Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Теоретические асПекты оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- эпоха реформ (19-20 вв.);

1802 год ознаменовался реформами государственного управления, в аспекте сыскной деятельности важным моментом является создание Министерства внутренних дел (объединение полиции и сыскной работы). А в 1826 году было учреждено одно из отделений собственной канцелярии императора, осуществлявшего политический сыск и следствие. Переход России от феодальной формации к буржуазной ознаменовался существенной судебной реформой, повлекшей за собой и изменение правового статуса, форм и методов сыскной работы [9, c. 80].

Началом реформы можно считать утверждение Александром II 8 июня 1860 года проектов: «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям», «Наказ полиции о производстве первоначальных исследований», согласно которым для производства расследования обо всех преступлениях и проступках были назначены особые чиновники – судебные следователи, подведомственные Министерству юстиции и судебным местам; расследование было изъято из компетенции полиции, которой предписывалось лишь производство первоначальных изысканий для определения того, что в происшествии есть состав преступления или проступка. Принимается серия иных нормативных актов, регулирующих работу полиции, в том числе и ее сыскную деятельность. Среди них можно отметить: Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний (1862 г.), Инструкция полицейским урядникам (1878 г.), Положение о негласном полицейском надзоре (1882 г), Об устройстве полиции в Империи (1883 г.) и др.

- послереволюционный и советский периоды (1917-1991 года);

Важным событием данного периода является упразднение института судебных следователей, который был закреплен в декрете Совета народных комиссаров от 24 ноября 1924 года. Функции данного института передавались рабоче-крестьянской милиции, учрежденной декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1920 г. Позднее производство предварительного расследования и сыскной деятельности было поручено НКВД положением «О о следственно-розыскной милиции» август 1920 года. Для данного периода времени характерно отождествление розыскных и следственных функции в компетенции одного органа. Однако ситуация изменилась с принятием 25 мая 1922 года Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Новеллы включали в себя изменения, заключающиеся в организационной и процессуальной независимости следователя и органов дознания. Аналогичную концепцию восприняла и новая редакция УПК РСФСР 1923 года [14, c. 105].

Ранее названные этапы демонстрируют насыщенный путь развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, в рамках данных периодов были как времена спада, так и подъема данного вопроса.


- современный период.

В настоящее время в нашем государстве действует Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности», который вступил в силу 14.08.1995 года (с момента официального опубликования). Данный нормативно-правовой акт состоит из 6 глав (23 статей) и определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий [15, c. 95].

Таким образом, в результате проведенного исследования выяснилось, что исследуемые вопросы имеют правовую основу в виде специального федерального закона. В данном нормативно-правовом акте содержится официальное определение данной деятельности, ее цели и задачи. Вопросы сущности и истории правового регулирования оперативно-розыскной деятельности раскрываются в трудах отечественных авторов, которые были проанализированы в данной работе.

2. Специфика и проблемы в развитии теории оперативно-розыскной деятельности

2.1. Правовое понятие оперативно-розыскной деятельности как правовая проблема

В середине 50-х годов XX века специальный термин «оперативно-розыскная деятельность» и его производные прочно вошли в юридический оборот, в том числе и в тексты служебных документов правоохранительных органов Союза ССР, а в 1958 году некоторые из них, например такие, как «оперативно-розыскные меры» и «розыскные действия», – в нормы законодательных актов СССР [12, c. 437]. С принятием закона Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» термины «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-розыскные мероприятия» обрели свой новый статус, т.е. стали отображать содержание правовых понятий, закрепленных законом.

В настоящее время в связи с тем, что указанный выше закон утратил силу, содержание данных понятий и их языковые формы определяются Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3].


Все это время содержание данных понятий и их словоупотребление в текстах правовых актов не вызывало возражений до тех пор, пока 18 марта 2000 года в Государственную Думу Российской Федерации не поступил проект Федерального закона № 90010842-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод», в котором, среди прочего, предлагалось по новому излагать словосочетания «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-розыскные мероприятия», т.е. с употреблением буквы «а» в слове «розыскные» и его производных [8].

Интересно, что в действительности, предлагая изменения в правописании термина «оперативно-розыскная деятельность» и его производных, авторы проекта не имели никаких оснований ссылаться на факт ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, поскольку в тексте данной Конвенции ни разу не употребляется ни термин «разыскная», ни термин «розыскная», ни их производные. В результате данное предложение инициаторов законопроекта получило отрицательную оценку в заключение правового управления аппарата Государственной Думы и, в конечном счете, было отклонено. С этого времени термин «оперативно-розыскная деятельность» и его производные стали объектом внимания специалистов и на данном этапе ассоциируются с относительно новой проблемой [12, c. 28].

Исходная точка данной проблемы – в формировании и практическом воплощении двух прямо противоположных подходов к употреблению термина «оперативно-розыскная деятельность» и его производных. Один из них – традиционный (и до конца 90-х годов прошлого века – единственный), согласно которому правильным является употребление указанных терминов в письменных текстах, в том числе и в текстах правовых актов, – находится в полном соответствии с орфографией Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (а также – УПК РФ и многих иных федеральных законов) [16, c. 329].

