Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ(Необходимость и сущность финансов).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Кроме ОМС существует (с 1993г.) и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой из налогообложения.
2.5 Фондовый рынок
Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи особых финансовых активов - ценных бумаг.
Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
2.6 Финансы предприятий
Финансы предприятий составляют основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы. В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяют финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих организаций и финансы посредников.
Финансы предприятий – «замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица, с определенной целью или некоторым множеством целей, в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц»[6].
В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.
Особое значение в системе децентрализованных финансов имеют финансы посредников, под которыми понимаются фирмы, кредитные и страховые организации, частные пенсионные фонды. Под финансами посредников имеются в виду «средства фирм, специализирующихся на привлечении временно свободных денежных средств и размещении их среди физических и юридических лиц»[7]. В этом звене в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, которые используются на различные инвестиционные цели и производственные нужды фирм, компаний и корпораций.
Глава 3. Финансовая политика России в современных условиях
3.1 Содержание и значение финансовой политики
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика».
Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалези не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.
Содержание понятия «финансовая политика» у российских авторов также различается. По мнению В.В. Ковалева, «государственная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны». Назаров Н.Н. дает следующее определение: «финансовая политика – это совокупность методических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». В данных определениях авторы считают, что финансовая политика имеет сложное содержание и направлена на достижение определенной цели.
Содержание финансовой политики действительно достаточно сложное, так как она охватывает целый ряд мероприятий:
- разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей и задач;
- создание адекватного финансового механизма (системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений);
- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Целью финансовой политики служит финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии госдолга, в твердой национальной валюте, в конечном счете, сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Итак, исходя из вышесказанного, представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни населения.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести: финансовую устойчивость развития экономики; финансовую независимость государства; обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.
Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем: обеспечение макроэкономической сбалансированности; достижение бюджетного профицита; снижение госдолга; стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции; разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов; организация финансового контроля и др.
Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.
Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, инвестиционную, социальную, ценовую и таможенную политику.
Бюджетная политика РФ основывается на бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления госдолгом.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной финансовой системы. Налоговые системы в развитых странах характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. При реформировании налоговой системы следует помнить, что она должна быть открытой и «основой налоговой базы должны выступать прямые налоги».[8]
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики – создание условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.
Социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. К задачам ценовой политики относятся: регулирование и корректировка цен на товары и услуги предприятий-монополистов; формирование цен на реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов; управление ценами предпринимательских структур в базовых отраслях.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, поощряя или сдерживая экспорт товаров и услуг. Таможенная политика России сейчас во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
Финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, которые присущи финансам, с конкретными методами работы, организацией органов финансовых органов. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики служат: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; методы стимулирования и ответственности; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. В результате действенной финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.
3.2 Основные направления финансовой политики
Многие экономисты-финансисты, такие как О.Дж. Говтвань, А.Ю. Кубрак, А.В. Ишхаров, отмечают, что последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. После августовского кризиса 1998 г. правительство России добилось определенных результатов в снижении инфляции, наращивая одновременно профицит платежного баланса. Это позволило частично стерилизовать значительный приток иностранной валюты в условиях посткризисного увеличения спроса на денежные ресурсы. Положительная динамика финансового баланса с внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок.
Таким образом, можно говорить о том, что через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила к реализации своей главной функции – финансированию экономического роста в стране.
Вместе с тем российская финансовая система в её современном виде не справляется с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией, т.е. уровень развития финансовой системы не соответствует задачам ускорения экономического роста.
Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:
- ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций;
- отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов;
- отсутствие единообразия норм регулирования, контроля и надзора, налогообложения различных институтов рынка;
- нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой с другой.
Все названные проблемы требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования. Стихийно складывающуюся рыночную экономику государство должно регулировать при помощи следующих экономических способов, методов и рычагов: