Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций (Экспериментальное исследование мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный исследователь анализирует в связи с этим две принципиально важные установки, которые позволяют выявить степень выраженности того или иного мотива:

1. «Я сделаю все возможное и невозможное, чтобы достичь цели» (сильная мотивация). В данном случае индивид не видит преград для достижения цели, считает, что справится со всеми потенциальными обстоятельствами, которые могут негативно повлиять на результат целеполагания. Всеми силами и средствами индивид добьется результата, при этом мотивация будет усиливаться стремлением к снятию возможных преград (выраженность внутренней и внешней борьбы).

2. «Я сделаю все, что в моих силах, чтобы добиться результата».

Данный уровень, по мнению Нюттен Ж., относится к области умеренно выраженной мотивации. Человек готов к решительным действиям, готов добиться цели всеми доступными ему путями, однако он проявляет некоторую неуверенность в планируемых действиях по достижению цели, он не уверен, что все получится. Данный субъект, движимый умеренной мотивацией, не готов к отражению внешней атаки на процесс достижения цели. Скорее всего, он не преодолеет внешнее воздействие, при этом мотивация будет ослабевать до тех пор, пока не достигнет уровня безразличия или даже апатии («Дальше действовать не имеет смысла, все против меня»).

3. «Я очень постараюсь добиться цели, я очень этого хочу, но не уверен, что все получится». Данный уровень мотивации исследователь характеризует как слабый. Человек выражает готовность к действиям, выражает стремление достичь результатов, стремится выразить свое отношение к процессу достижения цели как твердое намерение. Однако данное намерение остается на субъективном уровне и объясняется скорее некоторыми инерционными составляющими мотивационного процесса («Да, надо действовать. И я буду действовать, но…»). Именно сомнения создают неблагоприятную почву доя достижения цели, порождают неуверенность, поэтому мотивационный процесс притормаживается, становится внешне обусловленным. При таком подходе субъект останавливается на половине пути, начинает принимать несущественные преграды, которые может преодолеть самостоятельно, как значимые [17].

Мильман В.Э. вводит понятие «мотивационная сфера человека». Мотивационная сфера формируется под воздействием мотивационного процесса и состоит из мотивов. Характеризуя мотивационную сферу как особый сегмент личностно-потребностной сферы человека, Мильман В.Э. утверждает, что данная сфера является очень гибкой в плане динамичности развития. С возрастом, с изменением условий, с иными обстоятельствами, то есть в активном жизненном процессе, происходит постоянное обновление мотивационной сферы. Формируются новые мотивы, укрепляются или ослабевают старые мотивы, но развитие мотивационной сферы – это динамика в развитии личности. На развитие мотивационной сферы личности индивида оказывают влияние многочисленные факторы, в том числе и внешние факторы, связанные с социализацией [13].


Мотивационная сфера естественным образом определяет основные психологические особенности личности, поскольку те потребности, которые составляют данную сферу, служат своеобразными показателями уровня личностного развития. Степень выраженности мотивов, составляющих мотивационную сферу человека, также определяет конкретную степень личностного развития. Сила мотивации – это так же динамично меняющаяся величина. Одни мотивы становятся более выраженными и определяют важнейшие качества личности (например, целеустремленность, организованность, энергичность, позитивность), другие мотивы ослабевают, позволяя выявлять другие качества (рассеянность, нерасторопность, негативизм, безразличие к себе и окружающим) [13].

Оценку мотивационной сферы производят посредством выявления уровня оптимальности. Уровень оптимальности мотивационной сферы (УОМС) – это такое соотношение мотивов различного типа, которое определяет формирование соответствующих установок на достижение цели и вероятность осуществления индивидом конкретного вида деятельности. Чем выше УОМС, тем более личность мотивирована, вся деятельность личности характеризуется определенной мотивацией.