Согласно данной, преобладающей в настоящее время точке зрения, указанные термины в письменных текстах употребляются с буквой «о» в слове «розыскная» и его производных. По состоянию на март 2019 года подобного правописания рассматриваемого термина и его производных в юридических документах придерживаются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД России, ФТС России, ФССП России и некоторые иные государственные органы, значительная часть печатных СМИ, а также многие известные авторы и издатели юридической литературы.


Сторонники иной точки зрения считают возможным излагать словосочетание «оперативно-розыскная деятельность» и его производные как «оперативно-разыскная», т.е. с написанием буквы «а» в слове «розыскная» и его производных. Основным аргументом сторонников данной позиции являются ссылки на правила русского языка: в приставке раз- (рас-) / роз- (рос-) в безударной позиции пишется буква «а», под ударением – «о». Это правило приведено в § 15 официально действующих «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года. Ни о каких исключениях в § 15 «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года не говорится! А следовательно, в соответствии с правилом, слово «разыскной» (в котором приставка «раз-» − в безударной позиции) надо писать с буквой «а» – так же, как слово «разыскивать». Однако в нормативных орфографических словарях (а также в справочнике по правописанию Д.Э. Розенталя), изданных после 1956 года, фиксировалось только написание «розыскной» [16, c. 70].

В словарях последних десяти (и более) лет это неоправданное и не предусмотренное правилами исключение из исключения устранено. Сегодня нормативно «разыскной» (иными словами, написание этого слова просто приведено в соответствие с действующими «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 года). Такое написание было предложено в первом издании «Русского орфографического словаря» РАН 1999 года (и во всех последующих изданиях); «разыскной» зафиксировано также в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С.А. Кузнецова, «Грамматическом словаре русского языка» А.А. Зализняка, полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» и многих других изданиях. Таким образом, путаница в правильности написания данного слова возникла в связи с тем, что изменились правила правописания [11, c. 74].

В настоящее время, приверженцы такой, на наш взгляд, контрпродуктивной позиции, как правило, не имеют возможности реализовать свои воззрения в текстах правовых актов Российской Федерации. В связи с этим возникает вопрос – почему до сих пор существует столь нелепая по форме своего проявления и деструктивная по сути ситуация? Ведь данные термины – это не только лингвистические конструкции, но и юридические понятия, словарная форма и правовое содержание которых установлены законом.

Не исключено, что свою негативную роль в данном случае сыграло и то, что в ст. 303 УК РФ появилось нетрадиционное написание указанного термина, т.е. «оперативно-разыскная деятельность» [1]. Такой же термин присутствует в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». В подобной ситуации рациональному решению данной проблемы могло бы способствовать четкое осознание законодателем и правоприменителем того, что с формально-правовой точки зрения любое отступление от закрепленной в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» словарной формы и содержания понятия «оперативно-розыскная деятельность» недопустимо.


В этом смысле термин «оперативно-разыскная» не является правовым понятием, не имеет отношения к какой-либо сфере деятельности правоохранительных органов и по этой причине не может отражать смысла и содержания норм закона, юридической науки и практики. Казалось бы, при таких условиях и при столь авторитетных сторонниках традиционного правописания термина «оперативно-розыскная деятельность» и его производных, указанная проблема давно должна была бы исчерпать себя. Однако этого не произошло, и хотя в законодательных и подзаконных правовых актах в подавляющем большинстве случаев присутствует традиционное написание термина «оперативно-розыскная», в отдельных служебных документах правоохранительных органов, в определенном сегменте юридической литературы, в материалах СМИ время от времени все-таки встречается лексический новодел − «оперативно-разыскная деятельность» [8].

В результате дело доходит до весьма печальных для юридической лексики курьезов. Например, в изданном отдельной брошюрой федеральном законе «О полиции», вышедшем из печати тиражом 3 000 экземпляров, одновременно присутствуют и термин «оперативно-розыскных» и термин «оперативно-разыскных» [10, c. 27].

К сожалению, из литературных источников нетрадиционное правописание данного термина, так или иначе, проникает в тексты научных исследований, в учебно-методические материалы образовательных организаций, в служебные и инструктивно-правовые документы юридических вузов, в студенческие научные работы и, в конечном счете, в юридическую практику нового поколения юридических кадров.

Таким образом, постоянно подпитывается своего рода «порочный круг», ментально противопоставляющий определенный сегмент правовой литературы и отдельных научных источников лексике законодательных и подзаконных актов, что явно не добавляет уважения к языку закона и нормам права. В подобной ситуации важно понять, что только термином (и правовым понятием) «оперативно-розыскная деятельность», закрепленным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», при его традиционном правописании верно отражается сущность, форма и содержание соответствующего направления практической деятельности оперативных аппаратов правоохранительной системы России [17, c. 109].

Понятие «оперативно-розыскная деятельность», закрепленное в законе, всеми его компонентами – языковой формой, сущностью и правовым содержанием – образует своего рода фундаментальную несущую конструкцию оперативно-розыскного законодательства и представляет собой важный элемент понятийного аппарата оперативно-розыскного и уголовно-процессуального права [9, c. 57].