Файл: Билет 17 Проектирование информационных систем методика постепенной формализации. Алгоритм реализации метода постепенной формализации для разработки асу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 17

  1. Проектирование информационных систем: методика постепенной формализации. Алгоритм реализации метода постепенной формализации для разработки АСУ.

Проектирование -это планирование информационной системы. На данном этапе разрабатывается общая структура будущей системы, строится каркас программы, разрабатываются структуры данных (в том числе схема базы данных). Формализация - это перевод информации с естественного языка в более четкий.

Языки с разным уровнем формальности: естественный язык (русский, английский); графика, диаграммы, схемы; языки программирования; математика

МПФ – это методика системного анализа, которая основывается на интуиции и опыте специалистов, а так же методах формализованного представления проекта с процедурами оценки решения (например, компьютерное моделирование). Процесс МПФ итерационный.

Принципиальная особенность МПФ в том, что она ориентирована на развитие представлений разработчика об объекте на постепенное выращивание решения задачи в процессе проектирования Рассмотрим алгоритм метода:

1.в начале проектирования мы представляем систему сбора информации, обработки информации и формирования отчётов. При этом система представляется нам как “чёрный ящик”, т.е. определяют начальные пункты сбора информации и конечные пункты формирования отчётов. Затем происходит отделение системы от внешней среды и деление её на компоненты, т.е. из каких подсистем она состоит;

2.определяем связи, деля их на внешние и внутренние. Связываем компоненты, вводим типы связи (сильная, слабая), количественную меру связи (близость компонентов);

3.после построения структуры должен быть этап активизации лица, принимающего решения. Результатом этого должно стать системно-структурное представление. Для этого необходимо ввести лингвистическое описание структуры;

4.разработка формального языка моделирования процессов (язык моделирования путей прохождения информации);

5.системно-структурное представление должно быть представлено в формально-лингвистическом представлении. Результатом должна стать формально многоуровневая модель
, описывающая пути и следования информации;

6.выбор критериев оценки варианта;

7.оценка;

8.возврат на этап активизации лица, принимающего решения. Процесс завершается, когда степень удовлетворённости заказчика достаточна.

2. Составные части языка SQL.


SQL является примером языка предназначенного для работы с таблицами с целью преобразования входных данных к требуемому выходному виду. Язык SQL имеет два основных компонента:

язык DDL (Data Definition Language) - предназначенный для определения БД:

CREATE – создание таблицы;

CREATE TABLE [<имя базы данных>.[<имя владельца>] <имя таблицы>

({<имя столбца> <тип данных> (<размер>) [<ограничение для столбца>]}

[,…n])

[,<ограничение для таблицы>];
CREATE VIEW <имя представления>

[(<имя столбца> [,…n ])

[WITH {ENCRYPTION | SCHEMABINDING | VIEW_METADATA}]

AS

< команда SELECT>

[WITH CHECK OPTION];

DROP – удаление таблицы;

ALTER – внесение изменений в описание таблицы, в т.ч.: добавление и изменение столбцов; добавление, разрешение, запрет и удаление ограничений.

ALTER TABLE <имя таблицы>

[WITH CHECK| WITH NOCHECK]

ALTER| ADD| DROP {CONSTRAINT <имя ограничения>}

FOREIGN KEY [REFERENCES<имя таблицы> (<имя столбца> [,…n])] | PRIMARY KEY | UNIQUE | CHECK (<имя столбца> [,…n])}

[ON DELETE CASCADE]
язык DML (Data Manipulation Language) - для выборки и обновления данных:

INSERT – ввод новых строк в таблицу;

INSERT INTO {<имя таблицы>[(<имя столбца> [псевдоним] [, …n]] |[<подзапрос>]}

VALUES (<значение>[,…n]);

DELETE – удаление строк из таблицы;

DELETE FROM{<имя таблицы>

WHERE <условие>};

UPDATE – редактирование данных в таблице;

UPDATE {<имя таблицы>

[SET (<имя столбца>)] = <выражение> [,…n]|<подзапрос>]

WHERE <условие>};

SELECT – оператор выбора - спорный оператор (можно выделить в отдельную группу).
3. Статический полиморфизм в языке C++. Перегрузка функций и операторов.

Перегрузка функций означает, что одно и то же имя функции может использоваться для передачи сообщений объектам различных классов, и что каждый объект будет реагировать на сообщения соответствующим образом. С++ также предоставляет возможность перегрузки функций в приложения, не использующих классы.



Функции С++, которые не являются частью протокола описания класса, могут быть перегружены. Такие функции должны иметь различные списки параметров. Различаться должны количество параметров или их типы (или и то, и другое). При этом переменные со статусом const отличаются от прочих (т.е void f(char * c) и void f(const char * c) различаются). Возможность перегрузки определяется только сигнатурой функции (набором параметров), а не возвращаемым результатом.

Перегрузка операторов, фактически, является одним из видов перегрузки функций. Для перегрузки операторов необходимо написать оператор-функцию. Обычно, оператор функция является членом класса, для которого она задана. Общая форма оператор-функции – члена класса:

возвращаемый тип имя класса :: operator знак операции (список аргументов)

{ тело функции }

Возвращаемый тип может быть любым. Знак операции – знак перегружаемой операции. Список аргументов зависит от реализуемой операции. Ограничения:

  • во время перегрузки операторов нельзя менять приоритет операций.

  • во время перегрузки операторов нельзя менять число операндов.

  • нельзя перегрузить операции: . :: ?

  • нельзя перегружать операторы препроцессора.

Перегрузка бинарных операций:

При перегрузке бинарных операций, левый операнд передаётся функции неявно, а правый - передаётся функции в качестве аргумента. Т.о., все члены класса, употребляемые в функции по имени, относятся к левому операнду, а члены класса правого операнда указываются только через имя переменной. Пример декларации (перегружает оператор + для типа MyClass):

MyClassMyClass::operator + (MyClass * Src)

Перегрузка унарных операций отличается только тем, что не принимает входных параметров.


4. Классификация угроз и механизмы защиты (по характеру воздействия, по причине появления используемой ошибки защиты).


1. По характеру воздействия

Пассивные угрозы. Это угрозы, связанные с ошибками:

  1. Процесса проектирования, разработки и изготовления систем и их компонентов (здания, сооружения, помещения, компьютеры, средства связи, ОС, прикладные программы и др.).

  2. В работе аппаратуры из-за некачественного ее изготовления.

  3. Процесса подготовки и обработки информации (ошибки программистов и пользователей из-за недостаточной квалификации и некачественного обслуживания, ошибки операторов при подготовке, вводе и выводе данных, корректировке и обработке информации).

Механизмы защиты: Периодически повышать квалификацию программистов, проводить обучение пользователей, вести дополнительное тестирование ПО. Для данных, вводимых в программу четко определять и устанавливать область допустимых значений. В программе предусматривать обработку всех возможных исключений. Вести контроль качества поступающей от поставщиков аппаратуры и разрабатывать регламенты ее эксплуатации.

Активные угрозы. Это угрозы:

  1. Связанные с НСД к ресурсам АИС (внесение технических изменений в СВТ и средства связи, подключение к СВТ и каналам связи, хищение различных видов носителей информации: дискет, описаний, распечаток и других материалов, просмотр вводимых данных, распечаток, просмотр «мусора»).

  2. Реализуемые бесконтактным способом (сбор электромагнитных излучений, перехват сигналов, наводимых в цепях (токопроводящие коммуникации), визуально-оптические способы добычи информации, подслушивание служебных и научно-технических разговоров и т. п.).

Механизмы защиты: Организовать политику безопасности на предприятии, в т.ч. организовать охрану помещений предприятия и охрану внешней территории. Выделить отдельное помещение для пользователей, сгруппировав пользователей, работающих с одинаковой конфиденциальной информацией (туда же поставить принтер). Организовать регламент доступа сотрудников в помещения (кто, куда имеет право входить
, где хранятся ключи от помещения и как их получить), регламент для хранителя экрана. Для управления доступом организовать дискретный метод доступа (идентификация и аутентификация). Если не требуется частый выход в Интернет, то целесообразно иметь отдельный компьютер, не подключенный к сети предприятия. Для сохранности данных использовать резервное копирование и архивирование. Для избежания проблемы прослушивания сетевого трафика необходимо вместо hub’ов использовать коммутаторы. В этом случае информация от отправителя будет направляться только получателю. Для избежания маскировки (подмены) привязать MAC-адреса сетевых устройств к портам коммутатора, т.е. каким MAC-адресам разрешено отправлять и получать пакеты. Для надежности каналов связи между ЛВС можно организовать VPN. Во избежание наводок использовать экранированный кабель и прокладывать так, чтобы к нему не было физического доступа (лучше всего по коридору), упаковывать в короба, для каждого пользователя выделять Ethernet розетку. Во избежание прослушивания не прокладывать кабель вблизи окон и батарей. Можно сделать экранированными стены, пол, потолок. Использовать межсетевые экраны для фильтрации трафика. Производить очистку памяти после использования.

5. Технология Token Ring


Стандарт IEEE - 802.5. Маркерный метод доступа. Топология сети – классическое кольцо. Маркером в данном случае будем называть спец. тип фрейма, который постоянно циркулирует по кольцу и предоставляет право передачи данных от одной станции к другой. Скорость передачи данных до 25 Мбит/с.

В простом случае маркерное кольцо работает следующим образом:

  • станция, захватившая маркер, присоединяет к нему данные для отправки, выставляет в заголовке маркера признак занятости и передает данные в сеть

  • данные идут по кольцу последовательно от станции к станции до получателя

  • получать забирает данные из фрейма, определяет качество передачи, и фрейм с данной информацией отправляет дальше по кольцу

  • отправитель, получив такой фрейм, проверяет информацию о качестве и в зависимости от передачи этих данных формирует либо повторную отправку, либо освобождает маркер

  • маркер передается от станции к станции, последовательно вне зависимости от адресации