Однако уровень развития мотивационной сферы, как считает Москвичев С.Г., определяется не только степенью выраженности формирующей ее мотивации, но и разновидностями мотивов, которые эту сферу составляют. Мотивы неоднородны по своей сути, она могут быть очень разными, причем дифференциация мотивов зачастую не связана с дифференциацией потребностей, поскольку данные элементы (потребности и мотивы) относятся к разным категориальным системам [15].

1.2 Виды мотивов и их особенности

Мотивы формируют мотивацию как систему. С другой стороны, мотивы сами формируются в мотивационном процессе как неотъемлемые компоненты данного процесса, характеризующиеся сильным побуждающим потенциалом.

Различают несколько групп мотивов, формирующих определенные мотивации.

В зависимости от среды формирования различают внутренние и внешние мотивы. Внутренние мотивы формируются в среде осуществления психологической деятельности (в результате определенных психических процессов). Внешние мотивы формируются в условиях влияния определенных внешних факторов.

Внешние и внутренние мотивы формируют соответствующие уровни мотивации: внешнюю, внутреннюю.


Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внешняя мотивация формируется в среде пребывания человека, осуществления профессиональной деятельности, под воздействием социализирующих агентов (семьи, школы, института).

Хекхаузен X. определяет внешнюю мотивацию как совокупность установок личности, направленных на реализацию идей окружения, которы зачастую не совпадают с внутренними установками. Внешние установки, по мнению исследователя, выражаются такими убеждениями, которые побуждают личность к определенным действиям (или бездействию), поступкам, деятельности.

К таким установкам следует отнести:

1) «Этого требует от меня общество»,

2) «Этого требуют от меня родители»,

3) «Это сейчас модно»,

4) «Это сейчас престижно»,

5) «Если я сделаю (не сделаю) это, все мои знакомые оценят меня по достоинству» [4].

Внешняя мотивация, которая в большей степени формируется под воздействием процесса социализации, чем личностно-индивидуального развития, оказывается ведущей на ранних этапах жизни человека. Так, ребенок, например, еще не способен определиться с будущей профессией в виду недостатка знаний о мире профессиональной деятельности и недостаточным развитием ценностно-смысловой сферы. Поэтому даже учебно-познавательная деятельность ребенка обусловлена внешней мотивацией. С возрастом влияние внешних мотивов ослабевает, уступая место внутренней мотивации.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Внутренняя мотивация направлена исключительно на развитие личности. Когда индивид совершает поступок, проявляет бездействие или осуществляет какую-либо деятельность под воздействием внутренних мотивов, то характер поступков и деятельности значительно отличается от характера поступков и деятельности, вызванных внешними мотивами. Человек с радостью и удовольствием сделает то, что принесет лично ему (или близким для него людям) пользу или выгоду.

Внутренняя мотивация характеризуется тем, что ее формирование происходит на уровне важнейших потребностей человека (физиологических, в особенности).

Как отмечает Горфункель П.Л., внутренняя мотивация значительно превосходит по силе побуждения внешние мотивы. Однако известны случаи, когда человеком в определенный момент движет именно внешняя мотивация. Такие случаи описаны в военных хрониках, когда отмечались очень сильные поступки военных во время боевых действий [9].


Как отмечает Файвишевский В.А., четкой границы между внешней и внутренней мотивацией не существует. Внешние мотивы при тщательном функциональном анализе можно свести к внутренней мотивации. Исследователь доказывает свою позицию следующей логической цепочкой: например, человек следует моде и одевается так, как это модно в настоящий момент, при этом одевается с учетом своих интересов и предпочтений; в конце концов, установка «Это модно» преобразуется в такие установки: «Значит, я буду выглядеть модно, меня признают, примут в определенные круги, я буду чувствовать себя хорошо». В итоге, внешний мотив перетекает во внутренний мотив («Я буду чувствовать себя хорошо») [12].

Действительно, при таком анализе внешней мотивации наблюдается формирование внутренних мотивов как причинно-следственных связей, соединяющих внешнюю мотивацию и деятельность человека.

Кроме внешней и внутренней мотивации различают также позитивную и негативную мотивации [15].

