Файл: Документирование и инвентаризация (Порядок проведения инвентаризации готовой продукции и товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-обороты по дебету - фактическая себестоимость выпущенной продукции, основных производственных и прочих изделий, возвращенных покупателями продукции и полуфабрикаты собственного производства, отгруженные на сторону;

- обороты по кредиту - фактическая себестоимость отгруженные в отчетном месяце продукции.

Для определения фактической себестоимости остатков готовой продукции на складе и отгруженных продукций на отчётный месяц используется, ведомость № 16 Движения готовых изделий в ценностном выражении.

В первом разделе ведомости № 16 формируются данные полной характеристики счета 43 Готовая продукция в двух оценках - фактическая и учетная. Они необходимы для определений удельных весов (процентов), фактических затрат в общих объемах готовой продукции, которые располагали организации в отчетном месяце (остатки на начало месяца плюс поступили из производств) к учётным (плановым) их стоимостям.

При этом составляют 100 процентов, что означает, что фактические затраты соответствовали плановым затратам. Если процент ниже 100, организации достигли снижений себестоимостей продукции и в результате реализаций данной продукции, они получат сверхплановую прибыль; если процент выше 100, организации допустили перерасходы по статьям калькуляций и превысили плановые нормы затрат[13;21].

Эти же процентные отношения фактических себестоимостей всей продукции к их учетным (плановым) себестоимостям, могут использоваться бухгалтерией и для расчёта фактических себестоимостей продукции, отгруженных в отчётном месяце, возвращенные покупателями, и остаток готовой продукции на конец месяца. Остатки на конец месяца по фактическим себестоимостям необходимы для последующих сверок с главной книгой, а с книгами учета остатка складов - сверяют по учётной цене.

Учёт готовой продукции на складах организуются по оперативнобухгалтерским методам, то есть на каждые номенклатурные номера изделий открывают карточку учёта материалов ( № М-17). По мерам поступлений и отпусков готовой продукции кладовщик на основе документа записывает в карточку количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает остатки после каждых записей.

Бухгалтера обязаны ежедневно принимать на складах документы за истёкшие сутки (приёмо-сдаточные накладные, приказы - накладные, товарно-транспортные накладные). Правильности ведений складского учёта подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.

На карточках складского учёта материальные ответственные лица ежемесячно заполняют ведомости учёта остатков готовой продукции в разрезах номенклатуры готовой продукции, единица измерения, количество и передаёт её в бухгалтерию. В бухгалтерии производится сверка показателя складского и бухгалтерского учёта в суммарных выражениях (остатки по учётным ценам).


Выпущенные готовые изделия переходят из сферы производств в сферу обращений. Данные процессы фиксируются в первичных документах; приёмо-сдаточных накладных, акте, ведомости, плане-карте и в других документах.

Отпуска готовых изделий, и их отгрузки оформляются приказами - накладных, в которых включены два документа: приказ складам и накладная на отпуска. Приказы складам выписывают соответствующие службы, на основании условия договора с покупателями, с указаниями наименований покупателей, их код, количество и ассортимент продукций, срок отгрузки.

По этому чтобы отражать продукции или работ, услуг реализованных, бухгалтерия имеет документ, подтверждающий исполнения договоров и в первой очереди переходов прав собственностей на них. Указанные ранее приказ-накладная, это может быть железнодорожная, товарно-транспортная накладная с отметками станций отправлений или назначений, коносамент, акт выполненной работы и др.

1.2 Нормативно-правовое регулирование инвентаризации готовой продукции и товаров

Вопросы проведения инвентаризации, урегулирования инвентаризационных разниц, ответственности материально ответственных лиц всегда были интересны как теоретикам, так и практикующим специалистам, поскольку они охватывают достаточно широкий спектр вопросов, имеющих существенное значение для результатов функционирования хозяйствующего субъекта. Во многом от того, насколько соблюдается внутренняя организационная дисциплина, зависит сохранность материальных ценностей. С принятием и вступлением в силу Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» произошли определенные изменения в нормативном регулировании порядка проведения инвентаризации. Рассмотрим основные положения порядка проведения инвентаризации, которые касаются наиболее существенных изменений.

Широко известно, что одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном и финансовом положении, которая является необходимой различным пользователям бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений. При этом необходимо, чтобы эта информация была достоверной, т.е. соответствовала бы не только данным, изложенным в документах, но и реальному положению дел.


Инвентаризация является не только одним из важнейших элементов метода бухгалтерского учета, но и важнейшей контрольной процедурой, которая обязательна для всех государственных, кооперативных и общественных организаций и учреждений. Прежде всего, заметим, что существует несколько подходов к определению инвентаризации. Однако весь парадокс ситуации состоит в том, что ни в Законе «О бухгалтерском учете», ни в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, не приводится ее определение.

Более того, инвентаризация в бухгалтерском учете - это не только средство контроля, но и способ регистрации фактов хозяйственной жизни, которые невозможно зафиксировать путем документации, поскольку последствия таких фактов хозяйственной жизни организации, как хищение, естественная убыль, пересортица, могут быть установлены только посредством проведения инвентаризации.

