Файл: "Субъекты предпринимательского права".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2ст. 124 ГК РФ) [1,с.75].

  От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные выше, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ) [1,с.75-76].

  Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Данные правила не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.


Таким образом, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают как субъекты предпринимательского права, регулируемые гражданским законодательством.

Признаки субъектов предпринимательского права

Факт регистрации в установленном порядке или легитимация иным образом

Субъекты предпринимательской деятельности – лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность на постоянной профессиональной основе, которые используют свое имущество не для удовлетворения своих личных потребностей, а в целях извлечения прибыли.

Необходимо учитывать, что субъекту предпринимательства и его правoвой сущнoсти присущи специфичeские признаки, которыe в совoкупности oтличают предпринимателя от иных участников гражданского оборoта, а этo свидетeльствуeт о неoбходимости его специальнoго нoрмативного выделeния.

Глазова Е.В. выделяет следующие признаки субъектов предпринимательского права: государственная регистрация в установленном законом порядке; наличие обособленного имущества; наличие хозяйственной компетенции; руководство хозяйственной деятельностью; самостоятельная имущественная ответственность [10,с.36];[Приложение 2, Рисунок 2].

Легитимация – это процедура общественного признания или подтверждения законности какого-либо права или полномочий действующего лица, а также признание законности существующих политико-правовых отношений, господствующего режима власти, его объяснение или оправдание.

Предприниматели и предприятия должны легитимироваться с помощью регистрации. Не нуждается в какой-либо легитимации в качестве субъекта предпринимательского права государство, то есть Российская Федерация в целом и входящие в нее субъекты РФ. В соответствии с Конституцией РФ, конституциями входящих в РФ республик они имеют соответствующую имущественную базу и компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности и руководство ею. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ [14,с.15].

Основные положения регистрации в настоящее время определяет Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».


Согласно данному нормативному акту государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц; приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя; прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей; иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным законом [7].

Наличие обособленного имущества

Данное свойство субъекта в предпринимательском обороте создает деловой интерес к нему для потенциальных контрагентов и возможность, в свою очередь, систематически достигать цели по получению прибыли, имея свою имущественную базу. Правовой формой указанного обособления может быть как право собственности (право, предоставляющее его владельцу наиболее широкий круг правомочий в отношении своего имущества), так и производные от данного права – право хозяйственного ведения и право оперативного управления [14,с.48].

Рассмотрим подробнее правовые формы обособления.

Согласно Гражданскому законодательству Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ) [1,с.109].

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (п.4 ст. 209 ГК РФ) [1,с.109].

Что же касается права хозяйственного ведения то, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.


Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 295 ГК РФ) [1,с.132].

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ) [1,с.132].

Обособ­ленное имущество учитывается субъектом на балансе и служит ос­новой самостоятельной имущественной ответственности.

Наличие хозяйственной компетенции

Наличие хозяйственной компетенции, т. е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию [14,с.75].

а) общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают  коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);
б) ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности);
в) специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации;
г) исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.


Руководство хозяйственной деятельностью

Субъекты предпринимательского права осуществляют руководство хозяйственной деятельностью или властное государственное воздействие на такую деятельность. Соответственно объем и соотношение этих двух сфер проявления хозяйствования у разных субъектов отличается.

Так, например, у предпринимателей – физических лиц компонент руководства вообще отсутствует. У предприятий руководство проявляется в работе своих подразделений, то есть в непосредственном ведении хозяйства. Государство, в компетенции которого преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на основе предоставленного государством или регионом как собственниками имущества, и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении защиты публичных интересов в сфере экономики. С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, установление требований по соблюдению порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение [9,с.33].

Хозяйственно-организаторская деятельность государства и регионов как собственников является предпосылкой создания предприятий, определяет содержание их деятельности и условия их прекращения. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, в них государство и регионы выступают в качестве субъектов предпринимательского права, так же, как и в случаях реализации ими властных функций с целью защиты публичных интересов.

Самостоятельная имущественная ответственность

Как справедливо отмечает И.В. Ершова, условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность предпринимателя заключается в наличии у него обособленного имущества на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления, которое является имущественной основой осуществления им предпринимательской деятельности. Именно этим имуществом предприниматель участвует в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Организационная самостоятельность предполагает возможность принятия самостоятельных решений в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также возможность выбора в процессе создания субъекта, осуществляющего такую деятельность (например, выбор организационно-правовой формы осуществления предпринимательства) [11,стр.23].