Файл: Понятие предпринимательского договора (ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ДОГОВОРЕ)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 3. ОФЕРТА КАК ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Заключению любого договора предшествуют переговоры сторон, которые могут вестись в устной форме (по телефону), путем непосредственной встречи или в письменной форме. Что касается международных связей предпринимателей, то здесь приходится учитывать национальные особенности зарубежного партнера.

Ведение переговоров в письменной форме означает, что одна из сторон (или один из партнеров), являющаяся инициатором заключения договора, готовит письменное предложение другой стороне в форме проекта договора, это предложение называют офертой (от лат. offего - предлагаю). В практике предпринимательской деятельности оферта используется, когда одна из сторон готовит предложение в форме проекта договора другой стороне и идет на переговоры с ней уже с готовым проектом. Офертой называют не любой проект договора, а лишь проект, подписанный одной стороной.

При ведении переговоров в письменной форме действия сторон таковы. Например, у предпринимателя имеется товар, который он хотел бы продать. С этой целью он готовит предложение в виде проекта договора, подписывает его (он становится офертой, а предприниматель -оферентом), направляет возможному покупателю и ждет его реакции. Он может не ответить, а может и подписать направленную ему оферту. Если он подписал ее и выслал в адрес предпринимателя, то можно считать, что договор между ними заключен.

В случае, если необходимо продать товар, но у нет точной информации, кто может его купить, можно направить предложение одному лицу (возможному покупателю) или сразу нескольким лицам на одну и ту же партию товара в надежде, что кто-то из них обязательно заинтересуется предложением.

В этой связи различают твердую оферту и свободную оферту. Твердая оферта направляется в один адрес и становится договорной в случаях:

  1. когда она подписана другой стороной (покупателем);
  2. когда она выслана обратно в адрес оферента;
  3. когда она получена оферентом.

Только при соблюдении всех этих трех условий оферта становится договором.

Каждая оферта имеет определенный срок действия, который указывается в тексте, например твердая оферта действительна в течение тридцати дней с момента ее отправления. Это означает, что все три условия, о которых упомянуто выше, должны быть соблюдены именно в течение тридцати дней с даты отправления оферты.

Это положение в полной мере относится не только к твердой, но и к свободной оферте. Такая оферта на одну и ту же партию товара сразу направляется в несколько адресов, т. е. нескольким возможным покупателям. Если в оферте есть указание на то, что она является свободной, то покупатель, даже подписав ее, не получает гарантии того, что он обязательно получит товар, который является предметом оферты (партия товара одна, а предложения высланы, нескольким возможным покупателям). В этой связи свободная оферта становится договором при соблюдении всех трех условий, приводимых в связи с твердой офертой, и еще одного дополнительного условия. Свободная оферта становится договором только тогда, когда возможный покупатель подписал ее, выслал в адрес оферента, а оферент получил от покупателя подписанную им оферту и направил покупателю подтверждение, что он расценивает подписанную сторонами оферту в качестве договора.


С этой целью в тексте оферты всегда имеется указание о сроке, в течение которого оферент обязуется выслать такое подтверждение (например, в течение трех дней с момента окончания действия оферты). Для самого оферента такое указание имеет важное значение. Если вдруг все адресаты пришлют обратно подписанные оферты, то придется выбирать, какую из них считать договором.

Для покупателя это также важно. Он знает, что, подписав оферту, берет на себя определенные обязательства, которые сохраняются за ним в течение тридцати дней (например, с первого по тридцать первое июня). Но если с первого по третье июля покупатель не получит от оферента подтверждение о признании подписанной им оферты в качестве договора, то он может считать себя свободным от обязательств по оферте.

Для подготовки оферты необходимо сформулировать основные ее условия.

\

ГЛАВА 4.ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА (ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ)

Такая работа предпринимателя относится к подготовительному периоду. На этой стадии предприниматель старается сформулировать условия договора не только в наиболее выгодной для себя, но и в приемлемой для партнера форме, пытаясь при этом оценить данные условия не только со своей, но и с точки зрения партнера. Однако для осуществления такой работы необходимо знать, в какой форме следует изложить то или иное условие договора.