Отметим также, что при инвентаризации составляется определенный перечень имущества с указанием его стоимости. Именно проверка не только фактического наличия, но и определение стоимостных характеристик объекта придает инвентаризации статус контрольной экономической процедуры, что особенно важно при осуществлении инвентаризации расчетов. Поскольку в этом случае задача состоит не только в составлении перечня всех дебиторов, но именно в выявлении размера долга каждого.

Основные требования, касающиеся проведения инвентаризации, рассмотрены в ст. 11 «Инвентаризация активов и обязательств» Закона № 402- ФЗ. При этом все-таки недостатком содержания нового Закона то обстоятельство, что в нем не определена цель проведения инвентаризации, которая присутствовала в Законе № 129- ФЗ, где цель инвентаризации определяется в обеспечении достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Указание цели является важнейшим этапом раскрытия значимости любой процедуры, какой бы очевидной эта цель не была.

Двояко можно оценить новую редакцию п. 2 ст. 11 Закона № 402- ФЗ, в которой раскрывается концепция последовательности действий при проведении инвентаризации. С одной стороны, последовательность теперь обозначена предельно четко: «при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета», т.е. Закон №402-ФЗ требует именно первоначально оценить наличие объектов, а затем сопоставить их с данными бухгалтерского учета. Изменена дата отражения инвентаризации в учете. В соответствии с Законом № 402-ФЗ выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета корректируют учетные данные в периоде проведения инвентаризации. В положениях старого закона описывается порядок бухгалтерского учета таких расхождений, что, как представляется автору статьи, является предметом регулирования специальными положениями, инструкциями, а не законом федерального уровня.


Итак, можно констатировать, что сегодня инвентаризация-это уже не просто составление описи, а важнейшая контрольно-измерительная процедура, позволяющая уточнить, а иногда и установить оценку произошедших фактов хозяйственной жизни.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ

2.1 Порядок проведения инвентаризации готовой продукции и товаров

Инвентаризация является одним из методов контроля над качеством готовой продукции. Инвентаризация готовой продукции — это инвентаризация изделий, выполненных по определенным стандартам, прошедших все стадии производственного процесса и необходимые испытания и сданы на склад. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета [1].

Гласная задача инвентаризации — это проверка достоверности фактического наличия готовой продукции и учетных данных. Инвентаризация представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату, осуществляется путем непосредственного пересчета остатков инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета. Как правило, инвентаризации проводятся не менее одного раза в год перед составлением бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Очередность и количество проведения инвентаризаций устанавливает руководитель предприятия. Инвентаризация обязательна: при выкупе или продаже имущества; при передаче имущества предприятия в аренду; при преобразовании государственного или муниципального предприятия; при ликвидации предприятия; при установлении актов хищения и порчи ценностей; при смене материально ответственных лиц; в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных обстоятельств: и также в случаях, законодательно установленных в РФ. Можно классифицировать инвентаризацию готовой продукции предприятия по видам:

- по периодичности или частоте проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.


- по основанию проведения: выборочная инвентаризация, плановая и контрольно-перепроверочная.

При выборочных инвентаризациях готовой продукции главной задачей является контроль за сохранностью готовой продукции на складах и в местах хранения, выполнением правил ее хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Так же выявляют факты пересортицы, порчи, изделия, не оформленные сдаточными накладными, излишки и недостачи готовой продукции, проверяют документальную обоснованность остатка средств по счету «Готовая продукция», вскрывают просроченную или неполную оплату выставленных счетов.

Такие проверки помогают выявлять факты нарушений, дисциплинируют работников предприятия и способствуют сохранности готовой продукции предприятия. Также проверки могут быть плановые и внеплановые, в зависимости от основания проведения инвентаризации готовой продукции. Внеплановые проводятся внезапно, время их проведения не должно быть известно материально ответственным лицам. Они могут проводиться по требованиям независимых аудиторов, ревизора, финансовых и следственных органов.

Контрольно-перепроверочная проводится во время инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она должна охватывать не менее десяти процентов проверенных запасов готовой продукции. По периодичности или частоте проведения различают ежесменные, ежемесячные (полугодовые, квартальные) и годовые инвентаризации. Годовая инвентаризация является наиболее трудоемкой и обширной.

Право устанавливать другие сроки проведения инвентаризации имеет руководитель предприятия. И он же определяет состав инвентаризационной комиссии. Для проведения инвентаризации приказом или распоряжением директора предприятия назначается постоянная комиссия, в состав которой входят руководящие должностные лица организации, бухгалтеры, инженеры, экономисты, а также представители независимых аудиторских компаний.

Инвентаризационная комиссия должна обеспечить полноту и точность всех данных о готовой продукции, результаты проверки могут признаться недействительными при отсутствии хотя бы одного члена комиссии. До начала проверки в инвентаризационную комиссию подаются последние приходные и расходные документы. В процессе инвентаризации все полученные сведения записываются в инвентаризационные описи и акты, в этих документах не допускается оставлять незаполненные строки (незаполненные строки прочеркиваются). На каждом листе документа необходимо наличие подписи всех материально ответственных лиц и членов комиссии. Для подтверждения проверки комиссией имущества, а также об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий, в конце каждой описи необходима расписка от материально ответственных лиц. Инвентаризационной комиссией устанавливается: