Файл: Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте(Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста: понятие и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, что в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Значение игры в жизнедеятельности дошкольника трудно переоценить. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры. Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями. Необходимо рассмотреть актуальность развития сюжетно-ролевой игры, ее сущность и особенность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Задачи работы состоят в следующем: 1. Рассмотреть понятие сюжетно-ролевой игры в отечественной психологии., а так же концепции ролевой игры Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. 2. Изучить актуальность развития игровой деятельности дошкольника, роль игры в становлении мотивации деятельности дошкольников, значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Данная работа основана на анализе монографической литературы, в частности работ Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, посвятивших всю свою жизнь изучению детей, и значения ролевых игр в их развитии.


1. Понятие сюжетно-ролевой игры в отечественной психологии.

1.1. Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста: понятие и функции

Традиционно в отечественной психологии понятие ролевой игры связывается, прежде всего, с дошкольным возрастом. Л.С. Выготский пишет, что в период школьного детства жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционно-техническая сторона минимальна, все операции и само время сокращены и, в общем-то, условны. Однако для ребенка ролевая игра дает возможность ориентации во внешнем мире, т.к. именно в такой игре дети моделируют смыслы человеческого существования и те формы отношений между людьми, которые существуют в обществе, и которые будут осуществляться этими людьми впоследствии. Т. е. игра выступает в роли посреднической деятельности, позволяющей вступать в такое взаимодействие с отношениями жизни, с какими в реальной «взрослой» жизни таким образом невозможно взаимодействовать.

Для возникновения ролевой игры у дошкольников необходимы следующие условия:

  • Уровень психического развития, соответствующий норме возраста,
  • Растущая самостоятельность,
  • Наличие разнообразных впечатлений от жизни,
  • Расширение круга предметов
  • Участие в играх детей взрослых, их побудительная функция (как объект подражания + как источник поощрения)

Cуть игры в том, чтобы, отражая действительность, преображать ее. Потребность человека воздействовать на окружающий мир, стать субъектом своей деятельности впервые проявляется именно возрасте дошкольного детства и именно в ролевой игре. Несмотря на то, что ребенок, играя, ничего не производит, он продолжает развиваться. Результатом игры становится «Я», развитое до нового уровня. Ребенок осваивает не только предметное поле взаимоотношений, но и характер отношений взрослых людей по поводу предмета (отношения подчиненности — доминантности и др.).


Освоение человеческих отношений в ролевой игре происходит сначала на эмоциональном уровне, потом на интеллектуальном. В ситуации таких отношений ребенок не только строит систему своих действий, но и просчитывает их последствия. Интересно, что игровая деятельность ребенка характеризуется тем, что происходит перенос значения одного предмета на другой, для ребенка более ценными в игре становятся предметы с нечеткими, неоформленными функциями, в игре присутствует существенная для символизма. Ролевая игра дошкольника сродни творчеству, ибо начинается с идеи, мысли.

Игра — это свобода воли, творчества, она порождает новые потребности. Центральными моментами игры становится то, что отвечает насущным потребностям. Именно из игры рождается потребность в настоящей общественно-значимой, оцениваемой деятельности, что становится важной посылкой к учению. В игре важен не результат, а процесс — процесс переживания, связанного с игровыми действиями. При этом, хотя ситуации, переживаемые ребенком воображаемые, чувства, переживаемые ребенком, — настоящие. Это явление — «эффект шубы», классически описано Л.С. Выготским на примере психологии театрального зрителя. Позитивный эффект ролевой игры заключается в том, что переживание добрых чувств в любом случае полезно (ср. «переживание прекрасного» в театре).

Ребенок малоиграющий, по Выготскому, теряет в своем развитии, т.к. в игре ребенок всегда выше своего уровня, своего среднего возраста, своего повседневного поведения. Игра содержит в себе все тенденции развития ребенка в будущем. Развивающий эффект игры: С развитием ребенка усложняется и сюжет, и содержание игры, увеличивается состав ее участников, продолжительность игровых действий, усложняются взаимоотношения в игре и правила. Но всегда, на всех стадиях, осуждается выпадение из роли. В игре постоянно присутствует взаимный контроль участников. Следование ролям и правилам иногда даже приводит к замене состава. Идет развитие познавательной сферы: восприятия, памяти, образного мышления (способность к символьной функции — замещению предмета его знаком). Развитие речи. Развитие эмоционально-волевой сферы: умения управлять собой, саморегуляции, чувственного фона, воли. Развитие воли: в игре ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получение удовольствия), а учится действовать по линии наибольшего. Несмотря на нелюбовь к слову «надо» в обычной жизни, в игре ребенок подчиняется правилам, ибо это путь к получению максимального удовольствия. Ребенок научается соотносить свои желания с ролью в игре и ее правилами. Развитие личностной сферы: ведущее новообразование — иерархия мотивов, их соподчинение, начинается доминирование социальных мотивов в иерархии. Развивается самооценка ребенка, появляются зачатки рефлексии (самопознания, самоотражения) на позициях «Я — настоящий» и «Я — игровой». Развитие способности к эмпатии (сочувствию, вчувствованию, сопереживанию).


Развитие общения: ребенок учится налаживать контакты с самыми разными людьми в самых разных ситуациях. Игра учит достоинству, терпению, ролевому поведению, умению учитывать характер собеседника, его интересы, потребности, чувствовать, когда общение не понято, умение говорить/выступать по очереди. На основе игры начинает развиваться новый вид деятельности — учение.

1.2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Сюжет — действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: * труда; * бытовые; * с общей тематикой. Длительность сюжетной игры: в младшем дошкольном возрасте (10−15 мин.); в среднем дошкольном возрасте (40−50 мин.); в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). Содержание — то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми. Содержание игры * предметная поведение * деятельность отношения людей, между людьми В структуре ролевой игры выделяют компоненты: * роли, которые исполняют дети в процессе игры; * игровые действия с помощью которых дети реализуют роли; * игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. * отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. По выражению Д.Б.Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на пpисyщий им эгоцентризм, договариваются дpyг с дpyгом, пpедваpительно pаспpеделяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с нолями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм yпpавления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в дpyгих видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигаться, данное экспериментатором. Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: ига имеет яркую аффективную окрашенность. Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и плавила; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре).


При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями. Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры. Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.