Файл: Право государственной и муниципальной собственности ( Объекты и субъекты права государственной и муниципальной собственности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Объекты и субъекты права государственной и муниципальной собственности
Объекты права государственной и муниципальной собственности
1.2 Субъекты муниципальной собственности
Глава 2. Государственная и муниципальная собственность в системе отношений собственности России
2.3. Проблемы в системе отношений собственности и возможные пути их решения
Глава 3. Реализация права собственности
3.1 Финансово-правовое регулирование отношений собственности
3.2 Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Государственная и муниципальная собственность – важнейшие институты современного российского общества, являющиеся основой функционирования государства, позволяющей ему выполнять важные экономические, социальные и политические функции.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что государственная и муниципальная собственность являются одними из важнейших элементов любой экономической системы, и фактором устойчивого развития страны и гарантом сохранения национального богатства.
Объектом изучения являются общественные отношения, возникающие в области права государственной и муниципальной собственности, предметом изучения являются теоретические и практические аспекты регулирования правоотношений в сфере реализации государственной и муниципальной собственности.
Согласно ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации под государственной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.
В состав государственной собственности входят:
1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);
2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);
3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).
Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления. Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества. Муниципальную собственность составляют следующие объекты:
1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуатационные предприятия;
2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;
3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;
4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;
5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).
Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности – передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:
1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);
2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество; относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).
Целью работы является изучение особенностей механизма реализации права государственной и муниципальной собственности. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и изучить содержание права государственной и муниципальной собственности;
- проанализировать правовые аспекты осуществления права государственной и муниципальной собственности;
- раскрыть особенности и состав субъектов права государственной и муниципальной собственности;
- изучить государственную и муниципальную собственность в системе отношений собственности России.
Методами исследования, которые использовались в процессе работы, являются:
- системно-функциональный метод - при определении основ регулирования права государственной и муниципальной собственности;
- формально-догматический метод - для проведения объективной общеправовой характеристики понятия и сущности собственности, государственной собственности и муниципальной собственности;
- формально-логический метод - для выявления противоречий и пробелов в действующем законодательстве, которое регулирует отношения в исследуемой сфере.
В процессе работы использовался комплекс источников: Кодексы, Федеральные законы РФ, Указы президента РФ, Положения и решения органов власти, касающихся вопросов права собственности.
Кроме того, проанализировано большое количество специальной литературы по данной теме, которая включает учебники, учебные пособия, а также статьи в периодической литературе. В работе были использованы статьи из журналов преимущественно за последние 3 года, учитывались все изменения в действующем законодательстве, вступившие в силу в последнее время.
Глава 1. Объекты и субъекты права государственной и муниципальной собственности
Объекты права государственной и муниципальной собственности
Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство.
Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).[3,c.67]
Собственность муниципальных образований государственной не является, поскольку закреплена в Конституции РФ в качестве одной из самостоятельных форм собственности наряду с частной, государственной и иными (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212, 215 ГК РФ).[1,c.84]
В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять органы государственной власти, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, - специальные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).
Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами (в частности, уставами муниципальных образований), — специальные государственные органы, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).
Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.
К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.
1.2 Субъекты муниципальной собственности
Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).
Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.[4,c.56]
Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).
Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.
Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.
Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.
К объектам приватизации относятся:
- предприятия и другие имущественные комплексы;
- здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
- земельные участки;
- жилые помещения;
- акции открытых акционерных обществ.
В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).
В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25 %. В роли покупателей не могут выступать и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.