Файл: Интегральная подготовка баскетбольных арбитров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй этап подготовки происходит с определённым повышением физической нагрузке. Он заключается в поддерживании общего уровня выносливости, и перейти к специальной подготовке. Задачи данного этапа совершенствование скоростных и координационных способностей. В этой фазе подготовке полезно заниматься в тренажёрном зале. Работа должна быть направлена на повышение подвижности в коленных и голеностопных суставах, увеличение эластичности мышц и связок.

Задачей третьего этапа подготовки является поддержание в нужной форме физических кондиций организма в течении игрового сезона. Данный этап должен состоять из разминки, беговых упражнений и упражнений в тренажёрном зале.

Для объективной оценки физической формы баскетбольных судей используют педагогические тесты их скоростных способностей, скоростной-выносливости и скоростно силовых показателей (А.К. Малая, 2021).

Для определения физической подготовленности арбитра, Существуют тесты, предложенные Международной федерацией баскетбола (ФИБА): «Метроном» и «Челнок».

«Метроном». Тест «Метроном» позволяет оценить уровень специальной физической подготовленности судей. Он является основным тестом для оценки уровня физической подготовленности судей по баскетболу, предложенный Международной федерацией баскетбола всем национальным федерациям.

Нормативные требования: для мужчин необходимо преодолеть челночным бегом за 10 минут дистанцию 1720 метров, а для женщин в течение 8 минут – 1320 метров, касаясь ногой линий на расстоянии 20 метров по звуковому сигналу.  Через 3, 5 и 7 минут увеличивается скорость передвижения судей в связи с тем, что уменьшается время на преодоление площадки. Если судьи начинали тест со скорой ходьбы, то к концу теста – это уже бешеный бег. До 7-ой минуты тест требует проявления общей физической выносливости арбитра, а после нее – скоростной. Финишной линии судьи должны касаться вместе со звуковыми  сигналами – не раньше и не позже.

Тест «Челнок». Этот тест позволяет оценить уровень скоростно-силовой подготовленности баскетбольного судьи. Суть теста заключается в преодолении дистанции 140метров. Линией старта является лицевая линия. Первый отрезок дистанции составляет расстояние от лицевой линии до ближайшей штрафной (5,8м) и обратно. После этого, не останавливаясь нужно добежать до центральной линии (14м) и обратно до линии старта. Затем бежать до дальней линии штрафной (22,2м) и обратно до линии старта и последний челнок от лицевой линии до другой лицевой (28м) и обратно.


Нормативные требования теста: нужно пробежать дистанцию не более чем за 35 секунд. Количество забегов – три. Интервал отдыха между первым и вторым забегами 45 секунд, между вторым и третьим – 60 секунд.

Также существуют и другие тесты, оценивающие физическую подготовленность баскетбольного судьи. Тест предложенный Евролигой ULEB. Этот тест использовался для оценки и тренировки скоростных возможностей судей. Суть теста заключается в том, что необходимо выполнить ускорения от продолжения линии штрафного броска до следующей линии штрафного броска и оттуда по диагонали – под кольцо (рис.2). Выполнялось 5 ускорений. Нормативные требования: необходимо пробежать 4 раза дистанцию за 3,5 секунды каждый отрезок. (Дмитриев. Ф. Б. 2015)

Ещё один тест – шагометрия (А.С. Пеньковский, 2021). Суть этого теста заключается в том, что в ходе баскетбольного матча оценивается количество шагов, пройденных арбитром. Чем больше судья сделал шагов, тем больше уровень его выносливости.

1.3 Психологическое сопровождение судейства в баскетболе



Спортивный судья испытывает огромные психические нагрузки во время игры. В отличие от других видов спорта в баскетболе судья может ошибаться также вероятно, как и игрок. Боязнь ошибок в решениях судьи неизбежна. Необходимо настраивать себя так, чтобы эта боязнь и неуверенность не были основой в эмоциональном состоянии арбитра. Нужно получать больше позитивных моментов, реакций, наслаждений от напряжённой игры и от своего активного участия в ней, радоваться своим правильным действиям, решениям и находить объективные объяснениям своим ошибкам, анализируя их вместе с комиссаром, наставником в ходе видеоанализа игры. ( Рачок. М 2013 )

Судьи – первые помощники спортсменов на пути к достижению высот в спорте, помощники верные и справедливые. Улучшая качество судейства, судьи не только работают над повышением своего авторитета, но и содействуют основному делу – росту мастерства спортсменов, поднятию у молодежи интереса к спорту и его популяции ( Беляев. С.Н 2017).

