Файл: 2. Практическое задание. 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вариант 7

Оглавление




1. Теоретическая часть: 3

Основные единицы контент-анализа и примеры их использования в исследовании. Количественные единицы контент-анализа. 3

2. Практическое задание. 8

Список литературы 15

«Мне стало понятно, что семью я хотела сохранить для ребенка, но такая семья ему не нужна» 16

«Я была уверена, что без семьи я ничто» 16

«Меня его недоступность почему-то очень манила. Я думала: “Уж я-то растоплю его душу”» 16

«Я всегда была для него запасным вариантом» 16

Женщины, которые справились: как складывается жизнь бывших клиенток SOS-размещения «Насилию.нет» 17


1. Теоретическая часть:

Основные единицы контент-анализа и примеры их использования в исследовании. Количественные единицы контент-анализа.



Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста (материала), в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицами контекста могут служить предложение, статья, ответ на вопрос анкеты, интервью, акт поведения и т.д.

Единицы счета выражают количественную меру соотношения различных элементов текста. Они необходимы для осуществления статистических процедур. Эти единицы имеют непосредственное отношение к определению частоты и объема упоминаний категорий контент-анализа.

Подсчет частоты упоминаний категорий и подкатегорий в различных единицах контекста может быть:

а) сплошным, терминологическим;

б) сегментарным, тематическим.

В первом случае регистрируются и затем подсчитываются все появления индикаторов данной категории или подкатегории. Так, например, если в качестве единицы контекста взята отдельная социально-психологическая публикация и регистрируется частота упоминаний категории «лидерство», то необходимо зарегистрировать и подсчитать все упоминания данного термина в публикации. Во втором случае – при тематическом подсчете упоминаний категорий – регистрируется лишь первое появление данной категории в единице контекста, повторные упоминания не учитываются.

Так, например, при тематическом подсчете частоты упоминания категории «лидерство» вся публикация будет засчитываться как одно упоминание независимо от того, сколько раз в ней будет использован термин «лидерство».


Объем упоминаний категорий контент-анализа может измеряться различными способами: подсчетом числа строк, печатных знаков, квадратных сантиметров площади, посвященных данной категории, и т.д. Для кино, радио, телевидения обычно подсчитывается время, отведенное освещению определенного события; «площадь» газетных публикаций – для «пишущей» журналистики; для анализа семейных конфликтов – общее время «конфликтного» поведения и др.

Следует иметь в виду, что контент-анализ может быть многосторонним, поэтому одновременно могут быть использованы раз­личные количественные единицы. Основное требование к ним состоит в том, что они должны поддаваться объективному, надежному и проверяемому измерению.

Второй этап предусматривает составление кодировочной инструкции. Осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными содержательными элементами текста, т.е. происходит определение в документе (тексте, материале) индикаторов выбранных категорий исследования. Здесь либо составляется соответствующий словарь индикаторов категорий, либо дается развернутое описание категорий в терминах ис­следуемых текстов. Все категории и подкатегории контент-аналитического исследования кодируются, т.е. им даются определенные цифровые или буквенные обозначения. В кодировочную инструкцию включается также обозначение знака информации. Обыч­но он определяется как «положительное», «отрицательное» и «ней­тральное» отношение, что соответственно кодируется как «+; -; 0» (возможные варианты: «1; 0; -1», «п; н; о»).

Составление кодировочной инструкции - чрезвычайно важный этап работы, так как в ней находят конкретное выражение основные положения методики исследования. Кроме соответствующего определения категорий, подкатегорий и других единиц анализа в кодировочную инструкцию включаются правила кодирования, оговариваются спорные случаи и т.д. При составлении конкретного кода в категориях часто предусматривается подкатегория «другое», включающая те индикаторы данной категории, которые не вошли в выделенные подкатегории, но, которые, тем не менее, являются референтами данной категории и поэтому должны быть зафиксированы в частоте и объеме ее упоминаний. Необходимость включения подкатегории «другое» связана с тем, что заранее невозможно, а часто и не нужно предусматривать абсолютно все подкатегории.