4.1 Предмет договора

Формулирование этого условия зависит от вида сделки. Формулировка должна отличаться (как и любое условие договора) ясностью, четкостью и невозможностью неоднозначной трактовки.

При осуществлении сделки купли-продажи данное условие может именоваться как "предмет договора" или как "количество товара". Содержание этого пункта сводится к обязанности продавца поставить определенное количество данного товара на условиях, содержащихся в тексте договора, а покупатель обязуется принять и оплатить в точности то количество товара, которое указано в данном пункте договора, и на тех условиях, которые содержатся в тексте договора. Например, можно применить следующие формулировки:

  • Продавец обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить следующие автомобили иностранного производства (марка, год выпуска, пробег);
  • Продавец продал, а Покупатель купил 100 (сто) кубометров круглого леса хвойных пород на условиях, указанных ниже.

Согласно этому пункту договора продавец обязуется поставить, а покупатель -принять в точности то количество товара, которое указано в контракте; одностороннее отклонение будет считаться нарушением конкретного условия о количестве товара. Следует обратить внимание на единицу измерения товара. Необходимо также указать, что понимается под количеством - нетто- или брутто-масса.

При купле-продаже товаров большой массы (лес, руда и т. д.) количество товара в контракте дополняется оговоркой "около", т. е. допускается отклонение, отступление от указанного в договоре количества в ту и другую сторону. При этом указываются и допустимые отклонения (пределы отклонений). Отсутствие в контракте указаний на допустимый предел отклонений позволяет трактовать оговорку "около" исходя из международной практики или сложившейся практики в отношениях сторон.

Важно в договоре отметить, по какой массе (отгружаемой или выгружаемой) будет определяться количество товара. Это связано с местом приемки товара: если товар принимается в порту продавца, то количество определяется по отгружаемой массе, если в порту покупателя, то - по выгружаемой массе.

При проверке количества учитывается естественная убыль перевозимого (поставляемого) товара. Ответственность за естественную убыль распределяется обычно поровну между продавцом и покупателем. С этой целью в контракты на куплю-продажу товаров вписывают франшизу – оговорку о том, что продавец несет ответственность только за недостачу товара, происшедшую во время транспортирования и не превышающую установленный в контракте размер (обычно от полутора до трех процентов), а недостача в пределах естественной убыли ложится на покупателя.

4.2 Качество товара

При формулировании этого условия необходимо исходить из результатов сравнительного анализа качественных характеристик своего товара и товара, поставляемого на рынок конкурентами, или доминирующего на рынке товара с усредненными качественными характеристиками. При этом для обеих сторон важно избрать метод закрепления качественных характеристик товара в договоре. Стороны заинтересованы в выборе такого метода, который бы не позволил трактовать по-разному это вписываемое в договор условие. Выбор метода зависит не только от настроя или желания сторон, но и от типа самого товара, поскольку каждый товар имеет свои качественные характеристики, которые и придают товару ценность. Так, применительно к марганцевой руде стороны будут говорить о процентном содержании в руде марганца это и будет основной качественной характеристикой данного товара. При рассмотрении же бумаги в качестве предмета договора стороны будут обговаривать ее тип, плотность и вес, что также характеризует качество этого товара.


Возможна такая формулировка: качество поставляемых по договору товаров должно соответствовать техническим условиям, которые должны быть согласованы сторонами до определенного срока.

Договаривающиеся стороны обычно вносят в текст договора условие о соответствии качества фактически поставляемого товара тем качественным характеристикам, которые закреплены в договоре, а также указывают наименование документа, подтверждающего качество фактически поставляемого товара и наименование организации, имеющей право на выдачу такого документа. Таким документом обычно является сертификат качества или гарантийное обязательство.

