Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Право социального обеспечения).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
1.1 Пенсионная реформа 2018-2019
1.2 Необходимость проведения пенсионной реформы
1.3 Причины и последствия пенсионной реформы
ГЛАВА 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
2.1 Изменения условий труда для работников в рамках пенсионной реформы в РФ
В рамках основных механизмов можно выделить пенсионное законодательство, позволяющее совмещать получение пенсии и заработной платы, что позволит решить проблему низких пенсий и занятости рабочих мест, не пользующихся спросом у молодых работников. Факторами, влияющими на трудовую активность старшего поколения, являются размер заработной платы, гарантии труда, правила выплат пенсий. На сегодняшний день в условиях инфляции и экономической неопределенности, а также средней продолжительности жизни, перспектива отложенного выхода на пенсию является непривлекательной - потеря суммы пенсии и размеры ее компенсации несопоставимы[21].
В пенсионном законодательстве должны быть предусмотрены меры, делающие поздний выход на пенсию выгодным, с учетом инфляции и компенсации заработной платы. Стимулирование труда пожилого населения и позднего выхода на пенсию может приобрести актуальность среди населения после повышения продолжительности жизни в стране.
Кроме того, для продолжения трудовой деятельности нужны щадящие условия труда, сокращенный рабочий день, гибкий график работы, решение транспортных проблем. Кроме того, очевидно, что сегодня на рынке труда существует дискриминация по признаку возраста. В частности, положения о заключении срочных трудовых договоров с работниками предпенсионного возраста[22].
Недостаточно разработанная нормативно-правовая база в области занятости пожилых лиц не только отрицательно сказывается не только на данной группе населения, но и способствует снижению социальной защищенности работников в целом, так как старение - это неизбежный процесс, касающийся каждого[23].
Трудовой кодекс в настоящее время усиливает социальное неравенство на рынке труда, предоставив значительные преимущества лицам, уже имеющим работу. Необходимо ввести в Трудовой кодекс нормы, регулирующие занятость лиц пожилого, ввести социально-трудовой договор с гарантией на достойную старость, который будет действителен и после прекращения трудовых отношений. Условия предложенного договора могут регулироваться в сфере социального партнерства.
2.2 Прогнозируемые результаты пенсионной реформы РФ
Реализация права на социальное обеспечение в Российской Федерации наболевшая проблема настоящего времени[24]. Одним из главных вопросов пенсионной системы на сегодняшний день является дальнейшая судьба накопительной пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования. Существующий в настоящее время добровольный механизм накопления средств, в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), последние годы практически не развивается. За последние 6-7 лет число участников НПО не увеличилось, несмотря на предусмотренную законодательством систему налогового стимулирования. Это означает, что существующих мер стимулирования не достаточно, а также, что граждане, желающие участвовать в накопительной системе, ограничиваются ее обязательной составляющей.
Не получила широкого распространения и система софинансирования государством дополнительных взносов граждан на формирование пенсионных накоплений, несмотря на ее продление и активную информационную поддержку Пенсионного фонда РФ. Одной из мер, способствующей обеспечить сбалансированность пенсионной системы, можно назвать перевод накопительного компонента системы обязательного пенсионного страхования в формат негосударственного пенсионного обеспечения. Но данное направление, как показывает анализ, будет отличаться не в пользу работника, формировавшего накопительную пенсию. При проведении анализа за основу возьмем уровень пенсионного обеспечения двух граждан: один из которых формирует пенсионные накопления в рамках обязательного пенсионного страхования, а второй нет (имею- щиходинаковый уровень зарплаты, одинаковые условия и продолжительность работы (стажа), дающие право на получение пенсии).
Пенсионная реформа настоящего времени выявляет новое направление своего развития. Эксперты различного уровня, рассматривая повышение пенсионного возраста в соответствии с новой пенсионной реформой, отмечают положительный эффект уже к 2021 году[25]. Продление периода трудоспособности на 5 лет - значимый шаг, поскольку высвободившиеся дополнительные средства можно будет направить на поддержание уже вышедших на пенсию лиц путем увеличения пенсий с учетом уровня инфляции[26].
По нижеприведенным табличным данным проведем исследование изменения различных видов пенсионных выплат от выбранных показателей[27].
Таблица 2. Страховая пенсия и страховая пенсия по старости на период 2017-2021 гг.
Наименование показателя |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Средний размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров, руб. |
13810 |
14414 |
15367 |
16284 |
17212 |
Средний размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров, % к предыдущему году |
- |
104,4 |
106,6 |
106,0 |
105,7 |
Реальный размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров, % к предыдущему году |
- |
100,9 |
102,2 |
102,1 |
101,6 |
Средний размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров, % от прожиточного минимума пенсионера |
166,1 |
169,3 |
173,7 |
179,2 |
182,4 |
Дополнительная информация: |
|||||
Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней неработающим пенсионерам (с 1 января) |
3,7 |
7,1 |
6,6 |
6,3 |
|
Примечание: расчеты на данных базового варианта Прогноза и П проекту федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Ро 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». |
ояснительной записки к ссийской Федерации на |
Из табличных данных видно, что:
- средний размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров вырастет на 1,25%;
- процент реального размера страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров к предыдущему году вырастет незначительно - на 1,6 %;
- зависимость от прожиточного минимума пенсионера при увеличении среднего размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров будет продолжать увеличиваться, планируется рост на 13,1% к 2021 году по отношению к данным 2018 года.
