Файл: Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема лекции: Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

РЕМОНТ

1. Сущность деятельности прокурора в стадиях досудебного производства. Задачи и основные направления деятельности.

2. Правовые основы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

3. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие.

4. Соотношение полномочий суда и прокурора в стадиях досудебного производства.

5. Надзор за законностью при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

6. Надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел.





ВОПРОСЫ:

Сущность деятельности прокурора в стадиях досудебного производства. Задачи и основные направления деятельности.

  • Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Вопрос 1.

Предмет надзора за исполнением законов органами дознания и следствия

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  • порядок проведения расследования;
  • законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия

Объекты надзора

1) Органы дознания.

2) Дознаватели.

3) Органы предварительного следствия.

4) Начальник органа дознания.

5) Начальник подразделения дознания.

6) Руководитель следственного органа.

7) Следователи.

Органы дознания:


1. К органам дознания относятся:
  • органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;

  • 3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

    4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

    3. Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
  • капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  • 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

  • 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Органы предварительного следствия:

  • 1. Следователи органов внутренних дел РФ
  • 2. Следователи Следственного комитета РФ
  • Следователи ФСБ РФ

Направления надзора:

  • соблюдение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении;
  • надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела;
  • надзор за законностью и обоснованностью применения мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения;
  • надзор за законность и обоснованностью предъявления обвинения;
  • надзор за объективностью, полнотой и всесторонностью проведения дознания и предварительного следствия;
  • надзор за законностью прекращения производства по уголовному делу или прекращения уголовного преследования;
  • надзор за законностью принятия решений об окончании производства по уголовному делу;
  • надзор за законностью и обоснованностью производства следственных действия, затрагивающих конституционные права и свободы граждан;
  • надзор за соблюдением сроков производства дознания и предварительного следствия;
  • обеспечение прав и свобод потерпевших и возмещение вреда, причиненного преступлением;
  • обеспечение реализации прав граждан на участие в производстве предварительного расследования.

Задачи надзора:

  • Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
  • Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
  • Уголовное преследование виновных лиц.
  • Отказ от уголовного преследования виновных лиц.
  • Реабилитация лиц, необоснованно подвергнутых уголовному преследованию.
  • Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и принятие мер к их устранению.

Правовые основы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

  • 1) Конституция РФ.
  • 2) Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
  • 3) Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (ред. от 06.02.2020).
  • 4) Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
  • 5) Приказ Генерального прокурора РФ от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».
  • 6) Приказ Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».
  • 7) Приказ Генерального прокурора РФ от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства».
  • 8) Приказ Генерального прокурора РФ от 1 ноября 2011 г. № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».
  • 9) Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ГТК РФ от 29 октября 2003 г. N 47/827/277/185/1201 "Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении статистической отчетности".
  • 10) Приказ Генерального прокурора РФ от 3 июля 2013 г. № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме».


Вопрос 2.

Полномочия прокурора:

  • В досудебном производстве прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. Но она носит опосредованный характер. Причем объем полномочий зависит от объектов надзора. Если за органами дознания эти полномочия носят властно-распорядительный характер, то за органами предварительного следствия – опосредованный: контрольно-надзорный. Прокурор обязан реагировать на любое нарушение закона органом расследования определенными средствами прокурорского реагирования.

Вопрос 3.

Вопрос 4

Соотношение полномочий прокурора и суда

Прокурор

Суд

Судебный контроль носит периодический характер

Прокурорский надзор осуществляется постоянно

Судебный контроль возможен только по инициативе третьих лиц

Прокурорский надзор осуществляется по инициативе третьих лиц и прокурора

Судебный контроль осуществляется лишь по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан и по вопросам, затрудняющим гражданам доступ к правосудию

Прокурорский надзор осуществляется за законностью и обоснованностью всех и решений, осуществляемых в предварительном расследовании

Судебный контроль и прокурорский надзор независимы друг от друга

Надзор за законностью при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Вопрос 5.

а) КУСП и тетрадь дежурного,

б) Книга учета постановлений о возбуждении уголовных дел,

в) Книга учета отказных материалов,

г) Книга учета выезда следователя или следственно-оперативной группы на место происшествия,

д) Книга талонов уведомлений,

е) журнал учета производства по делам об административных правонарушениях,


ё) При направлении материалов в другой орган по подведомственности, гражданину выдается талон уведомления, следовательно, нужно проверить журнал учета материалов, направленных в другие органы.

Проверяемая документация:

Надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел.

Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовных дел, прокурор выясняет:

- был ли повод к возбуждению уголовного дела;

- имело ли место основание возбуждения уголовного дела;

- правильно ли было квалифицированно деяние и определена его подследственность;

- отсутствуют ли основания для отказа в возбуждении уголовного дела;

- соблюден ли порядок проведения доследственной проверки и достаточно ли материалов собрано для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

- были ли соблюдены права и свободы участников уголовного процесса в частности заявителя и подозреваемого.

Вопрос 6.

Проверяя законность принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор выясняет:

- имел ли место повод к возбуждению уголовного дела;

- имеется ли основания для отказа в возбуждении уголовного дела;

- соответствуют ли правовые основания отказа в возбуждении уголовного дела фактическим обстоятельствам дела, достаточность данных, для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела;

- соблюдены ли права участников уголовного процесса.

Проверяя законность задержания, прокурор должен изучить документы, касающиеся задержания, а именно:

1)наличие возбужденного уголовного дела и законность его возбуждения;

2)компетенцию лица, которым произведено задержание;

3)отсутствие обстоятельств, исключающих задержание;

4)соблюдение порядка задержания :

- протокол должен быть составлен не позднее 3 часов с момента доставления в орган дознания и следователю;

- протокол должен соответствовать требованиям ст. 166, 92 УПК;

- подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!