просьба, а также наименование и функции запрашивающего органа; краткое изложение фабулы дела; описание запрашиваемой помощи и подробная информация о любой конкретной процедуре, соблюдение которой хотело бы обеспечить запрашивающее государство-участник; данные о личности, местонахождении и гражданстве любого соответствующего лица; цель запрашиваемых доказательств, информации или мер.

Для выполнения и (или) облегчения выполнения запроса правоохранительные органы запрашиваемого государства вправе истребовать необходимую дополнительную информацию.

Информация, собранная по международному запросу может быть передана в пределах, обеспечивающих конспирацию и государственную тайну.

В соответствии с Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. ст.1, 6, 7, 8, 13 и др.) оперативные подразделения органов - субъектов ОРД осуществляют эту деятельность в пределах своих полномочий. Поэтому в случаях, когда им стало известно о фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции других органов - субъектов ОРД, следует проинформировать об этом последних и оказать им необходимую помощь.

Пункт 4 статьи 14 стимулирует межведомственное взаимодействие органов, осуществляющих ОРД. Обмен информацией осуществляется с соблюдением мер конспирации, сохранения в тайне источников этой информации. Межведомственное взаимодействие обусловлено и характером проводимых ОРМ. [2]

Оперативно-розыскная деятельность основывается на ряде принципов, одним из которых является конспирация. Соблюдение правил конспирации как обязанность субъектов ОРД вызвано практической необходимостью сохранять в тайне сам факт проведения ОРМ от их объектов либо цель и существо проводимых мероприятий, а также сведений о лицах, внедренных в преступные группы, оказывающих либо оказывавших конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД. Эти обстоятельства обусловливают конспирацию в оперативно-розыскной деятельности и предопределяют законодательное закрепление обязанности по соблюдению ее правил.


Посредством мер конспирации обеспечивается эффективность оперативно-розыскных мероприятий, безопасность их участников, лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД

Правила конспирации в Законе и ведомственных нормативных правовых актах прямо не обозначены. Они выработаны многолетней оперативно-розыскной практикой и включают комплекс приемов, средств и методов, при помощи которых обеспечивается сохранение в тайне случаев проведения ОРМ, зашифровка их целей и участников.

Содействие обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам - субъектам оперативно-розыскной деятельности, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств как обязанность органов, осуществляющих ОРД, заключается в применении всего арсенала оперативно-розыскных средств, направленных на решение этих задач.

Под мерами безопасности понимаются предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность. К таким мерам, в частности, относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод в другое место содержания под стражей или отбывания наказания.

При наличии данных о реальной угрозе убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве в отношении этого лица могут применяться и другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а в случае их отсутствия - также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства или с их согласия, выраженного в письменной форме.


Оперативно-розыскная деятельность по отношению к указанным выше мерам носит обеспечивающий характер. Именно посредством проведения ОРМ можно установить данные об угрозе убийства или насилия в отношении защищаемого лица, об уничтожении или о повреждении его имущества. Использование оперативно-розыскных средств и методов дает возможность обеспечить реальную безопасность. Ведь если посягательство на личность защищаемого лица или на его имущество уже состоялось, то и средства обеспечения безопасности теряют практическое значение, а при наличии соответствующих последствий такого посягательства необходимо применять меры социальной поддержки, которые являются компенсацией за причиненный вред или ущерб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под содержанием оперативно- розыскной деятельности понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса.

Содержание оперативно – розыскной деятельности раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст.1 Закона), посредством постановки задач (ст.2), определения принципов (ст.3), правовой основы (ст.4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст.6), оснований и условий их проведения (ст.7 и ст.8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст.14 и ст.15), использования результатов ОРД (ст.11) и др.

Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов оперативно – розыскных мероприятий, не определена их виновность, содержательная сторона оперативно – розыскной деятельности включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.

Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (см. ст.13), а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.


Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных мероприятий. Эти гарантии в равной мере важны как первым, так и вторым. Первым предписывает действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов оперативно – розыскной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. в ред. от 30 декабря 2008 г.//Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445) [Электронный ресурс] - Гарант: справ. Системы URL: http: // www.garant.ru.
  2. Федеральный Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] - Консультант Плюс: справ. прав. системы - URL: http: // www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ [Электронный ресурс] - Консультант Плюс: справ. прав. системы - URL: http: // www.consultant.ru.
  4. Федеральный Закон «О федеральной службе безопасности (с изменениями на 2 декабря 2019 года) [Электронный ресурс] - Консультант Плюс: справ. прав. системы - URL: http: // www.consultant.ru.
  5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) [Электронный ресурс] - Консультант Плюс: справ. прав. системы - URL: http: // www.consultant.ru.
  6. Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс] - Консультант Плюс: справ. прав. системы - URL: http: // www.consultant.ru.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019. [Электронный ресурс] - Консультант Плюс: справ. прав. системы - URL: http: // www.consultant.ru.
  8. Указ Президента РФ от 13.10.2004 №1314 (ред. от 04.11.2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказания»
  9. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 03.06.2019) "О Федеральной таможенной службе" (вместе с "Положением о Федеральной таможенной службе")
  10. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция: /Д. Н. Ушаков. – М.: Хит-книга, 2017. - 959 с.
  11. Вагин О.А, Овчинский В.С., Горяинов К.К. Теория оперативно – розыскной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2019 – 762 с.
  12. Гусев В.А., Луговик В.Ф. Теория оперативно-розыскных процедур. Монография. - М.: Проспект, 2019. - 336 с.
  13. Дубоносов Е.С. Оперативно – розыскная деятельность. Учебник и практикум. - М.: Юрайт,2016. -478 с.
  14. Дудулина Н.В. Оперативно-розыскная деятельность как разновидность правоохранительной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84724.
  15. Зажицкий В. И. Встречи оперативного сотрудника с подозреваемым: какими они должны быть? // Российская юстиция. - 2015. - № 1. - С. 34-38.
  16. Лапин Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. С. Лапин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 337 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09884-6. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/438868.
  17. Одношевин И.А. Основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий - гарантия конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - №5 (102) май. - С.152-157
  18. Ольшевская А.В. Оперативно-розыскная деятельность / А.В. Ольшевская; под ред. И.А. Климова. - М.: Юнити, 2014. - 383 с. - Режим доступа: по подписке. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448124
  19. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности/Москва: Юнити, 2016. – 175 с. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447092
  20. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие для студентов / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин; под общ. ред. В.В. Степанова. - 3-е изд., испр. и доп. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.
  21. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: /Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
  22. Цимбал В.Н. Использование оперативно-розыскной деятельности как источника криминалистически значимой информации// Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2014.-№4 (26). – С.212-215
  23. Шумилов А.Ю. О некоторых новых научных образованиях, порождаемых современной оперативно-розыскной наукой (сыскологией) / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 49-54.
  24. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-розыскной науки и некоторые иные ее положения. С. 329 -353.