Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Принципы и функции налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов, а, следовательно, налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам. В условиях экономического кризиса в современной России налоговая система является важнейшим элементом рыночной экономики и, соответственно, источником бюджетных поступлений.

На сегодняшний день важным аспектом является изучение проблем эффективного функционирования отечественной налоговой системы. Анализ юридической литературы и судебной практики показал, что в качестве проблем неэффективности системы налогообложения на первое место выходят нестабильность налоговой политики и уклонение от уплаты налогов. В корне данных проблем заложены две основополагающие причины: первая - криминальная составляющая, которая подрывает не только стабильное экономическое развитие государства, но и представляет собой угрозу экономической безопасности страны; вторая связана с уровнем правовой культуры населения, уровнем правового нигилизма, отношением к своей конституционной обязанности.

Данные причины неэффективности системы налогообложения потребовали от отечественного законодателя принять поправки связанные с ужесточением налогового контроля и надзора. Это привело к изменению правовых норм, которые регулируют налогообложение и действуют сегодня в Российской Федерации.

В этой связи в налоговой системе России в настоящий момент преобладает фискальная направленность, в то время как, регулирующая и стимулирующая функция налогов уходят на второй план. Тем не менее появление территорий опережающего социально - экономического развития как будущего локомотива по развитию российской экономики, предусматривают применение таких правовых режимов функционирования, которые либо освобождают от оплаты налогов, либо снижают налоговые ставки, либо предоставляют налоговые каникулы.

Обобщая различные научно - исследовательские позиции, считаю целесообразным в качестве критериев для оценки качества налоговой системы выделить следующие требования:


1) налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений;

2) налоговая структура должна способствовать тому, чтобы налоговая политика использовалась для стабилизации страны;

3) налоговая система должна носить справедливый характер, а это значит быть понятной для налогоплательщиков.

Говоря о недостатках налоговой системы нужно отметить, что она ориентирована на пополнение бюджета через изъятие доходов предприятий. Потеря связи между самой налоговой системой и ее субъектом, привело к тому, что система развивается отдельно, а предприятия (под ее давлением) – отдельно. При этом, они заинтересованы в том, чтобы их прибыль была минимальной, для того, чтобы избежать высоких налогов. В этой связи, налоговая система должна стимулировать производство, тем самым увеличивать базу налогообложения.

Целью данной работы является исследование налоговой системы РФ и проблемы ее совершенствования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть принципы и функции налоговой системы;

- проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.

Объект исследования - налоговая система РФ.

Предмет исследования - налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области налогов, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Понятие налоговая система

Мировой опыт свидетельствует, что налоговый механизм обладает огромными возможностями влияния на развитие предпринимательской деятельности, структуру и динамику общественного производства, его размещение.

Налоговые платежи и сборы представляют собой основной источник формирования государственного бюджета, поскольку любое государство для исполнения своих функций нуждается в фондах денежных средств[1].

На наш взгляд, в современных условиях особенное значение имеет результативность налоговой системы, которая способна обеспечивать бюджет доходными источниками и выполнять все возложенные на себя публично-правовыми образованиями обязательства по расходам.


Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц. Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Принципы построения российской налоговой системы определяются в Конституции Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации (далее НК РФ). В России функционирует трехуровневая налоговая система, которая состоит из федерального, регионального и местного уровней, что отвечает мировому опыту федеративных стран.

Результативность налоговой системы обеспечивается соблюдением установленных требований, критериев и принципов налогообложения. В основе построения большого количества функционирующих налоговых систем находятся идеи Адама Смита, которые были сформулированы в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) в виде четырех важнейших принципов налогообложения.

1.2 Принципы налоговой системы

Рассмотрим эти принципы применительно к российской налоговой системе.

1. Принцип определенности предполагает, что каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все обязательные элементы: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок расчёта налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в пользу плательщика.

2. Принцип справедливости предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета Российской Федерации и финансировании его расходов.

3. Принцип удобства подразумевает, что каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

4. Принцип экономии заключается в том, что государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

5. Принцип равенства, предполагающий, что все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде[2].


На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части Налогового кодекса РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в российском налоговом законодательстве. Здесь отметим, что с 1 января 2017 года в налоговое законодательство России принято очень большое количество изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Принципы построения российской налоговой системы также сформулированы в первой части НК РФ, которая определяет важнейшие основы законодательства о налогах и сборах:

- каждое лицо является должным осуществлять уплату законно установленных налогов и сборов. Нормы законодательства о налогах и сборах основаны на признании всеобщности и равенства налогообложения. При определении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщиков осуществлять уплаты налогов;

- налоги и сборы не могут обладать дискриминационным характером и различным образом использовать расовые, социальные, национальные, религиозные и иные подобные критерии;

- запрещается определять дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

- налоги и сборы должны обладать экономическим основанием и не могут быть произвольными;

- запрещается определять налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство России и, в частности, прямым или косвенным образом ограничивают свободное перемещение в пределах государственной территории товаров (услуг, работ) или финансовых средств, либо по-другому создавать ограничения или препятствия не воспрещенной законодательством экономической деятельности физических лиц и предприятий;

- ни на кого не может возлагаться обязанность осуществлять уплату налогов и сборов, а также иных взносов и платежей, обладающих определенными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, которые не предусмотрены им либо установлены в прочем порядке, чем это установлено Налоговым кодексом РФ;

- при определении налогов должны определяться все элементы налогообложения. Законодательные акты о налогах и сборах должны формулироваться так, чтобы каждый мог точно знать, какие существуют налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен осуществлять их уплату.

  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах истолковываются в пользу налогоплательщиков (плательщиков сборов)[3].

1.3 Функции налоговой системы

Принято считать, что налоги выполняют распределительную, регулирующую, фискальную, стимулирующую, контролирующую и воспроизводственную функции.

В историческом аспекте фискальная функция является первичной. Налоги дают возможность государству осуществлять изымание части доходов и формирование централизованных финансовых ресурсов, которые являются нужными для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т.д. Это обозначает, что уровень налоговых платежей всегда определяется масштабами государственных расходов.

Распределительная функция логическим образом истекает из рассмотренной выше фискальной функции: для того чтобы располагать финансовыми средствами, следует их изымать у тех, кто ими располагает. Перераспределение мобилизованных денежных средств осуществляется государством между отраслями отечественной экономики (в экономическом аспекте), а также между социальными группами (в социальном аспекте). Нельзя исключать то, что через налоговые платежи станут осуществлять изъятие сверхдоходов (ренты); распределение финансовых средств с целью социальной защиты малоимущих слоев населения.

Регулирующая функция налогов особенное значение получила в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налоги зарекомендовали себя как более мобильное и высоко результативное средство регламентирования государством экономических и социальных процессов. Очевидно, что система налогообложения должна отвечать принятой концепции социально-экономического развития.

Из регулирующей функции непосредственным образом проистекает стимулирующая функция налогов. Суть в том, что налоги оказывают прямое влияние на состояние и формирование экономических интересов тех или иных хозяйствующих субъектов. Исполнение налогами стимулирующей функции подразумевает:

- адресное доведение налогов до плательщиков вместе с исключениями, оговорками, преференциями, специальными комментариями и т.д.;

- выделение определенной цели стимулирования экономической деятельности (уменьшение или увеличение объемов производства, экологии, масштабов применения тех или иных производственных факторов; хозяйственная форма; структура себестоимости; цена и качество изделия; защита отечественных товаропроизводителей и другие).

Воспроизводственная функция налогов нацелена на обеспечение возобновляемости процессов отечественного производства, тем самых подразумевает совершенную компенсацию используемых в производстве экономических ресурсов.