Сертификат качества (иногда - сертификат о качестве) должен содержать следующие данные:

  1. описание товара, которое должно полностью соответствовать определению, указанному в тексте договора или тексте спецификации, прилагаемой к договору (если таковая имеется);
  2. место и дата погрузки, номер вагона, номер и дата железнодорожной накладной;
  3. общее количество мест, вес нетто и брутто товара, отгружаемого по данной накладной;
  4. дата производства товара в соответствии с маркировкой на товаре.

Вторым документом, свидетельствующим о качестве фактически поставляемого по договору товара, почти всегда является санитарно-ветеринарное свидетельство или сертификат, назначение которых сводится к констатации соответствия качества товара санитарным и ветеринарным требованиям, изложенным в договоре.

Стороны могут внести в текст договора положение о праве

покупателя (или его представителей) на проверку качества товара в процессе его производства, перед погрузкой и во время отгрузки, а также после получения товара покупателем. При этом стороны оговаривают и меры, которые должны быть приняты продавцом, если во время такой проверки требуемое качество не подтвердится (вносится, например, обязательство заменить товар, подготовленный к отгрузке, если его качество оказалось ниже указанного в договоре, на другой товар соответствующего качества или довести товар до полного соответствия требованиям договора).

4.3 Цена товара

Цена - существенная составная часть договора. Ее следует либо четко оговорить, либо однозначно вывести из условий договора. Цена должна быть зафиксирована в договоре цифрами (в виде количества соответствующих денежных единиц). При сделках, выходящих за пределы одной страны, оговаривается вид валюты, причем риск, связанный с изменением валютного курса, обычно несет одна из договаривающихся сторон. Допускается использовать валюту третьей страны (например, доллары США в австрийско-российском торговом договоре).


При определении ценового показателя предприниматель, конечно, должен учитывать, что различают:

цену предложения - это цена, которая обычно указывается в оферте, или цена, с уровня которой начинают вести переговоры партнеры, а затем в поиске компромисса приходят к договорной цене;

цену спроса - это цена, которая складывается на потребительском рынке, или цена, по которой запрашивает товар покупатель.

Формулирование условия цены предполагает прежде всего выбор определенного метода закрепления цены в договореСреди таких методов можно выделить следующие:

• метод твердой цены, в договоре в таком случае указывается цена, которая в последующем не подлежит изменению;

• метод базисной цены, в этом случае стороны согласуют и включают в договор ценовой показатель товара, обладающего определенными качественными характеристиками (определенного сорта, типа и т. д.), которые, может быть, и не будут свойственны фактически поставляемому товару.

Стороны также оговаривают и метод коррекции базисной цены в соответствии с качеством фактически поставляемого товара. Обычно такой метод коррекции сводится к применению надбавок к цене и скидок с цены, соответственно, за улучшенное или ухудшенное качество фактически поставляемого товара по сравнению с характеристиками, зафиксированными в договоре.

В международной коммерческой практике эти методы коррекции цены получили наименования:

• бонификация - надбавка к цене за улучшенное качество;

• рефакция - скидка с цены за пониженное качество;

• метод скользящей цены, предполагающий, что в договоре указывается уровень базисной цены и пределы скольжения фактической цены.

Применяется в тех случаях, когда цена увязывается с какими-то определенными условиями (например, инфляцией) на фиксированную дату (к примеру, на момент поставки).

Этот метод применяют также в условиях нестабильности экономической ситуации, когда на протяжении короткого периода времени может существенно меняться заработная плата или цены на компоненты, сырье, материалы, используемые в производстве товара, составляющего предмет договора.

4.4 Форма платежа

Формулирование этого условия договора имеет для предпринимателя весьма важное значение, независимо от того, в какой роли он выступает — продавца или покупателя. Предприниматель-продавец заинтересован в своевременном получении от покупателя платежей, а предприниматель-покупатель заинтересован в своевременном получении от продавца товара. Поскольку платеж соединяет эти две противоположные цели двух различных субъектов отношений, то при осмыслении формы платежа, включаемой в договорные условия, необходимо найти компромиссный вариант решения, чтобы каждая из сторон получила достаточные гарантии достижения своих целей.