Рассматривая психологическую подготовку необходимо отметить, что главной проблемой судьи в игре является неумение контролировать свои эмоции и регулировать своё эмоциональное состояние. Научившись управлять своими эмоциями, можно управлять собой и контролировать окружающую действительность. Подготовка арбитра начинается задолго до соревнований. Каждый судья должен представлять задачи, объём и интенсивность тренировочного процесса (Кутепов, М. М 2019). Он обязан целенаправленно, с полной мобилизацией воли и мотивацией на успех готовиться к предстоящему спортивному сезону. Важным фактором, влияющим на эффективность работы судьи, является настрой, который позволяет судье осознанно управлять собой, своим состоянием и действиями в трудные моменты его работы. Предыгровая установка регулирует уровень возбуждения судьи и помогает ему справляться с эмоциями и нервным возбуждением.


Многое зависит от личных качеств самого судьи, его интелекта, эрудиции, интуиции, понимания игры. Главными в действиях судьи, что определяет его профессионализм, зачастую являются не его манеры, жесты, а правильная оценка разнообразных игровых ситуаций и справедливое решение, которое порой невозможно принять без мужества и силы воли.

Каждый судья должен быть самим собой. Однако нельзя допускать, чтобы судейство вылилось в сплошную демонстрацию самого себя, ведь зрители приходят смотреть на игроков, а не на судей.

Судья должен быть не безжалостным блюстителем законности, а в некоторых ситуациях воспитателем, педагогом, преподавателем на баскетбольной площадке, компетентным и доброжелательным помощником участников игры. Почти всегда уставшие и нервные игроки, тренеры нуждаются больше в личном предупреждении, чем в суровом наказании. Судья в любой ситуации обязан оставаться спокойным, корректным выдержанным и уметь вежливо, но убедительно доказать правоту своих решений, помня о том, что рассудительность, доброжелательность, юмор всегда выше, чем эмоции, раздражительность, злость и гнев.

Также немаловажную роль в психологической подготовке играет авторитет судьи. Если он не верит в свои силы или сомневается в своих действиях, то это очень быстро сказывается на ходе ведения игры. Важно перед каждой игрой быть собранным, сконцентрированным и иметь большое желание совершенствоваться. Один из важных моментов успеха арбитра – это высокая самодисциплина. Управляя игрой, судья всё время должен чувствовать игру, настроение баскетболистов и чётко регулировать взаимоотношения между ними на основе духа правил игры. Немаловажную часть в психологической подготовке занимает работа над своими волевыми качествами. Безвольный человек не может быть смелым, решительным, дисциплинированным. Арбитру необходимо всегда держать себя в руках, успокаивать себя и нервную игру. Судья должен обладать духовным стержнем и пониманием философии человека, который защищает справедливость в игре. Судьи в баскетболе – это одна команда и, если нет в ней взаимопонимания, взаимовыручки, помощи – такой команде не добиться успеха.

Без хорошего понимания тяжело воспринимать информацию и своевременно контролировать свою деятельность на площадке. Считается, что внимание тем интенсивнее, чем больше энергии затрачивает человек при контроле своей деятельности. Во время игры, где арбитру необходимо следить за различными действиями игроков и всегда быть готовым к любому развитию событий, поддержание внимания требует огромных расходов энергии. Судье необходимо понимать, что он хочет от игры и чётко ставить перед собой задачи. Всё это поможет ему в формировании и развитии хорошей концентрации. Арбитр должен учиться контролировать и регулировать своё самообладание – контролировать эмоции, для того чтобы сохранить интенсивность своей концентрации и работы. Очень полезны для этого музыки, дыхательных упражнений, положительные эмоции (юмор), беседы и прогулки. В играх бывает много факторов, сбивающих концентрацию. Чтобы этого не происходило, судьям нужно контролировать сложные моменты, критические ситуации через самодисциплину и организованность своих действий. Правильно сформированные навыки важны в работе каждой игры. И если судья постоянно самосовершенствуется к сложной нагрузки, вырабатывает навыки и привычки исполнения в своей памяти, то ему будет намного легче управлять собой и игрой. Доведённые до автоматизма навыки – есть идеал в исполнении. Судьям необходимо фокусироваться только на игровых моментах, которые они могут и должны контролировать. Перед игрой арбитр может быть слегка возбуждён - это нормальная реакция судьи перед игрой, но не перевозбуждён[25]. Перевозбуждённость – это присутствие паники и мандража. Для того чтобы избежать этого, нужно готовить свой организм заранее. Можно использовать следущие приёмы для саморегуляции непосредственно перед игрой:


  • Индивидуальная разминка

  • Применение идеомоторных упражнений (выработка позитива в своём воображении)

  • Использовать дыхательные упражнения

  • Переключение на другие объекты и образы

Одним из важных аспектов самоконтроля перед игрой является контроль над мышцами лица, глаз, щёк и лба, так вы формируете образ маски «судьи без эмоций». Это нужно применять при агрессивном выражении эмоций и несогласий тренер, игроков и других представителей команды.

