Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых сложных, важных и спорных категорий в экономике выступают финансы. Для того чтобы сформировать эффективную финансовую сферу и управлять ею нужно четко понимать суть категории финансы. Каждый специалист по финансам обязан изучить финансовую историю своей компании. Владея этой информацией, он прогнозирует предстоящие доходы и расходы. Это значит, что он может направить свободные финансы на достижение поставленных перед компанией целей.

Управление финансами - эффективное распоряжение собственными ресурсами, результативное инвестирование, привлечение дополнительного капитала, проведение выгодных операций на рынке финансов. Иными словами - это администрирование и контроль потоков финансовых средств, исходящих из компании и входящих в неё, для последующего формирования, распределения и употребления необходимых ресурсов, умножение прибыли компании, возрастания рентабельности и платёжеспособности.

Значение финансов с каждым годом возрастает. В рыночной экономике они выполняют особенную роль:

Учетно-контролирующая. Ведётся наблюдение за работой компании с помощью ведения учёта доходов и расходов как предприятий, так и экономики в целом.

Распределительная и перераспределительная. Позволяет направить определённую часть финансовых ресурсов на формирование дополнительных активов, которые со временем приведут к получению прибыли или развитию предприятия и отдельных секторов экономики.

Регулирующая. Государственные органы контролируют финансовые потоки предприятий, таким образом воздействуя не только на них, но и на экономику страны в целом.

Стимулирующая. Стимулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике.

Социальная. Государство с помощью налогов может исполнять социальный долг перед населением в виде пенсий, помощи и т.д. многие предприятия часть прибыли направляют на благотворительность и социальные проекты.

Политическая. Благоприятный финансовый климат в государстве обеспечивает приток инвестиций, и повышает рейтинг государства. Таким образом, делаем вывод, что финансы играют ключевую роль в жизнедеятельности как отдельного человека, предприятия и страны, так и в мире в целом.

Исключительно важная роль финансов в современной экономике имеет свои особенности. Известно, что через финансы осуществляется распределение валового продукта, а еще национального дохода по всем сферам экономики, различным отраслям, регионам. Распределительная роль финансов затрагивает и формирование вторичных доходов: пенсий, стипендий, пособий. Воспроизводственная роль финансов имеет большое значение для общества. Эти фонды включают в себя: фонд возмещения необходимых материальных затрат, фонд потребления, накопления, амортизации.


Учетно-контролирующая роль финансов проявляется в возможности слежения за работой предприятий, отраслей, регионов и экономикой в целом. На основании этих данных можно делать выводы об успешности работы объектов. Стимулирующая роль финансов имеет дисциплинарный уклон. Финансовые обязательства должны осуществляться в установленные сроки и в необходимых объемах.

Регулирующую функцию финансов может применять государство с целью воздействия на предприятия и отрасли. Для этого оптимизируется налоги, субсидии, льготы, займы. Благодаря фондам социального страхования государство может воздействовать на социальное положение некоторых категорий населения.

Нельзя отрицать и политическую роль финансов. Они могут укрепить или разрушить государство. Поэтому вывод однозначен - финансы играют роль стержня экономической, социальной и политической общественной системы.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Таким образом цель настоящей работы - рассмотреть финансы как инструмент регулирования экономики.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие и признаки финансов

- рассмотреть функции финансов

- рассмотреть роль финансов в воспроизводстве валового внутреннего продукта

- рассмотреть рынок финансов как инструмент регулирования экономики

- рассмотреть финансовую систему Российской Федерации

Объект исследования – финансовая система России.

Предмет исследования: финансовые инструменты регулирования экономики.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Алексеева М.А., Волконского В.А., Гуриева С.М., Дребенцова К., Делягина М. Г., Ивантера В.В., Канторовича Г. Г., Кэмпбелл Р., Морозова A.A., Медокова A.A., Павлов В.С., Панфилова B.C., Поспелова И.Г., Усизима С., Дж. Фишер, Шапошника Д.В., Шмелева Н.П., Яковлева А.П. и др.

В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.

1. Экономическое содержание и сущность финансов

1.1. Понятие и признаки финансов


Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных двумя обстоятельствами: [4, стр. 71]

− наличием государства;

− развитием товарно-денежных отношений.

