Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Транспортная доставка заказов»(Выбор комплекса задач автоматизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие информационных технологий изменило наши жизни, они стали неотъемлемой частью практически любой работы, незаменимым залогом успеха и конкурентоспособности любого предприятия и, зачастую, единственным способом эффективной экономии времени и денег в любой сфере жизни. Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Цель курсовой работы – проектирование информационной системы для реализации операций бизнес-процесса «Транспортная доставка заказов» на примере компании «Авальман».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать текущую организацию бизнес-процесса транспортной доставки заказов в компании «Авальман» и возникающего при его выполнении документооборота;
  • выбрать и обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению;
  • составить информационную модель проектируемой информационной системы;
  • разработать базу данных и программные модули ИС;
  • описать контрольный пример реализации проекта.

1 ГЛАВА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Выбор комплекса задач автоматизации

Деятельность компании «Авальман» заключается в розничных продажах строительных товаров и товаров для ремонта.

Магазин «Авальман» занимает несколько помещений (склад товаров и торговый зал). У компании имеются договорные отношения с поставщиками, которые осуществляют поставку требуемых товаров на склад компании. Затем эти товары выставляются для демонстрации в торговом зале. Также у компании имеется собственный сайт, на котором представлен весь товарный ассортимент.

У компании имеется собственный штат сотрудников, в который входят продавцы-консультанты торгового зала, кассиры, менеджеры по закупкам, кладовщик, грузчики, логист, водители и бухгалтер.

Когда клиент приходит в магазин «Авальман», все его взаимодействие осуществляется с менеджером торгового зала, который проводит консультации клиента по интересующим его вопросам. Оплату за выбранные клиентом товары принимает кассир. На стойке информации клиенты договариваются о доставке товаров по оплаченным заказам. Кроме того, клиент может самостоятельно забрать со склада купленные позиции. Если товара на складе нет, то работник склада составляет заявку на его заказ и направляет данную заявку в отдел закупок. Далее отдел закупок формирует заказы для поставщиков, которые в свою очередь поставляют товар на склад, где его принимают работники склада.


Работник торгового склада магазина принимает от отдела закупок списки заказанных товаров. Когда по данным заказам приходит товар от поставщиков, работник склада сверяет количество товара в заказах, счет-фактурах и фактическое наличие товара. Кроме того, при приеме товара работник склада проверяет сохранность упаковок товаров. После этого товар распределяется по отделам для выставления его на демонстрационные стенды, выдаются соответствующие накладные и ценники.

За доставку товаров по заказам покупателей отвечает логист, водители и грузчики. Логист распределяет доставки между автомобилями таким образом, чтобы они выполняли доставки максимально быстро при минимальных финансовых и временных затратах. Водители выполняют перевозку товаров, а грузчики занимаются погрузкой и разгрузкой товаров.

В качестве предмета исследования в рамках данного курсового проекта выступает организация бизнес-процесса «Транспортная доставка заказов». Данный процесс целиком выполняется логистом и водителями.

Для более подробного изучения организации бизнес-процесса танспортной доставки товаров в компании ООО «Авальман» будет использован метод моделирования.

1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов

Для анализа бизнес-процесса воспользуемся функционально-структурным моделированием этой деятельности. В качестве основной методологии построения функциональных моделей выступает IDEF0.

Методология описания бизнес-процессов IDEF0 предполагает указание не только входов и выходов, но и дополнительных входов. Всего в данном стандарте выделяют три типа входа: первый так и называется вход, второй – управлением, а третий – механизмами.

Стандарт IDEF0 регламентирует с помощью входа (первый тип входных данных) показывать объекты, которые преобразуются в данном бизнес-процессе, это могут информационные и материальные потоки. С помощью управления (второй тип) показывают объекты, которые управляют выполнением бизнес-процесса. С помощью механизмов (третий тип) необходимо показывать объекты, которые непосредственно осуществляют данный бизнес-процесс: сотрудники, технические средства, информационные системы. На выходе бизнес-процесса показывают результат выполнения данного бизнес-процесса.

На первом этапе построения IDEF0 модели система представляется как единое целое. Основная цель данного этапа – выявить входные и выходные данные, а также механизмы и правила для данной системы. Диаграмма данного этапа называется контекстной. Контекстная диаграмма для бизнес-процесса «Транспортная доставка заказов» изображена на рисунке 1 (для построения диаграмм использовалось CASE- средство AllFusion Process Modeler 7)


Рисунок 1. Контекстная диаграмма

В качестве входных данных для исследуемого бизнес-процесса выступают заказы покупателей, в качестве выходных данных – акт приема передачи товара, маршрутные листы. Бизнес-процесс выполняется логистом и водителями в соответствии с регламентом работы отдела доставки.

