Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Общение: понятие, функции, виды).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание невербального общения
1.1 Общение: понятие, функции, виды
1.2 Сущность невербального общения
Глава 2. Эффективность невербального общения
2.1 Невербальные средства общения
2.2 Особенности невербального общения в разных странах
Следует подчеркнуть практическую важность умения "читать" невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические (экстралингвистические). Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса, - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и т.д. Кратко вербальное общение характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах. Только учтя все эти моменты и еще весь невербальный "аккомпанемент", можно правильно понять и правильно воспринять (выразить) что-либо.
Следует отметить, что общение, в том числе невербальное, играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека, в том числе и профессиональной. И это важно учитывать в процессе образования, в подготовке специалистов, в повышении общей культуры общества.
Список использованной литературы
1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.
. Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.
. Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.
. Байкулова А.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.
. Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.
. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 62-67.
. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // http://www.psychology-online.net/articles/doc-1562.html.
. Григорьянц Т.А. Невербальный язык - важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2006. - № 11. - С. 338-345.
. Добрович А. Б. Общение: Наука и искусство. - М.: Книга, 2005. - 322 с.
. Екинцев В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 34. - С. 93-97.
. Иванов В.Д. Невербальные паттерны ролевого поведения учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 110-112.
. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 4-е изд. - М.: АСТ, 2001. - 411 с.
. Кривых Л.В. Невербальный компонент в межкультурной коммуникации // Гуманитарные исследования. - 2006. - № 2. - С. 25-31.
16. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/08.php.
. Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3. - С. 8-13.
. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М.: Владос, 2001. - 345 с.
19. Михеева Г.А. Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 427-435.
20. Оналбаева А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5. - С. 128-129.
. Орлова М.А. Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение // Социосфера. - 2010. - № 1. - С. 41-45.
. Павлова А.В. Роль прагматики в межкультурном общении // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 7. - С. 79-83.
. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - М.: ЭКСМО, 2010. - 278 с.
. Плетнева Е.Г. О невербальном сопровождении устной речевой коммуникации в культуре педагогического общения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 16. - С. 36-38.
. Ренц Т.Г. Невербальное поведение в свете биоэволюционной и социокультурной парадигм исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 32-36.
. Романова М.В. Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 100-105.
. Романова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 13. - С. 18-27.
. Сомоди И. О чем говорят ваши ноги. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 198 с.
. Чиркова Е.И. Феноменология и психологические особенности основных врожденных невербальных средств коммуникации // Вестник психотерапии. - 2006. - № 16. - С. 87-97.
. Чуганская А.А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 11. - С. 277-281.
. Эм Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 9. - С. 159-165.
Приложение
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и эле- |
Эмоциональные состояния |
|||||||||
менты лица |
Гнев |
Презрение |
Страдание |
|||||||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
||||||||
Губы |
Уголки губ опущены |
|||||||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты, сужены |
Глаза сужены |
||||||||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
||||||||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
|||||||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
|||||||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
|||||||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамично |
|||||||||
Части и эле- |
Эмоциональные состояния |
|||||||||
менты лица |
Страх |
Удивление |
Радость |
|||||||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
||||||||
Губы |
Уголки губ приподняты |
|||||||||
Форма глаз |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
||||||||
Яркость глаз |
Блеск глаз не виден |
Глаза блестят |
||||||||
Положение бровей |
Брови подняты вверх |
|||||||||
Уголки бровей |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
|||||||||
Лоб |
Горизонтальные складки на лбу |
|||||||||
Подвижность лица |
Лицо застывшее |
Лицо динамично |
Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендации действия
Взгляд и сопутствующие действия |
Трактовка |
Необходимо |
Подъём головы и взгляд вверх |
Подожди минутку, подумаю. |
Контакт прерван |
Движение головой и насупленные брови |
Но понял, повтори. |
Контакт усилить |
Улыбка, возможно легкий наклон головы |
Понимаю, мне нечего добавить |
Контакт продолжить |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику |
Хочу подчинить себя |
Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону |
Пренебрежение |
Уйти от контакта |
Взгляд в пол |
Страх и желание уйти |
Уйти от контакта |