Файл: Теоретические и методологические.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нятости ответственны только за часть изменения общей степени удовлетворен- ности жизнью. Доказано, что персональные ценности, цели и перспективы, имеющие отношение к качеству жизни, включают: персональные нужды, внут- ренние состояния, материальные и постматериальные ценности, религиозные факторы, характеризующие членство в том или ином религиозном сообществе. Психологические подходы показали, что источник качества жизни – удовле- творенность личных потребностей.

Интегральный подход предполагает, что объективные и субъективные показатели необходимо рассматривать как равнозначные. При этом остается открытым вопрос о том, как вычислить интегральную оценку, то есть постро- ить индекс, который объединил бы в себе и объективную и субъективную оценки. Многие авторы придерживаются мнения о том, что из-за сложностей вычисления и математического обоснования такого индекса его не нужно стро- ить совсем, следует ограничиться только согласованием этих двух типов оце- нок. Например, Н.С. Маликов предлагает оценивать качество жизни на основе трехуровневой системы, которая будет включать в себя оценку ИРЧП по мето- дике ПРООН, оценку социального самочувствия и степень отклонения от соци- ально-экономического стандарта.

В свою очередь специалисты Научно-исследовательской лаборатории по проблемам качества жизни населения (г. Белгород) разработали подход к оцен- ке качества жизни, включающий 4 группы показателей: показатели, характери- зующие жизненные потребности людей; индикаторы, определяющие уровень реализации потребностей; показатели степени удовлетворенности людей и ин- дикаторы, позволяющие определить параметры меры [24].

Таким образом, оценка качества жизни должна осуществляться на основе следующих принципов:

а) всесторонней оценки. Конечным результатом исследования качества жизни должна стать оценка сложившейся ситуации во всех сферах жизнедея- тельности отдельного человека и общества в целом;

б) комплексности. Исследование качества жизни должно включать в себя изучение
как объективных условий и процессов жизнедеятельности, так и субъективного мнения людей;

в) универсальности. При оценке качества жизни любого объекта исследо- вания необходимо использовать универсальный набор объективных и субъек- тивных показателей;

г) учета специфики объекта исследования. Необходимо дифференциально подходить к изучению качества жизни каждого конкретного объекта исследо- вания, выделять специфические черты, характерные только для него.
      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Анализ качества жизни населения Российской Федерации




        1. Методики оценки качества жизни населения



Методология оценки уровня и качества жизни населения является важ- ным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет:

  • устанавливать ориентиры социально-экономической политики го- сударства на перспективу;

  • осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны;

  • оценивать уровень бедности;

  • проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жиз- ни населения.

Среди методик оценки качества жизни населения выделяют, в частности:

  • индекс развития человеческого потенциала;

  • оценка индекса качества жизни населения, разработанная сотруд- никами географического факультета МГУ по заказу Министерства экономиче- ского развития и торговли Российской Федерации;

  • методика британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist), основанная на комбинации статистических данных и результатов опросов общественного мнения из соответствующих стран;

  • оценка индекса качества жизни на основе методики, разработанной аналитиками Института региональной информации и учеными Лаборатории математических методов политического анализа и прогнозирования МГУ им. М.В. Ломоносова;

  • интегральный индекс качества жизни населения, разработанный учеными Южного федерального университета.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) дает самую общую
интегральную характеристику уровня благосостояния населения страны и ре- гионов. Он включает:

  • доход, измеряемый ВВП на душу населения с учетом различной поку- пательной способности в различных регионах;

  • продолжительность жизни, измеряемую ожидаемой продолжительно- стью жизни при рождении;

  • знания или уровень образования, измеряемые числом грамотных и длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

Этот показатель целесообразно связать с уровнями устойчивого благосос- тояния, дохода, потребления, ресурсопользования, сохранения капитала. При- чем важны динамика этих показателей и знание того, когда они близки к преде- лу социально-экономической устойчивости.

Индекс развития человеческого потенциала, характеризующий главным образом социальные аспекты устойчивого развития стран и регионов, рассчи- тывается по формуле (6):
4 Xi Ximin




ИРЧП

i

i1

Ximax

  • Ximin

, (6)



где Ximinи Ximax соответственно среднемировые максимальные и минимальные границы измерения i-го показателя;

Xiзначение i-го показателя для выбранной страны (региона);

i вес i-го показателя.

Составляющие ИРЧП, их максимальные и минимальные значения, а так-

же весовые коэффициенты представлены в таблице 1:

Таблица 1 Структура индекса развития
человеческого потенциала


Составляющие индекса

Показатель

Максимальное значение (Ximax)

Минимальное значение (Ximin)

Вес

( i)


Долголетие

Ожидаемая продолжи- тельность жизни при

рождении (лет)


85


25


1/3


Уровень обра- зования

Уровень грамотности взрослого населения (%)

100

0

2/9

Совокупный валовой ко- эффициент поступивших в учебные заведения (%)


100


0


1/9

Уровень жизни

ВВП на душу населения (ППС в долл. США)

40 000

100

1/3


Наибольшее (наименьшее) значение переменных приравнивается к 1 0), каждый регион получает определенное значение на этой шкале.

При ИРЧП = 0,8 и выше регион относится к высокоразвитому; при 0,5 < ИРЧП < 0,799 – к среднеразвитому; при ИРЧП< 0,5 – к менее разви- тому.

Методика оценки индекса качества жизни населения, разработанная со- трудниками географического факультета МГУ по заказу Министерства эконо- мического развития и торговли Российской Федерации [27].

Индекс предназначен для интегральной оценки приоритетных компонен- тов качества жизни в субъектах Российской Федерации и мониторинга соци- ального развития регионов.

Приоритеты в оценках качества жизни выбирались с учетом наиболее острых проблем переходного периода. Если в советское время различия в большей мере определялись условиями жизни (доступностью и обеспеченно-