Третий этап. Пилотажная кодировка текста. Часть исследуемого массива текстов (материала, документов) кодируется с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции. Кодировка текста представляет собой непосредственный перевод качественных, смысловых единиц (категорий, подкатегорий) в количественные единицы через нахождение их индикаторов в тексте, т.е. перевод текстов в условные обозначения – коды (цифры или буквы, которыми обозначены в кодировочной инструкции те или иные категории и подкатегории). Пилотажная кодировка дает возможность проверить выработанную методику на обоснованность (соответствие задачам исследования) и надежность (воспроизводимость результатов). Обоснованность обычно проверяется при помощи экспертных оценок или при помощи получения тех же результатов другими методами социально-психологического исследования.


Надежность проверяется при помощи кодирования одного и того же текста по данной кодировочной инструкции несколькими людьми либо повторным кодированием одного и того же текста по данной инструкции тем же кодировщиком. Если данные разных кодирований находятся в достаточном соответствии (например, расхождение не выше 5 % или коэффициент корреляции на уровне 0,95), то можно считать, что методика позволяет получать надежные результаты.

Следует иметь в виду, что высокая надежность обычно свойственна простым формам контент-анализа. Усложнение, более тон­кая дифференциация категорий связаны с понижением надежности, однако это дает большую информацию об объекте исследования. Решение о соотношении надежности и значимости категорий обычно принимается, исходя из поставленных перед исследованием задач. Помехи для получения надежных результатов могут возникнуть по разным причинам: из-за недостатков кодировочной инструкции, низкой квалификации кодировщика, небрежности в обработке результатов и др. Контент-аналитическое исследование требует от кодировщика особого внимания, терпения, упорства и добросовестности. После проведения пилотажного исследования в кодировочную инструкцию обычно вносят соответствующие изменения для устранения выявленных помех.

Четвертый этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов. Осуществляется процесс квантификации, т.е. перевод в цифровое измерение всей совокупности исследуемых текстов. Регистрировать частоту и объем упоминания категорий и подкатегорий контент-анализа можно в заранее подготовленных таблицах.

Пятый этап. Статистическая обработка полученных количественных данных осуществляется вручную или на ПЭВМ (как правило, с помощью электронной таблицы). Обычно используются процентные и частотные распределения, устанавливаются разнообразные коэффициенты корреляций между данными и т. д. Существуют и отдельные способы количественной обработки данных, полученных именно в контент-аналитическом исследовании. Сюда, например, следует отнести методику Ч. Осгуда по расчету совместной связанности различных элементов содержания в сообщении. Процедура данной методики состоит в том, что в сообщениях (или во фрагментах какого-то текста) регистрируется наличие или отсутствие определенных, намеченных задачами исследования единиц содержания, а затем подсчитывается совместная встречаемость этих единиц и определяется случайность или закономерность их появления. При этом анализируемые единицы фиксируются в матрице, а на следующей стадии анализа рассчитывается квадратная матрица возможных и фактических совместных появлений единиц анализа.


Например, единица А встречается в 40 % анализируемых сооб­щений (РА = 0,4), а единица В – в 20 % сообщений (Рв = 0,2), тогда можно ожидать, что по теореме умножения вероятностей совмест­но эти единицы появятся с вероятностью 0,08 (РАВ = РА∙ Рв = 0,4 х 0,2 = 0,08). Записываем это значение в соответствующую верхнюю от матричной диагонали клетку. Теперь смотрим, сколько раз совместно встречаются в сообщениях единицы А и В на самом деле. Оказывается, они встречаются лишь в 6 % сообщений (∫АВ = 0,06). Записываем это число в соответствующую нижнюю по диагонали клетку.