Психологическая подготовка к игре – это комплекс мер и упражнений, которую обеспечивают психологическую устойчивость на протяжении всей игры. Сюда можно отнести аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку и др. Для того чтобы быть уверенным на игре, нужно верить в свои силы т.к. без веры нет смысла заниматься любым делом, побороть в себе внутреннее беспокойство, так как оно может перейти в мандраж, быть спокойным и готовым к стрессовой ситуации. Выходить на игру с положительными эмоциями. Нельзя выходить с отрицательными. Это всегда обернётся против вас.

Неумение сконцентрироваться приводит к потере фокуса игровой ситуации. Это относится часто к начинающим судьям, которые практически постоянно смотрят на мяч. Необходимо сконцентрироваться, фокусировать своё внимание на своей работе и своей зоне ответственности.

К ошибкам в определении различных изменений в игре. Отсутствие концентрации не даёт уверенности в контроле игры.

К потере уверенности. Потерять уверенность и стабильность в своём исполнении очень легко, вернуть – трудно.

Арбитра не должно беспокоить, сколько времени сыграно в игре, какой счёт и т.д. Как только вы начнёте думать об этом вы начнёте меняться внутри. Судья должен быть постоянным, стабильным в своих действиях и правильно применяемых решениях.

Манера поведения баскетбольного судьи, заключается в том, что диалог с игроками и тренерами можно вступать вовремя паузы в игре. Диалог должен быть коротким. Судья должен остановить разговор, обсуждение, решив все спорные вопросы в рамках правил игры.

1.4. Характеристика практической подготовки баскетбольных арбитров



Практическое судейство крайне необходимо для формирования судьи, особенно под контролем тренера-преподавателя, наставника. Наиболее эффективными методами повышения качества судейства являются игровой и соревновательный, т.к. они максимально приближены к условиям работы. Это требует от судьи высокой собранности, концентрации внимания, мобильности, кооперации. На таких играх приобретаются стабильность, надёжность, опыт и мастерство, закрепляются навыки.


Соревновательная или игровая подготовка даёт реальные ощущения, приближает судью к обстановке, в которой он будет находиться во время официальных игр. Практика судейства – основной критерий роста. Игровой метод обеспечивает комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии.

Для того чтобы начать судейскую деятельность, судить соревнования по баскетболу, нужно овладеть специальной механикой (Широбакина, Е. А. 2016). Механик в баскетболе существует несколько: двойная и тройная. Она предназначена для того, чтобы помочь судьям занимать наилучшие позиции, позволяющие при несоблюдениях правил принимать правильные решения. Надлежащее использование адаптированной механики игры позволяет лучше охватить площадку. Лучший охват площадки означает лучшую позицию. Судья должен всегда находиться в движении (в зависимости от игровой ситуации) для того, чтобы занять лучшую позицию. Механика - это командная работа. Нет необходимости принимать решения в зонах, которые к данному судье не относятся, но иногда необходимо и взаимное сотрудничество. Практическую часть подготовки начинающих судей составляют: изучение жестов и сигналов, общая физическая подготовка, практическая (соревновательная и игровая) подготовка. На практических занятиях осуществляется обучение судей профессиональным умениям и навыкам судьи на игровой площадке. Обучающиеся овладевают методами обучения и тренировки, формами организации занятий, способами и методами применения средств физической подготовки. Изучение данного материала позволит углубить знания судей и расширить практику судейства, понять особенности формирования профессиональных умений и навыков, воспитания двигательных способностей.

Также существует определённые правила взаимодействия между судьями и судьями – секретарями. Общение происходит за счёт жестов, сигналов, мимики и других методов. Судья должен выйти на связь с судьёй- секретарём, установить визуальный контакт, арбитр должен находиться в статичном, правильно показывать жест (№ игрока, характер нарушения и наказание) и затем занять последующую позицию.

До начала баскетбольного матча важно провести предыгровую беседу между судьями по одинадцати вопросам (Конеева Е.В 2014):

1) Особые ситуации: ситуации спорного броска и процедура, технические фолы, штрафные броски, ТВ-тайм-ауты. По данному вопросу Ф.Б. Дмитриев (2015) рекомендует варьировать критерии в зависимости от уровня соревнований, статуса спортсменов, уровня подготовленности и степени напряженности матча.