Файл: ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- сохранение экономической и политической независимости страны,

- сохранение военного превосходства,

- обеспечение экономического роста,

- оптимальное включение страны в международное разделение труда,

- защита российских производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции,

- поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров,

- обеспечение потребностей внутреннего рынка в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров посредством регулирования экспорта таких товаров.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями(ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.). Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой– правилами международных организаций. Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:

- стимулирование национальных экспортеров;

- осуществление различных организационных мер для укрепления позиций национальных экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране обязательно отражается на результатах внешнеэкономической деятельности других стран, так как производство, обмен и потребление различных стран мира взаимосвязаны и взаимозависимы. С углублением и расширением внешнеэкономических связей усиливается роль многосторонней регламентации ВЭД. В каждой стране она регулируется национальными нормами права, двусторонними соглашениями, региональными, а также многосторонними соглашениями в рамках международных организаций.

Международная регламентация внешнеэкономической деятельности представлена договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не входящих в систему ООН. Это, прежде всего, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных вопросов мировой торговли.


Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:

- недискриминация, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования;

- использование преимущественно тарифных мер защиты национальных рынков;

- систематическое снижение таможенных тарифов;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

На Уругвайском раунде(1194 г.) было принято соглашение о создании новой договорно-правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации- Всемирной торговой организации(ВТО), которая сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы.

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово-политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой торговле товарами и услугами.

Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением международных правил торговли.

Ориентация на мировой рынок еще долгое время будет оставаться для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно потребует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами, чем, например, конверсия военного производства. Для обеспечения этого процесса Правительством России были впервые определены стратегические цели и приоритетные направления дальнейшего развития ВЭД России до 2000 г.:

  • развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции;
  • создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне — путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;
  • формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД;
  • устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска;
  • рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплектного оборудования и лицензий и др.).

Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагало также изменение действующих и отработку новых элементов механизма государственного регулирования в соответствии с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка.

Механизм должен базироваться на приоритете экономических мер государственного регулирования — валютного, налогового, таможенного, обеспечивая защиту внутреннего рынка и производителей от разрушительного воздействия неоправданно быстрого перехода на мировые цены и от иностранной конкуренции. Нетарифные методы ограниченно должны использоваться лишь в отношении важнейших стратегических позиций.

3.Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось в 1987 г. в связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятая: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.

Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

Содержание ВЭС состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.

Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.


Государственный заказ является директивным планом, включающим контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств.

Выдавая госзаказ, государственное ведомство (министерство), берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием — производителем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.

Главная привлекательность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.

К госзаказам приближаются и заказы региональных органов власти, финансируемых за счет госбюджета.

Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

ВЭД, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Экспортная стратегия предприятия, как и формы его присутствия на внешнем рынке, реализуется через виды ВЭД. Различают следующие виды ВЭД:

  • внешнеторговая деятельность;
  • производственная кооперация;
  • международное инвестиционное сотрудничество;
  • валютные и финансово-кредитные операции.

В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (ВТД).

Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.п.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:

  • взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
  • прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;
  • организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.