Таким же образом рассчитываем остальные вероятности и частоту совместного появления всех единиц анализа. Далее, сравнивая фактические и веро­ятностные величины, определяем, какие фактические зави­симости оказываются неслучайными (например, по таблице видно, что совместное появление единиц А и В случайно, так как фактическая величина ниже вероятностной, а единиц А и С – не случайно, так как фактическая величина превосходит вероятностную). Затем можно рассчитать уровень значимости неслучайных зависимостей, выделить плеяды взаимосвязанных единиц и т.д.

2. Практическое задание.


Разработать программу и провести исследование методом контент-анализа по самостоятельно выбранной теме.
Тема исследования: Насилие в семье над женщинами со стороны мужчин.

Формулировка проблемы: насилие над женщинами в семье является распространенным явлением ввиду достаточно полноценной информированности общества о вреде и последствиях данной девиации.

Теоретический объект исследования: насилие в семье как форма проявления жестокого обращения с женщинами в современном российском обществе.

Эмпирический объект исследования: сообщения женщин в возрасте от 28 до 40 лет, зарегистрированных на форуме.

Предмет исследования:  причины применения насилия мужчин над женщинами.

Цель: проанализировать личностные истории женщин, подвергшихся насилию со стороны мужчин, для выявления основных факторов и причин, способствующих применять насилие над женщинами, и разработки дальнейших рекомендаций по устранению данной проблемы.

Задачи:

1. Выделить основные причины применения насилия в семье мужчин над женщинами.

2. Определить основной вид насилия в семье, которому больше всего подвержены женщины.


3. Изучить последствия насилия над женщинами со стороны мужчин.

4. Выявить места помощи, куда чаще всего обращаются женщины, подвергшиеся насилию со стороны мужчины.

Гипотезы:

1. Применение насилия в семье мужчин над женщинами идет высокими темпами и характеризуется опасной тенденций (гипотеза-основание).

2. Это происходит потому, что употребление наркотиков и психоактивных веществ становится определенной ценностью, молодежной культурой потребления, т. е. начинает быть образом жизни современного молодого человека (гипотеза - следствие).

3.Если не принимать радикальных мер по борьбе с данной девиацией, то в ближайшие 10 лет она приобретет характер эпидемии.(прогностическая гипотеза)

В ходе данного количественного контент - анализа были проанализированы сообщения на форуме, представленные на Интернет-сайте: Nasilie.ru: объективно о насилие над женщинами http://www.nasilie.ru/community/

Будут рассмотрены несколько сообщений за сентябрь и ноябрь 2022 года с форума с представленного выше сайта. Примеры приведены в приложении.

Характеризуя темы на форумах, выступающие объектом исследования надо отметить, что, во-первых, эти темы, посвященные актуальным событиям, проблема насилия в семье женщин со стороны мужчин занимает не последнее место в нашем обществе.

Во-вторых, это тематические форумы. На вышеуказанных форумах все сообщения Интернет – пользователей поделены на отдельные темы, посвященные проблемам насилия над женщинами. Например, темы: «Как первый раз меня ударил муж», «Побег из дома», «Бьет, значит любит», «Как защитить себя от тирана» и т.д. Разделение на темы упрощает поиск пользователей об интересующей их информации или помогает в написании своего сообщения.

Использование данного метода поможет осуществить выполнение следующих задач:

1. Проанализировать количество сообщений по половой и возрастной категориям;

2. Выявить основные причины применения насилия мужчин к женскому полу;

3. Определить виды насилия над женщинами, мужья которых часто применяли;

4. Выявить места, куда чаще всего обращаются женщины за помощью защитить их от насилия в семье;

5. Проанализировать количество случаев жестокого насилия по отношению к женщине со стороны мужа.

Контент-анализ сообщений форума на Интернет-сайте, посвященный проблеме насилия в семье над женщинами. Классификатор состоит из 12 категорий. В качестве единиц анализа выступают понятия. Единицы счета совпадают с единицами анализа.