В каждой из формаций финансы имеют свои отличия, касающиеся социальной сущности, роли в общественном производстве, формы финансовых отношений и т.д. [15, стр. 17]

Многие экономисты считают, что финансовые отношения возникли с появлением государства (точнее – с формированием материальной базы государства) и создавались за счет принудительных натуральных сборов. Но в эпоху преимущественного изъятия общественного продукта в натуральной форме в обществе не было товарно-денежных отношений, государство не выполняло экономических распределительных функций, т.е. не существовало разграничения ресурсов на государственные и ресурсы главы государства. Когда же это произошло, а доходы и расходы государства отделились от казны государя, процессы формирования и использования общегосударственного денежного фонда были взяты государством под строгий контроль. Финансы стали выражать денежные отношения, а решающим источником доходов государства начали выступать налоги и займы. [19, стр. 178]

Исторически возникновение финансов характеризуется:

− во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений;

− во-вторых, усилением и расширением функций государства.

Финансы в эпоху свободной конкуренции приобрели качественно новые по сравнению с предыдущими эпохами закономерности: усилилась необходимость осуществления государством экономической функции, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственной инфраструктуры. [15, стр. 28]

Финансовая наука длительное время рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и другими участниками денежных отношений. Российская дореволюционная наука определяла финансы как совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей различных общественных групп. В СССР под финансами понимались денежные ресурсы, сосредотачиваемые в распоряжении Советского государства для осуществления его хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной функций, а также функций охраны социалистической собственности и обороны страны.

С научной точки зрения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, по мнению большинства экономистов, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. [19, стр. 102]


Финансы – категория историческая, так как они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с его развитием.

В период средневековья большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) также был небольшим, основная его часть (2/3) расходовались на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет не оказывал. [20, стр. 74]

Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер. Возникали системы государственных доходов и расходов с определенными составом, структурой и законодательным закреплением. [17, стр. 74]

На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На смену натуральным податям пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому периоду была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена − бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено и все они были связаны с формированием и использованием средств бюджета. [10, стр. 79]

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в ХХ в. после второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национальных доходов. Государство стало собственником и распорядителем до 50 % их объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государства оказывали большое влияние на процесс производства. [4, стр. 12]

Эпохе государственно-монополистического капитализма присущи все большее обобществление капиталистического производства, ускоренный рост производительных сил. Централизованное регулирование государством процесса воспроизводства объективно предполагает значительное расширение сферы перераспределительных отношений, главным образом через государственный бюджет. Это дало возможность осуществлять крупное централизованное финансирование различных мероприятий. Государство активно использует финансовые рычаги для национализации частных предприятий посредством выплаты денежных компенсаций бывшим владельцам, путем создания специальных государственно-частных предприятий. Оно превращается в крупнейшего инвестора, готового к внешнеэкономической экспансии. Налоги выполняли роль одного из рычагов воздействия на циклический характер производства, а также инструмента снижения последствий кризисных явлений. [15, стр. 17]


Экономическая система, сформировавшаяся в СССР после Октябрьской революции, принципиально не изменила характер финансовых отношений, сложившихся в предыдущих общественно-экономических формациях. Но ее отличали более высокая централизация финансовых ресурсов в руках государства, жесткая регламентация их использования хозяйствующими субъектами, изменение форм финансовых отношений с государством по платежам в бюджет (плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и т.д.). Значительное бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов породило у части из них иждивенство. [16, стр. 45]

Сущность финансов и их роль в воспроизводственном процессе следует рассматривать в историческом аспекте, вне идеологических воззрений.

Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет. Но уже в ХVI в. во Франции термин «финансы» применялся более в широком смысле, означая совокупность доходов и расходов. Несколько позднее появился термин «публичные финансы», который определял совокупность государственных доходов и расходов. [7, стр. 23]

От латинского слова fiskus произошел термин «фикс» (казна). Так изначально называли платежную корзину, в которую сыпались деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налога. Позже его значение расширилось и стало обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство.

Исторический характер финансов, как объективной экономической категории прежде всего подтверждает постоянство их сущностных характеристик, изменяющихся кардинально со сменой общественно-экономической формации. Финансы всегда имеют одну цель – создание эффективности системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством его функций. [13, стр. 59]

Наличие финансов исторически предопределено:

− существованием государства с его фискальной политикой;

− необходимостью быть средством окончательного платежа (завершения платежа);

− самим характером финансов как объективной экономической категории.

Общественный продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть − распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения. [8, стр. 45]