Мотивы, которые способны реально побудить человека к тем или иным поступкам, по сути своей являются стимулами. Стимулы – это образы и модели достигнутых целей и планируемых результатов. Если мотив не принимает черты стимула, то скорее всего такой мотив является негативным (отрицательным). Отрицательная мотивация побуждает человека к какой-либо деятельности или отталкивает от последней по причине страха, боязни. При отрицательной мотивации индивид опасается какого-то возмездия за совершенный поступок или проявленное бездействие. Отрицательная мотивация (Вилюнас В.К. называет ее «антимотивацией», считая, что отрицательная мотивация – это скорее отсутствие мотивов, поскольку к любой деятельности мотив необходим) является довольно сильной мотивацией. На этой мотивации основывается уголовный закон. Действительно, многих людей именно закон удерживает от опасных поступков, страх перед возможным наказанием преобладает над желанием совершить противоправный поступок, что является значимым сдерживающим фактором.

Различают также устойчивую и метастабильную мотивации. Устойчивая мотивация не ограничена во влиянии и может руководить потребностной и деятельной сферами человека на протяжении всей его жизни.

По мнению Леонтьева А.Н., устойчивой мотивацией является внутренняя мотивация, которая должна характеризоваться следующими признаками: не быть отрицательной, не быть направленной на удовлетворение текущих, сиюминутных потребностей, быть ориентированной на личностно значимые ценности [7].


Таким образом, далеко не все внутренние мотивы являются устойчивыми по своей сути. Нестабильность мотивации определяется возможностью снятия движущих стимулов (устранение цели, создание условий для невозможности достижения результата).

Например, если ребенок учится ради того, чтобы получить от мамы подарок, то это – внутренняя мотивация, и она метастабильна. Стимул легко устраняется: достаточно маме сообщить, что подарок она не купит, даже если он будет хорошо учиться.

Устойчивая внутренняя мотивация отличается весьма ощутимым побуждающим потенциалом и не устраняется путем снятия стимулов, прекращения стимулирования. Если ребенок хорошо учится, потому что хочет много знать, то это – стабильная внутренняя мотивация; отбить у ребенка охоту к знаниям весьма трудно, если, например, он любознателен от природы. Если человек осуществляет свою профессиональную деятельность потому, что ему это нравится, он получает от этого внутреннее удовлетворение, то такая внутренняя мотивация является стабильной.

Озерникова Т.О. отмечает, что мотивация, построенная на материальных ценностях, по природе своей метастабильна. Данная мотивация может быть легко устранена, потому что устраняются материальные стимулы. Исследователь приводит в пример человека, который играет в лотерею. Материально мотивированная игра – это игра, от которой человек может легко отказаться, поскольку, например, узнает, что данного стимула не существует (он никогда не выиграет, сколько бы ни играл). Другой пример являет человек, который играет ради самого процесса, ради удовольствия. В этом случае выражена внутренняя мотивация стабильного характера. Человек, внутренне стабильно мотивированный, может играть в эту игру всю свою жизнь, даже ничего не выиграв [9].

Устойчивость внешней мотивации зависит от ценностных ориентиров, которые формируются в данном мотивационном процессе. Социально значимые ориентиры (благополучие в семье, мир, чистая окружающая среда, дружба) значительно повышают стабильность внешних мотивов. Установки типа «Это модно», «Это престижно», «Это нравится моим друзьям» сами по себе формируют метастабильную внешнюю мотивацию, поскольку стимулы, обуславливающие данный вид мотивации, легко устраняются (мода проходит, престиж дезактуализируется, друзья переосмысливают отношение).

Мерлин В.С. обращает внимание на то, что для исследования уровня развития мотивационной сферы индивида необходимо и достаточно выявить три категории мотивов, которые руководят деятельность субъекта: внутренние мотивы (ВП), внешние положительные (позитивные) мотивы (ВПМ), внешние отрицательные мотивы (ВОМ) [2].