Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь; малолетние стояли у берега, старшие держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время совершения таинства, а также занимая место их получателей, священники на берегу читали молитвы.
Сразу же после крещения Владимир приказывает построить церкви и поставить их на тех местах, где раньше стояли идолы. Так, церковь Василия Блаженного была построена на холме, где стоял идол Перуна и других богов. Владимир велел строить церкви и приставлять к ним священников и в других городах, а также приводить людей к крещению во всех городах и селах.
Есть известие, что митрополит и епископы, посланные из Константинополя, с Добрыней, дядей Владимиром и священником Анастасием отправились на север и крестили народ. Естественно, они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоча и Ловя, к северному концу этого пути – Новгороду Великому. Здесь крестилось много людей, и была построена церковь для новых христиан. Но с самого начала христианство не было распространено среди всех жителей. Из Новгорода, по всей вероятности, водным путем, проповедники отправились на восток, в Ростов. На этом закончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году. В 991 году он умер, и из Царь-Града был вызван новый митрополит Лев. С помощью епископа Иоакима Корсунянина, посланного в Новгород митрополитом Львом, язычество здесь было окончательно подавлено.
Так, христианство при Владимире распространялось главным образом по узкой полосе, примыкающей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку от Днепра, вдоль Оки и Верхней Волги, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Впоследствии монахи Печерского монастыря будут проповедниками христианства среди вятичей и Мери и будут там мучениками; летописец прямо говорит, что в свое время вятичи еще сохраняли языческие обычаи. Наконец, Иларион, современник сына Владимира, называет русских христиан малым стадом Христовым. Сам князь отвечает за распространение христианства к западу от Днепра, в странах, которые ему пришлось посетить из-за его отношений с Польшей; есть известие, что в 992 году он отправился с епископами на юго-запад, учил, крестил людей, а в земле Червенской построил во имя его город Владимир и деревянную церковь Богородицы.
Митрополит и епископы были посланы из Царь-Града. В Киеве, если раньше были христиане и церковь, то были, конечно, священники. Владимир также привез священников из Херсонеса. Но всего этого количества не хватало для крещения и обучения людей в Киеве и других местах.
А теперь есть известие, что из Болгарии прислали священников, которые могли учить народ на понятном им языке. Но сколько бы ни приходило греческих и болгарских священников, их не хватало для настоящей нужды. Необходимо было умножить число своих русских священников, что не могло произойти иначе, как через распространение книжного учения. Такое распространение было предпринято сразу же после народного крещения в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели единственное средство утвердить веру. Отцов и матерей мало одобряли, поэтому Владимир велел отобрать детей из лучших горожан и отдать их на книжное обучение. Детей отправляли учиться в церкви к священникам и духовенству.
Потребовалось несколько столетий, чтобы укрепить христианство, но влияние язычества не ослабевало – существовала двойная вера: они молились в церкви и продолжали отмечать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а Масленица-с Великим постом.
Церковь получила землю, на которой она организовала свое хозяйство. Прежде всего-монастыри: обет безбрачия, отход от всего земного. Во главе стоит настоятель.
Со временем монастыри стали центрами торговли и даже ростовщичества:
Содействуя экономическому, культурному и религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь противостоит "латинизму", способствуя тем самым изоляции от стран Западной Европы и происходивших там духовно-культурных процессов.
Христианство было духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило выбор России, в то время как православие во многом определило формирование самой русской цивилизации, ставшей своего рода христианской европейской цивилизацией.
В целом принятие православия в качестве официальной религии способствовало развитию феодализма в России. Обращаясь к народу, православные священники, в отличие от языческих идолов, проповедовали смирение, безропотное подчинение, отказ от накопления богатств и заботу о будущем, ради "спасения души". Казалось бы, такие проповеди должны были вызвать апатию у свободолюбивых язычников, но философская гибкость христианского богословия в конце концов сделала свое дело.
1. Алексеев, С. В. Крещение Руси: Источники против интерпретаций / С. В. Алексеев // Историческое обозрение. – М., 2004. – В. 5.
2. Введение христианства на Руси. – М., 1987.*
3. Дмитриев, М. В. Влияние православия и западного христианства на общество/ М. В. Дмитриев // Вопросы истории. – 1997. – № 12.*
4. Кузьмин, А. Г. Крещение Руси: концепции и проблемы // Вопросы религии и религиоведения. – М., 2009. – В. 1 Часть 2.
5. Фроянов, И. Я. Загадка крещения Руси / И. А. Фроянов. – М., 2007.
Распространение христианской веры
Сразу же после крещения Владимир приказывает построить церкви и поставить их на тех местах, где раньше стояли идолы. Так, церковь Василия Блаженного была построена на холме, где стоял идол Перуна и других богов. Владимир велел строить церкви и приставлять к ним священников и в других городах, а также приводить людей к крещению во всех городах и селах.