Следующий этап построения функциональной модели – декомпозиция контекстной диаграммы на составляющие её бизнес-процессы. Диаграмма декомпозиции исследуемого процесса представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции

Транспортная доставка заказов состоит из четырех основных этапов:

  • назначение автомобилей на заказы;
  • формирование маршрутных листов;
  • перевозка грузов;
  • подписание акта.

1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи

В процессе выполнения бизнес-процесса транспортной доставки товаров в компании «Авальман» формируются два документа: маршрутный лист и акт приема-передачи. На рисунках ниже (рисунки 3 и 4) приведены схемы документооборота для каждого из этих документов.

Рисунок 3. Схема документооборота для маршрутного листа

Рисунок 4. Схема документооборота для акта приема передачи

1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Информационное обеспечение комплекса задач, которые поставлены перед данным проектом организовано в виде реляционной базы данных, в которой хранится вся информация, необходимая для автоматизации процесса транспортной доставки заказов.

Существует очень простое понятие БД как большого по объему электронного хранилища информации, в которое организация помещает все данные, которые используются при деятельности этой организации, а доступ к этой информации осуществляется посредством специального программного обеспечения. Однако чаще всего под базой данных понимают любой массив взаимосвязанных данных, хранящихся на компьютере.


Базы данных проектируются на основе представлений конечных пользователей конкретной организации, которые называют концептуальными требованиями к системе. Именно конечный пользователь принимает какие-то решения на основе полученной информации, хранящейся в базе данных. От оперативности и качества этой информации будет зависеть эффективность работы организации. Данные, помещаемые в базу данных, также предоставляет конечный пользователь.

Реляционная модель базы данных – это такая модель, где БД – совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.

Входными данными для создаваемой информационной системы автоматизации транспортной доставки заказов в компании «Авальман» выступают списки доставок, запланированных на определенную дату и список автомобилей с их характеристиками, имеющиеся в наличии на эту же дату.

Список доставок включает следующие данные:

  • дата доставки;
  • желаемый интервал доставки. Возможно два интервала: первая половина дня (с 10-00 до 14-00) и вторая половина дня (с 15-00 до 19-00).
  • адреса доставки;
  • телефоны контактных лиц клиента;
  • типы грузов (пиломатериал, сухие строительные смеси, лакокрасочные изделия и пр.);
  • номер заказа, на основании которого выполняется доставка;
  • список товаров в заказе для доставки;
  • общая масса груза по каждой доставке;
  • комментарий менеджера по работе с клиентами касательно доставки;

Список свободного транспорта включает следующие данные:

  • наименование автомобиля;
  • регистрационный номер автомобиля
  • тип кузова (открытый, тентованый, фургон)
  • грузоподъемность, т;
  • размеры кузова (ширина и длина), см;
  • расход топлива, л на 100 км;
  • текстовый комментарий с указанием определенных особенностей автомобиля.

Выходными данными деятельности информационной системы выступают маршрутные листы и акты приема передачи.

В каждом маршрутном листе указывается:

  • наименование автомобиля
  • регистрационный номер автомобиля
  • ФИО водителя
  • общая протяженность маршрута, в км.
  • время начала движения по маршруту;
  • ориентировочное время окончания движения по маршруту;
  • список доставок в маршруте, по каждой из них указывается:
  • адрес доставки;
  • телефон контактного листа клиента
  • номер заказа;
  • общая масса груза;
  • ориентировочное время прибытия
  • комментарий менеджера по работе с клиентами

В акте приема-передачи указываются:

  • номер заказа клиента;
  • список товаров;
  • дата формирования;
  • ФИО водителя.

Выходные данные выводятся пользователю с помощью специальных пользовательских форм в виде таблицы, а затем выгружаются в виде файлов электронных таблиц в формате Microsoft Excel.

Для каждого входного документа и справочных данных используются кодификаторы, предназначенные для идентификации каждой записи.

Описание используемых классификаторов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Используемые идентификаторы

№ пп

Наименование кодируемого множества объектов

Значность кода

Мощность кода

Система кодирования

1

Идентификационный номер автомобиля

4

9999

Порядковая

2

Идентификационный номер водителя

4

9999

Порядковая

3

Идентификационный номер доставки

4

9999

Порядковая

4

Идентификационный номер типа автомобиля

4

9999

Порядковая

1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению

Программное обеспечение – это совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Для реализации информационной системы автоматизации бизнес-процесса транспортной доставки заказов необходимо выбрать язык программирования для создания пользовательского интерфейса и систему управления базой данных для создания базы данных.

В качестве основного языка программирования был выбран язык php.

PHP (PersonalHomePageTools – «Инструмент для создания персональных веб-страниц») – является скриптовым языком программирования общего пользования, используемый для создания Web-приложений. В данный момент времени поддерживают подавляющие большинство хостинг-провайдеров и стал одним из ведущих языком программирования, использующих для разработки динамических Web-сайтов.

Популярность языка в создании web-сайтов определяется наличием большого набора средств, предназначенных для разработки web-приложений. Основные из них: