Файл: Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема лекции: Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия
РЕМОНТ
1. Сущность деятельности прокурора в стадиях досудебного производства. Задачи и основные направления деятельности.
2. Правовые основы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
3. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие.
4. Соотношение полномочий суда и прокурора в стадиях досудебного производства.
5. Надзор за законностью при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
6. Надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел.
ВОПРОСЫ:
Сущность деятельности прокурора в стадиях досудебного производства. Задачи и основные направления деятельности.
- Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Вопрос 1.
Предмет надзора за исполнением законов органами дознания и следствия
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- порядок проведения расследования;
- законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия
Объекты надзора
1) Органы дознания.
2) Дознаватели.
3) Органы предварительного следствия.
4) Начальник органа дознания.
5) Начальник подразделения дознания.
6) Руководитель следственного органа.
7) Следователи.
Органы дознания:
1. К органам дознания относятся:
- органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
- органы Федеральной службы судебных приставов;
- капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
- 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
3. Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Органы предварительного следствия:
- 1. Следователи органов внутренних дел РФ
- 2. Следователи Следственного комитета РФ
- Следователи ФСБ РФ
Направления надзора:
- соблюдение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении;
- надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела;
- надзор за законностью и обоснованностью применения мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения;
- надзор за законность и обоснованностью предъявления обвинения;
- надзор за объективностью, полнотой и всесторонностью проведения дознания и предварительного следствия;
- надзор за законностью прекращения производства по уголовному делу или прекращения уголовного преследования;
- надзор за законностью принятия решений об окончании производства по уголовному делу;
- надзор за законностью и обоснованностью производства следственных действия, затрагивающих конституционные права и свободы граждан;
- надзор за соблюдением сроков производства дознания и предварительного следствия;
- обеспечение прав и свобод потерпевших и возмещение вреда, причиненного преступлением;
- обеспечение реализации прав граждан на участие в производстве предварительного расследования.
Задачи надзора:
- Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
- Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
- Уголовное преследование виновных лиц.
- Отказ от уголовного преследования виновных лиц.
- Реабилитация лиц, необоснованно подвергнутых уголовному преследованию.
- Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и принятие мер к их устранению.
Правовые основы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
- 1) Конституция РФ.
- 2) Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
- 3) Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (ред. от 06.02.2020).
- 4) Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
- 5) Приказ Генерального прокурора РФ от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».
- 6) Приказ Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».
- 7) Приказ Генерального прокурора РФ от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства».
- 8) Приказ Генерального прокурора РФ от 1 ноября 2011 г. № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».
- 9) Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ГТК РФ от 29 октября 2003 г. N 47/827/277/185/1201 "Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении статистической отчетности".
- 10) Приказ Генерального прокурора РФ от 3 июля 2013 г. № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме».
Вопрос 2.
Полномочия прокурора:
- В досудебном производстве прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. Но она носит опосредованный характер. Причем объем полномочий зависит от объектов надзора. Если за органами дознания эти полномочия носят властно-распорядительный характер, то за органами предварительного следствия – опосредованный: контрольно-надзорный. Прокурор обязан реагировать на любое нарушение закона органом расследования определенными средствами прокурорского реагирования.
Вопрос 3.
Вопрос 4
Соотношение полномочий прокурора и суда
Прокурор
Суд
Судебный контроль носит периодический характер
Прокурорский надзор осуществляется постоянно
Судебный контроль возможен только по инициативе третьих лиц
Прокурорский надзор осуществляется по инициативе третьих лиц и прокурора
Судебный контроль осуществляется лишь по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан и по вопросам, затрудняющим гражданам доступ к правосудию
Прокурорский надзор осуществляется за законностью и обоснованностью всех и решений, осуществляемых в предварительном расследовании
Судебный контроль и прокурорский надзор независимы друг от друга
Надзор за законностью при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Вопрос 5.
а) КУСП и тетрадь дежурного,
б) Книга учета постановлений о возбуждении уголовных дел,
в) Книга учета отказных материалов,
г) Книга учета выезда следователя или следственно-оперативной группы на место происшествия,
д) Книга талонов уведомлений,
е) журнал учета производства по делам об административных правонарушениях,
ё) При направлении материалов в другой орган по подведомственности, гражданину выдается талон уведомления, следовательно, нужно проверить журнал учета материалов, направленных в другие органы.
Проверяемая документация:
Надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел.
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовных дел, прокурор выясняет:
- был ли повод к возбуждению уголовного дела;
- имело ли место основание возбуждения уголовного дела;
- правильно ли было квалифицированно деяние и определена его подследственность;
- отсутствуют ли основания для отказа в возбуждении уголовного дела;
- соблюден ли порядок проведения доследственной проверки и достаточно ли материалов собрано для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
- были ли соблюдены права и свободы участников уголовного процесса в частности заявителя и подозреваемого.
Вопрос 6.
Проверяя законность принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор выясняет:
- имел ли место повод к возбуждению уголовного дела;
- имеется ли основания для отказа в возбуждении уголовного дела;
- соответствуют ли правовые основания отказа в возбуждении уголовного дела фактическим обстоятельствам дела, достаточность данных, для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела;
- соблюдены ли права участников уголовного процесса.
Проверяя законность задержания, прокурор должен изучить документы, касающиеся задержания, а именно:
1)наличие возбужденного уголовного дела и законность его возбуждения;
2)компетенцию лица, которым произведено задержание;
3)отсутствие обстоятельств, исключающих задержание;
4)соблюдение порядка задержания :
- протокол должен быть составлен не позднее 3 часов с момента доставления в орган дознания и следователю;
- протокол должен соответствовать требованиям ст. 166, 92 УПК;
- подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!