Файл: Теория менеджмента. Основные функции в системе менеджмента РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Содержание:

Введение

Выбор данной темы объясняется ее актуальностью в наше время, т.к. работа менеджера любой организации охватывает самые различные стороны производственной деятельности предприятия. Цели и задачи управления являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Целью данной работы является определение роли и значения основных функций менеджмента в производственной деятельности конкретного предприятия. Объектом исследования данной работы является открытое акционерное общество "Август" - фирма, занимающаяся комплектацией и реализацией мебели для кухни в городе Брянске. Предметом исследования данной работы являются функции менеджмента - планирование, организация, мотивация и контроль на данном предприятии.

К задачам исследования данной работы можно отнести: определение сущности основных функций менеджмента; исследование основных организационных принципов управления на фирме "Август"; рассмотрение организационной структуры фирмы; изучение моральных и материальных стимулов трудовой деятельности персонала фирмы; определение необходимости ведения внутреннего контроля в системе управления фирмой; анализ необходимости исследования функций менеджмента на фирме.

Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затра­гивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управле­ние необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции управления — это конкретный вид управ­ленческой деятельности, который осуществляется специ­альными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Одним из основных компонентов, составля­ющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно про­стой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усо­вершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.


Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством вы­полнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотиви­рован и организован (функции мотивации и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Таким образом, функции управления можно предста­вить как виды управленческого труда, связанные с воздей­ствием на управляемый объект. Ведь управление — это искусство создавать вещи посредством людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются следую­щие основные функции: планирование, организация, моти­вация и контроль (см. прил.1).

Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем плани­рование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориен­тированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Исходные положения исследования: функции менеджмента - это неотъемлемая часть управления для любой организации.

1. Значение основных функций менеджмента

    1. 1.1.Сущность функции планирования

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.[11]

План представляет собой сложную социально-экономи­ческую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они сущест­венно различаются. Обычно организация формирует еди­ный план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для дости­жения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по кото­рому должна пройти организация за конкретный период времени.


Единого метода планирования, который бы соответст­вовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирова­ния, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответ­ственно уровням организации. Так, стратегическое пла­нирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составля­ющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как органи­зация будет себя вести в своей рыночной нише.

На среднем уровне управления занимаются тактиче­ским планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со страте­гическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения такти­ческого планирования состоит в том, чтобы в основу пла­нирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании. Планирование осуществляется и на нижнем уровне ор­ганизации. Оно называется оперативным планированием. Это — основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписывают­ся в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Однако никто в одиночку не устанавливает, свои цели, не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обес­печить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.

Все три типа планов составляют общую систему, кото­рая называется генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом функционирования организации.[3]

Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами планирования руководствуются при составлении планов:

1. Полнота планирования — при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.


2. Точность планирования — при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.

3. Ясность планирования — цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве фор­мулировки, доступные всем членам организации.

4. Непрерывность планирования — это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

5. Экономичность планирования — расходы на плани­рование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Планирование предполагает использование всех мето­дов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных — моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точ­ность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

Один из наиболее распространенных инструментов, ко­торый используется при планировании, — это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

Другой прием техники планирования — анализ окупае­мости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых про­ектах анализ окупаемости используется для прогноза коли­чества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.[33]

В 60-е гг. широко применялась такая техника планиро­вания, как оперативное исследование. Речь идет об ис­пользовании научной техники управления для анализа про­блем и оценки возможных решений. Сюда входят теория очередей, игр, имитационное моделирование. Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предпо­лагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации.

Названные модели, хотя и носят количественный харак­тер, успешно применяются для решения качественных воп­росов планирования.[12]

Существует и другая техника планирования, однако сле­дует иметь в виду, что все методы планирования имеют одну общую цель — помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленче­ской жизни постоянно присутствуют случайности и неопре­деленное развитие событий. Именно поэтому организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором делаются по­пытки определить элементы решения альтернатив.


С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Плани­рование помогает менеджерам лучше справиться с неопреде­ленностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность — это одна из основ­ных причин, по которой планирование может помочь органи­зации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

    1. 1.2. Сущность функции организации

Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношении между всеми подразделениями организации, определении порядка и усло­вий ее функционирования. Это — процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организа­цией целей.

Как уже отмечалось, важная цель планирования — это разрешить неопределенность. Потребность в приспособле­нии к переменам — один из факторов, придающих такое важное значение планированию. Тем не менее сколь бы важным ни было планирование — это только начало. Орга­низация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объеди­няются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реа­лизовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет "играть" на сцене), а орга­низация как функция управления создает рабочую струк­туру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имею­щееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное. Это значит, она должна "вдохнуть" жизнь в организацию.

Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчет­ность для каждого из них.

Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация смогла вы­полнить свои планы и тем самым достичь своей цели.[9]

Как видно, вне зависимости от типа и масштабов дея­тельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми сле­дует руководствоваться в процессе выполнения функции организации: