ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 8
Список использованных источников 9
Введение
Канонизация первого Иркутского епископа состоялась в 1804 г. Св. Иннокентий был вторым святым, прославленным в синодальный период истории Русской Православной Церкви. Первым был св. Димитрий Ростовский. Эти события положили начало процессу канонизации святых малороссийского происхождения.
В отличие от св. Димитрия Ростовского, деятельность и сочинения которого, в целом, были известны православному читателю России, главные события жизни святителя Иннокентия, приведшие к его прославлению, и начало истории почитания связаны с отдаленной окраиной Российской империи и ко времени канонизации о существовании принадлежащих ему сочинений знал лишь узкий круг иркутских почитателей, а первые тексты житий, как созданных в Сибири, так и позднее авторами общерусских сводов, содержали скудные сведения о жизни святителя.
Впоследствии - на протяжении второй половины XIX - начала XX в. и уже в советское время -были опубликованы важные документы, освещавшие преимущественно историю отправления епископа Иннокентия во главе Пекинской духовной миссии в Китай. Они отражали и некоторые сибирские эпизоды его жизни. Трудами преимущественно сибирского духовенства были разысканы в архивах, а также собраны у частных лиц исторические документы, позволившие восстановить картину пребывания св. Иннокентия в Сибири. Однако малороссийский, московский и петербургский периоды жизни святителя по-прежнему оставались малоизвестными.
Основная часть
Будущий великий святой и чудотворец Иннокентий (в миру Иоанн) родился на территории современной Украины в конце XVII века. Его отец был священником и происходил из польского рода Кульчицких.
Мальчик получил домашнее образование, а затем поступил в Киевскую духовную академию. Он был очень способным учеником: все предметы учебного курса усваивал легко благодаря врожденной одаренности и прилежанию. Академию Иоанн окончил уже будучи монахом. При постриге он получил имя Иннокентий.
Академическая стезя привела его в Москву: монах Иннокентий был приглашен в качестве учителя в Славяно-греко-латинскую академию. После его направляют в Петербург, где как раз зарождается Александро-Невская обитель (в будущем лавра). Глубоко образованный и истинно благочестивый инок сразу же был отмечен императором Петром I. В это время государь размышлял о том, чтобы создать Русскую православную миссию в Китае. Он искал достойного человека, который мог бы эту миссию возглавить. Выбор пал на иеромонаха Иннокентия. Его кандидатуру поддержал и митрополит Сибирский Филофей. [2]
После совершения хиротонии владыка Иннокентий, епископ Бельский, отправился в неизвестную для него страну в сопровождении немногочисленной свиты. Добравшись до Иркутска после длительного и тяжелого путешествия, посланники двинулись за озеро Байкал и, наконец, прибыли в приграничный город Селенгинск. Здесь им предстояло дождаться от китайских властей разрешения на въезд.
Из христианских конфессий, представленных в Китае, самое прочное положение в то время занимали иезуиты, для которых присутствие русского епископа, конечно, не было желанным. Поводом для отказа послужила дипломатическая оплошность, а точнее, тонкость перевода. В письме, которое отправили китайцам русские посланники, владыка Иннокентий именовался «великим», а такое обращение в Китае могло относиться исключительно к императору. [1]
В ожидании каких-то изменений епископ Иннокентий более трех лет провел на границе, никуда не выезжая. Его существование было крайне сложным: материальной поддержки владыка не получал, все его письма с просьбой о вспоможении оставались без ответа. Миссия жила подаянием, рыболовством и даже наемной работой. Служили в ветхом соборе Селенгинска. Наконец, владыку со спутниками приютили в Троицком монастыре (на даче). Сам епископ Иннокентий и дьякон, чтобы как-то отплатить монастырю за пропитание, стали писать иконы.
Конечно, внутреннее состояние владыки было тяжелым. Однако вынужденное длительное ожидание дало возможность проповеди среди языческих племен. Будучи епископом, владыка мог сам рукополагать новых священнослужителей.
Только в 1725 году произошли изменения в положении миссии: епископу Иннокентию было наказано поселиться в Вознесенской обители (в Иркутске). Здесь он получил помещения для себя и своей свиты, а также участки земли для ведения подсобного хозяйства. Вести о том, что в
монастыре появился архиерей, разнеслись по округе, и в обитель стали приходить люди.
В том же году после смерти Петра I на престол взошла его супруга Екатерина I. Она также продолжила заниматься дипломатическими отношениями с Китаем и направила туда нового посла — графа Рагузинского. По пути в Китай он должен был заехать в Иркутск и взять с собой епископа Иннокентия. [4]
Когда граф познакомился с владыкой, было принято решение о том, что епископ отправится в приграничный Селенгинск и там будет дожидаться графа. В этот момент в Иркутск возвращается архимандрит Антоний Платковский (который ранее был игуменом Иркутского монастыря и уже состоял членом дипломатической миссии в Китае). Используя хитрость и интриги, архимандрит Антоний добивается того, что граф Рагузинский выбирает его в качестве начальника русской миссии. Владыка же Иннокентий вынужден вернуться в Иркутск. Практически сразу из Петербурга приходит указ о создании новой Иркутской кафедры во главе с епископом Иркутским Иннокентием.
Эта миссия для владыки означала не столько почет, сколько новые трудности и испытания. Жалованья ему не платили, жить было негде и нечем. Монастырь находился за чертой города и сообщался с ним очень плохой дорогой. Здоровье владыки было не в лучшем состоянии, и постоянные путешествия давались очень тяжело. Тогда он обратился к жителям Иркутска с просьбой выделить ему жилье в городе, однако никто не отозвался. Спустя время над владыкой все-таки сжалились и отвели ему небольшой дом, на месте которого теперь стоит каменная часовня. [2]
Владыка окормлял жителей Иркутска около четырех лет. Несмотря на слабое здоровье, он вел аскетичный образ жизни: носил власяницу, вкушал скудную пищу, занимался рукоделием (сам шил для братии обувь, плел рыболовные сети) и много времени посвящал молитве, находя в этом великое утешение и смысл жизни.
Не оставлял он и главного своего делания — проповеди. Очень многие язычники (в основном буряты) были крещены им в Православие. При владыке Иннокентии было практически завершено возведение каменного кафедрального собора в Иркутске, открыта русская школа. Кроме того, он определил границы епархии и добился назначения жалованья для будущих епископов. Сам же так и не получил никакой денежной помощи за всё время своего служения. [4]
Со временем стали открываться духовные плоды подвижнической жизни владыки Иннокентия — дар прозорливости и чудотворения. Это привлекло к нему многих людей, ищущих духовной поддержки. Однако старческие немощи и тяжелые условия жизни взяли свое: владыка заболел и слег. Вследствие продолжительной и мучительной болезни он скончался. Это произошло в 1731 году.
Узнав о смерти епископа Иннокентия, вице-губернатор Иркутска, жадный и коррумпированный чиновник, приказал изъять не только личные вещи епископа, но и большую часть имущества монастыря. У братии даже не осталось вина, чтобы совершить литургию после отпевания владыки. Лишь после многочисленных просьб управитель города выделил триста рублей на похороны. Тело святого было положено в простой гроб и закрыто в склепе небольшой церкви в честь Тихвинской иконы Богородицы.
После смерти святителя его гонителей постигло возмездие. Архимандрит Антоний был обесчещен в Пекине иноверцем. Его вернули в Петербург, лишили сана и посадили в тюрьму. Вице-губернатор Иркутска вскоре был казнен за уголовное преступление. [3]
Спустя 33 года после погребения владыки открылось нетление его мощей, а впоследствии по молитвам верующих было явлено еще множество чудес.
В 1783 году в Вознесенском монастыре случился большой пожар. Сгорело всё, что могло сгореть. Однако старый деревянный храм, в котором покоилось святое тело, остался невредим. В 1804 году мощи святителя были освидетельствованы и открыты для всеобщего почитания.
В 20-х годах XX века начался период гонений новой безбожной власти на христиан. Были арестованы настоятель Вознесенского монастыря и другие иерархи Сибири. В 1921 году мощи святого подверглись святотатственной медэкспертизе, после которой были вывезены из осиротевшего монастыря и надолго пропали. [1]
В 1990 году в одной из церквей города Ярославля (в подсобном помещении) были обнаружены неизвестные мощи. Медицинская экспертиза показала, что тело, которого не коснулось тление, принадлежит святителю Иннокентию. Святые останки были возвращены в Иркутск и сегодня покоятся в Знаменском монастыре.
Заключение
С возникновением почитания Святителя появилась служебная литература, посвященная ему. Одним из первых произведений этого рода стала коротенькая молитва, текст которой приснился одной из исцеленных (в 1770 г.). В связи с празднованием дня памяти Святителя епископ Иркутский Вениамин в 1805 г. сочинил Тропарь. Публикация текста службы состоялась в 1831 г. Автор ее неизвестен. В текст службы был
включен также упомянутый выше Тропарь, Кондак и молитва, составленные епископом Михаилом. Впоследствии служба издавалась неоднократно». Публикация акафистов Св. Иннокентию относится ко второй половине XIX в. В исследовании А. Попова «Православные русские акафисты» указывается восемь изданий текстов двух разных авторов. Возможно, эти сочинения распространялись также и в рукописях.
Исследование житийных памятников о св. Иннокентии позволяет выявить новые явления в развитии агиографии XIX в., а именно усиление взаимосвязей с развитием исторической науки, что проявилось в расширении источниковой базы агиографических сочинений за счет использования делопроизводственных документов
Список использованных источников
-
Кошкина Е. Указ. соч. С. 9. -
"Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский.: Житие. Акафист. -
Ромодановская Е.К. Указ. соч. С. 344-348. -
Песчинская Н. Чудеса Иркутского святителя Иннокентия / Н. Песчинская // Жизнь. - 2002 - № 11 (9 дек) - С. 1.