Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности рассматривают многие ученые - правоведы. Так, согласно определению В.С. Овчинского и О.А. Вагина, «под конспирацией понимается сохранение в тайне её сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления». По мнению М.П. Смирнова,[19] «под исследуемым понятием необходимо подразумевать сохранение в тайне от преступников действий правоохранительных органов по их разоблачению, охране от не санкционируемого доступа к информации о тех или иных аспектах оперативно-розыскной деятельности». Многие авторы по-разному толкуют этимологию понятия конспирации, но практически все указывают на такое его значение как «сохранение тайны», при этом данная тайна должна толковаться как «нечто уже известное, но скрываемое от других».

Данные из специальной литературы дают основания полагать, что по вопросу сведений, подлежащих сохранению в тайне, есть несколько мнений. Первую группу составляют взгляды на то, что сохранению в тайне подлежат деяния, которые связаны с проведением оперативных мероприятий.

Ко второй группе следует отнести подходы, где под конспирацией понимается регламентируемая ведомственными нормативными актами деятельность субъектов негласного сотрудничества, обеспечивающая сохранение в тайне или надежную зашифровку используемых в борьбе с преступностью специальных сил, методов и результатов оперативно-розыскной деятельности. Данная группа, на наш взгляд, наиболее полно отражает определение понятия конспирации, характеризуя его назначение и специфику правового регулирования.

Однако, на основании выше озвученного, представляется более правильной позиция, озвученная в работе Н.В. Павличенко[20], который рассматривал толкование понятие «конспирация», как «подлежащей к сохранению сведения, относящиеся к государственной и служебной тайне, а также иная информация, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки».

Хочется отметить то, что, несмотря на широкое распространение понятия «конспирации» в юридической литературе, нормативно-правовые акты не дают определения данного понятия. Отсутствие законодательного закрепления понятия конспирации отрицательно влияет на теорию оперативно-розыскной деятельности, в которой нет единого понятия данного принципа. Кроме того, на этом фоне в теории оперативно-розыскной деятельности появились близкие ему по значению лексические образования, такие как «режим конспирации», «условия конспирации», «правила конспирации». Данная терминология, обуславливает определенное содержание оперативно-розыскной деятельности, но без единообразного толкования ключевого слова – конспирация, может возникнуть некоторая путаница в их употреблении, как учеными, так и практиками [21].


По нашему мнению, отсутствие определения понятия конспирации, скорее всего, связано с тем, что законодатель не видит необходимости в толковании общепризнанного термина и считает его общепонятным.

Для полного понимания и эффективного применения понятия принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности необходимо наличие единого термина, который мог бы в полной мере передать его основные особенности. Помимо этого, необходимо закрепить определение данного принципа в ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в следующей редакции: «Примечание 1.1. Под принципом конспирации понимается деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности, предполагающая сохранение в тайне способов и средств, используемых в борьбе с преступностью, включая сведения, которые подлежат сохранению в тайне».

Рассматривая принципы конспирации, я пришла к заключению, что они по природе происхождения объективны, рождены практикой оперативно-разыскной деятельности, прежде всего, осуществлением негласных методов, и в результате нормотворческих усилий получили законодательное воплощение. В этом содержатся некие закономерности их возникновения. Принцип конспирации, материализированный в Федеральном законе от 12 августа 1995 г., № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», обуславливает образование принципов—функций и принципов—норм, которые нашли свое воплощение в качестве правовых предписаний и имеют при этом такое же обязательное значение, как и нормы, выражающие принципы в виде особых правовых формул.

Думается, что в полном объеме уяснить содержательную составляющую понятия можно, раскрывая главное в его предмете, а определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях.

В завершении хотелось бы подчеркнуть то, что принцип конспирации играет огромную роль в обеспечении оперативно-розыскной деятельности и именно поэтому важно уяснить его суть, особенность и значение. Уяснение главной сущности данного определения и его закрепление, позволит не только систематизировать подходы данного определения, в научной литературе, но и обеспечит правильную оценку практической ситуации и обоснованному решению в оперативно-розыскной деятельности.