Есть известие, что митрополит и епископы, посланные из Константинополя, с Добрыней, дядей Владимиром и священником Анастасием отправились на север и крестили народ. Естественно, они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоча и Ловя, к северному концу этого пути – Новгороду Великому. Здесь крестилось много людей, и была построена церковь для новых христиан. Но с самого начала христианство не было распространено среди всех жителей. Из Новгорода, по всей вероятности, водным путем, проповедники отправились на восток, в Ростов. На этом закончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году. В 991 году он умер, и из Царь-Града был вызван новый митрополит Лев. С помощью епископа Иоакима Корсунянина, посланного в Новгород митрополитом Львом, язычество здесь было окончательно подавлено.
Так, христианство при Владимире распространялось главным образом по узкой полосе, примыкающей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку от Днепра, вдоль Оки и Верхней Волги, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Впоследствии монахи Печерского монастыря будут проповедниками христианства среди вятичей и Мери и будут там мучениками; летописец прямо говорит, что в свое время вятичи еще сохраняли языческие обычаи. Наконец, Иларион, современник сына Владимира, называет русских христиан малым стадом Христовым. Сам князь отвечает за распространение христианства к западу от Днепра, в странах, которые ему пришлось посетить из-за его отношений с Польшей; есть известие, что в 992 году он отправился с епископами на юго-запад, учил, крестил людей, а в земле Червенской построил во имя его город Владимир и деревянную церковь Богородицы.
Митрополит и епископы были посланы из Царь-Града. В Киеве, если раньше были христиане и церковь, то были, конечно, священники. Владимир также привез священников из Херсонеса. Но всего этого количества не хватало для крещения и обучения людей в Киеве и других местах.
А теперь есть известие, что из Болгарии прислали священников, которые могли учить народ на понятном им языке. Но сколько бы ни приходило греческих и болгарских священников, их не хватало для настоящей нужды. Необходимо было умножить число своих русских священников, что не могло произойти иначе, как через распространение книжного учения. Такое распространение было предпринято сразу же после народного крещения в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели единственное средство утвердить веру. Отцов и матерей мало одобряли, поэтому Владимир велел отобрать детей из лучших горожан и отдать их на книжное обучение. Детей отправляли учиться в церкви к священникам и духовенству.
Значение крещения Руси
Потребовалось несколько столетий, чтобы укрепить христианство, но влияние язычества не ослабевало – существовала двойная вера: они молились в церкви и продолжали отмечать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а Масленица-с Великим постом.
Церковь получила землю, на которой она организовала свое хозяйство. Прежде всего-монастыри: обет безбрачия, отход от всего земного. Во главе стоит настоятель.
Со временем монастыри стали центрами торговли и даже ростовщичества:
-
Укрепившись экономически, церковь стала играть большую роль в политической жизни. Епископы и митрополиты выступали против междоусобиц и за единство России. -
При церквах были учреждены школы. Стремительно стало развиваться церковное искусство – иконопись, составление летописей. -
Князья стали поручать церквам судебные разбирательства по семейным и религиозным делам. -
Пропагандируя культуру и грамотность, церковь подавляла культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы как бесовские.
Содействуя экономическому, культурному и религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь противостоит "латинизму", способствуя тем самым изоляции от стран Западной Европы и происходивших там духовно-культурных процессов.
Заключение
Христианство было духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило выбор России, в то время как православие во многом определило формирование самой русской цивилизации, ставшей своего рода христианской европейской цивилизацией.
В целом принятие православия в качестве официальной религии способствовало развитию феодализма в России. Обращаясь к народу, православные священники, в отличие от языческих идолов, проповедовали смирение, безропотное подчинение, отказ от накопления богатств и заботу о будущем, ради "спасения души". Казалось бы, такие проповеди должны были вызвать апатию у свободолюбивых язычников, но философская гибкость христианского богословия в конце концов сделала свое дело.
Список литературы
1. Алексеев, С. В. Крещение Руси: Источники против интерпретаций / С. В. Алексеев // Историческое обозрение. – М., 2004. – В. 5.
2. Введение христианства на Руси. – М., 1987.*
3. Дмитриев, М. В. Влияние православия и западного христианства на общество/ М. В. Дмитриев // Вопросы истории. – 1997. – № 12.*
4. Кузьмин, А. Г. Крещение Руси: концепции и проблемы // Вопросы религии и религиоведения. – М., 2009. – В. 1 Часть 2.
5. Фроянов, И. Я. Загадка крещения Руси / И. А. Фроянов. – М., 2007.