В тоже время данные следующей таблицы возвращают нас к реалиям подведенных итогов за 2017 год.
Таблица 3 Страховая пенсия и страховая пенсия по старости на период 2017-2021 гг. (сравнение к 2017 году)
Наименование показателя |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Средний размер страховых пенсий по ста- |
13810 |
14414 |
15367 |
16284 |
17212 |
|
рости неработающих пенсионеров, руб. |
||||||
Средний размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров, % к 2017 г. |
100,0 |
104,4 |
111,3 |
117,9 |
124,6 |
|
Реальный размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров, % к 2017 г. |
- |
100,9 |
103,2 |
105,3 |
107,1 |
|
Дополнительная информация: |
||||||
Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней неработающим пенсионерам (с 1 января) |
3,7 |
7,1 |
6,6 |
6,3 |
||
Примечание: расчеты на данных базового варианта Прогноза и проекту федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Р 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». |
Пояснительной записки к оссийской Федерации на |
Обработанные данные раскрывают следующие результаты по отношению к 2017 году:
- средний размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров по прогнозу должен вырасти на 24,6%;
- процент реального размера страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров к 2017 году вырастет на 6,2 %.
По прогнозу размера страховых пенсий по старости неработающим пенсионерам на 2019-2021 гг. можно сделать частные выводы, которые уже отражены некоторыми экспертами[28]. Например, к 2021 году средний размер страховых пенсий неработающим пенсионерам относительно 2017 года:
- по расчетам увеличится на 24,7%;
- в фактическом выражении увеличится на 7,1%;
- составит 182,4% от прожиточного минимума пенсионера. Приведем процент для сравнения с 2017 годом - 166,1%.
Таким образом, рост среднего размера всех назначенных пенсий в расчетный период не будет значительным, исходя из индексации социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Размер будет напрямую зависеть от индекса роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Право социального обеспечения при введении в действие новой пенсионной реформыреализуется в соответствиис законодательством Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа, были получены следующие выводы:
1. Отношение россиян к подъёму пенсионного возраста было и остаётся безоговорочно негативным, что отмечают, в том числе идеологи реформы. Оно и понятно так как, перспектива видится не самая хорошая. Сомнительная прибавка к пенсии 1000 рублей в год и тот факт, что некоторым не удастся дожить до пенсии не внушает оптимизма. У людей предпенсионного возраста возникнут проблемы с поиском работы и наличием стабильного дохода, так как работодатели не всегда охотно берут людей пожилого возраста, а если и берут, то на не особо высокооплачиваемые должности. Появятся сложности и у более молодого поколения ведь если пожилые люди дополнительно будут занимать рабочие места ещё несколько лет, то повысится уровень безработицы, молодёжи просто негде будет работать.
Вполне возможно, что решение о повышении пенсионного возраста было поспешным и, чтобы избежать такой всплеск негодования, вызвавший многочисленные антиреформенные пикеты, можно было бы оставить возраст прежним. Предоставить трудящимся право выбора - либо сразу же при наступлении пенсионного возраста уходить на минимальную пенсию, либо, если есть желание и позволяет здоровье, поработать ещё несколько лет и получать повышенную.
- Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Для изменений в этой области необходимо проводить изменения и в системе заработной платы, и в системе налогообложения, а также обеспечить развитие финансовой инфраструктуры экономики;
- Программные документы должны иметь четкую и понятную цель, принятую обществом;
- Изменения пенсионного обеспечения не должны достигаться за счет пенсионеров и лицпенсионного возраста. Данная категория граждан не способна отстаивать свои интересы, ущемление их прав в значительной мере подорвет доверие населения и к государству, и к самой пенсионной системе;
- Необходимо достичь четкого разделения функций в управляющем аппарате пенсионной системы;
- Преобразование в механизме финансирования и исчисления пенсий должно повышать устойчивость пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий[29].
3. Самый очевидны в том, что пенсионная реформа направлена, прежде всего, на последовательное сокращение бюджетно-финансовой зависимости пенсионной системы от государственного бюджета и обеспечение взаимосвязи формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения на долгосрочную перспективу[30].
Во-вторых, происходящие коренные преобразования в социально-экономической сфере, а также общая тенденция - дистанцированность, «уход» государства из социальной сферы, свидетельствует о возможной трансформации концепции социального государства.
Наконец, можно констатировать, что последствия пенсионной реформы фактически не отвечают декларируемым идеям социального государства. Имеющееся пенсионное законодательство обеспечивает поддержание биологически необходимого уровня существования пенсионеров и не нацелено на создание условий для последовательного системного повышения уровня их благосостояния.
4. Трудовой кодекс в настоящее время усиливает социальное неравенство на рынке труда, предоставив значительные преимущества лицам, уже имеющим работу. Необходимо ввести в Трудовой кодекс нормы, регулирующие занятость лиц пожилого, ввести социально-трудовой договор с гарантией на достойную старость, который будет действителен и после прекращения трудовых отношений. Условия предложенного договора могут регулироваться в сфере социального партнерства.
5. Рост среднего размера всех назначенных пенсий в расчетный период не будет значительным, исходя из индексации социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Размер будет напрямую зависеть от индекса роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Право социального обеспечения при введении в действие новой пенсионной реформы реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.