2.2. Понятие принципа сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД. Необходимость сочетания этих методов в борьбе с преступностью на практике обусловлена рядом обстоятельств. Использование лишь гласных мер не позволяет решать задачи правосудия в полном объеме, и наоборот, одни негласные меры не всегда могут обеспечить решение последних. Кроме того, противопоставление одних мер другим усложняет работу, ведет к неоправданным затратам, иногда к риску расшифровки негласных сил, средств и методов борьбы с преступностью.

Данный принцип нашел отражение в и. 1 ст. 15 Закона об ОРД, закрепившем право органов, осуществляющих ОРД, проводить такую деятельность как гласно, так и негласно.

Как показывает практика, эффективное решение задач борьбы с преступностью обеспечивается комплексным применением оперативно-розыскных методов и средств, оптимальным сочетанием гласных и негласных ОРМ. Это сочетание определяется исходя из реально складывающейся оперативной обстановки и тех задач, которые требуется решить.

Под методами ОРД понимается совокупность приемов и способов, используемых для решения оперативно-тактических задач в процессе подготовки и проведения ОРМ.

К средствам, с помощью которых обеспечивается успешное решение задач ОРД, могут быть отнесены оперативная техника, оперативные учеты, служебно-розыскные собаки и пр.

Негласные меры наиболее эффективны для получения информации об условиях, способствующих совершению преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям, и интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации (документов государственных органов, материалов средств массовой информации, приговоров судов и др.) при проведении профилактики.

Итак, В зависимости от формы проведения ОРМ онимогут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления.

Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна. Она может быть абсолютной и относительной.


При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений).

При относительной негласности ОРМ об их проведении знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности.

Например, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением кино- фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовной процессе в качестве доказательств по уголовному делу.

Подведем итог главы:

Итак, принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств не применяются в других отраслях права и отличают оперативно-розыскную деятельность от других правовых средств борьбы с преступностью, поэтому их относят к отраслевым (специальным) принципам.

Резюмируя изложенное выше можно дать определение конспирации в качестве элемента системы понятий оперативно-розыскной тактики - это сохранение в тайне сведений, относящихся к государственной и служебной тайне, а также любая информация, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки, от лиц, способных использовать данную информацию против интересов правоохранительной деятельности.

Сочетание гласных и негласных методов и средств позволяет проверять достоверность полученной оперативно-розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что сочетание гласных и негласных методов и средств — это не выдумка пытливого ума ученого и не конъюнктурная попытка адаптации законодательства под субъективные интересы отдельных групп и персоналий, а объективные реалии современной правоохранительной практики. Негласность не является исключительно оперативно-разыскным способом сокрытия от заинтересованных лиц сведений, составляющих государственную, служебную или иную тайну, по аналогии с конспирацией, а представляет собой межотраслевую категорию, методы достижения которой отличаются друг от друга в зависимости от специфики оперативно-разыскной или уголовно-процессуальной деятельности.


Заключение

Исходя из материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Наиболее полное понятие содержится в ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - № 144-ФЗ «Об ОРД»), таким образом, «оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Сущностью ОРД, определяющей ее основной характер, является разведывательно-поисковая функция, которая направлена на предупреждение, пресечение и выявление преступлений.

Целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Первое место защиты ОРД занимают права и свобода человека и гражданина, так они являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией РФ.

Также одним из важнейших элементов выступает безопасность государства от внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными объектами защиты являются: общество, его ценности, как материальные, так и духовные, и государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью.

Существенной гарантией соблюдения прав и свобод человека является запрет на осуществление ОРД для целей, которые не предусмотрены № 144-ФЗ «Об ОРД» (ч.2 ст. 5).

Основные задачи ОРО указаны в ст.2 № 144-ФЗ «Об ОРД»:[22]

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии),

создающих угрозу государственной, военной, экономической,

информационной или экологической безопасности Российской

Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.