Файл: Конкурсная работа разработка нового метода борьбы с обледенением вдольтрассовых вл.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • отработка режимов получения текстурированных супергидрофобных покрытий с использованием электрохимических методов,

  • анализ устойчивости супергидрофобных свойств при длительном контакте покрытия с водной средой,

  • механическая стойкость покрытий, контактирующих с жидкой средой при циклической заморозке/разморозке,

  • анализ противообледенительных свойств покрытия в условиях низких температур, высокой влажности и скорости ветра.



Рисунок4 - Испытания супергидрофобных покрытий в потоке водного аэрозоля при температуре -5 °С и скорости ветра 10 м/с

Проведенные исследования показали, что разработанное супергидрофобноенанотекстурированное покрытие на основе нановолокон оксида алюминия выдерживает до 100 циклов заморозки/разморозки без существенной деградации текстуры и супергидрофобного состояния. Испытания супергидрофобных покрытий в потоке водного аэрозоля проводились при температуре -5 °С и скорости ветра 10 м/с и представлены на рисунке 5. Спустя минуту на алюминиевом образце без покрытия уже появляется слой льда, а на алюминиевом образце с супергидрофобным покрытием нет. Полученный результат позволяет говорить о новом физикохимическом подходе в борьбе с обледенением проводов ЛЭП, эффективность которого существенно превышает возможности традиционных методов. Однако, срок действия таких «незамерзающих жидкостей» недолог, а регулярно наносить их на сотни, а то и тысячи километров проводов нереально.[2]

1.4 Электротермические способы


Электротермические способы удаления льда заключаются в нагреве проводов электрическим током, обеспечивающим предотвращение образования льда – профилактический подогрев или его плавку. Профилактический подогрев проводов заключается в искусственном повышении тока сети ЛЭП до такой величины, при которой провода нагреваются до температуры выше 0°С. При такой температуре гололед на проводах не откладывается. Профилактический подогрев необходимо начинать до образования гололеда на проводах при климатических условиях, когда его образование становится возможным. При профилактическом подогреве следует, как правило, применять такие схемы питания, которые не требуют отключения потребителей. Плавка гололеда на проводах осуществляется при уже образовавшемся гололеде путем искусственного повышения тока сети ЛЭП до такой величины, при которой выделяемой в проводах теплоты достаточно для расплавления гололеда с нормативной толщиной стенки при нормативных значениях температуры окружающей среды и скорости ветра. Ледяную
корку на высоковольтных линиях ликвидируют, нагревая провода постоянным или переменным током частотой 50 Гц до температуры 100-130°С. Сделать это проще всего, замкнув накоротко два провода (при этом от сети приходится отключать всех потребителей). Отечественной промышленностью для целей плавки гололеда выпускаются как нерегулируемые выпрямительные блоки, так регулируемые. Недостаток электротермического способа: энергозатратен, на плавление льда на проводах тратится много времени (может достигать полутора часов), и энергии сети (ток плавки льда в 1,5 раз больше максимально допустимого для линии электропередачи).

2. Районирование территории Красноярского края по толщине стенки гололеда


При расчете воздушных линий электропередачи и их элементов необходимо учитывать климатические параметры, в том числе толщину стенки гололеда. Определение расчетных климатических условий по гололеду производится на основе карт климатического районирования территории Российской Федерации, при необходимости параметры должны уточняться по региональным картам.



Рисунок 5 – Карта районирования территории Красноярского края по толщине стенки гололеда

При уточнении карты гололедного районирования Красноярского края в 2006 г. за базу принималась региональная карта по гололеду, выполненная в 1989 г. Уральским управлением гидрометеослужбы по научной методике ВНИИЭ с повторяемостью 1 раз в 25 лет по данным гидрометеостанций (ГМС).

Климатические нагрузки определяются по данным наблюдений гидрометеостанций с учетом влияния рельефа и орографии местности, микроклиматических особенностей и опыта эксплуатации ВЛ. Региональная карта края по гололеду, уточненная по данным эксплуатации ВЛ, как регламентировано ПУЭ и методикой ВНИИЭ, соответствует общей карте гололедного районирования РФ, приведенной в ПУЭ-7. По мере накопления опыта эксплуатации ВЛ должно периодически производиться уточнение гололедного районирования тех или иных зон территории путем обработки данных эксплуатации ВЛ и репрезентативных ГМС по приведенным научным методикам.

2.1 Методы мониторинга гололеда на проводах ВЛ


Надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей возможно лишь при внедрении эффективных мероприятий по мониторингу ВЛ электропередачи в ОЗП для предотвращения гололедных аварий.



Мониторинг гололедообразования бригадой электромонтеров непосредственно на участках ВЛ имеет следующие недостатки:

• отсутствие оперативного мониторинга гололедно-ветровой ситуации на линии;

• сложность достоверной и точной оценки параметров ГИО, по причине глазомерного определения;

• невозможность реализации при наличии плохой видимости;

• в осенне-зимний период зачастую отсутствует возможность доступа ко всей трассе ВЛ по причине короткого светового дня и бездорожья;

• отсутствие возможности прогноза начала плавки, а, следовательно, и времени организационных мероприятий на отключение линии;

• значительные операционные расходы электросетевого предприятия.

Рассмотрим вопрос стоимости одних суток мониторинга бригадой электромонтеров. Результаты расчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Финансовые затраты при наблюдении за гололедообразованием на одном участке ВЛ бригадой электромонтеров за сутки



Наименование работ

Ед.

изм.

Кол-во

Трудо-

затраты, ч/ч

Стоимость, руб.

Ед.

Всего

  1. Трудозатраты

1

Мастер




1

24

134

3216

2

Э/монтер 5 разряда




1

24

116

2784

3

Э/монтер 4 разряда




2

24

104

4992

4

Э/монтер 3 разряда




2

24

92

4416

Итого по первому разделу

96




15408

  1. Транспорт

1

Урал 4320 (вахта)

маш·час

24




446

10704

2

Снегоход «Буран»

маш·час

24




189

4536

Итого по второму разделу







15240

ИТОГО

30648



Из приведенных расчетов следует, что в период интенсивного гололедообразования расходы электросетевых предприятий достигают сотен тысяч рублей, при этом эксплуатационный персонал по обслуживанию высоковольтных линий со специализированной техникой полностью отвлечен от плановых работ. Это не позволяет оперативно реагировать на другие нештатные ситуации. Решением данной проблемы стало внедрение систем дистанционного автоматизированного мониторинга воздушных линий (СТГН, АИСКГН и т.п.).

На сегодняшний день широко распространены системы мониторинга гололеда с применением тензометрических весовых датчиков. В таблице 2 представлены сравнительные характеристики существующих дистанционных систем мониторинга, активно внедряемых в электросетевых компаниях России: автоматизированной информационной системы контроля гололедной нагрузки (АИСКГН) ООО «СпецКБП и СА», г. Невинномысск, системы телеметрии гололедно-ветровых нагрузок (СТГН) ООО «НТЦ Инструмент-микро», г. Энгельс.

Таблица 2 – Сравнительные характеристики основных систем мониторинга




СпецКБП и СА

НТЦ Инструмент-микро

Функциональные характеристики

Механическая нагрузка на проводах всех фаз и ГЗТ

+

+

Скорость и направление ветра

+

+

Температура воздуха

+

+

Специализированное программное обеспечение

+

+

Необходимость установки дополнительного сервера

+

Не требуется

Необходимость установки дополнительного рабочего места

+

+

Формирование

информационных и аварийных

сигналов

+

+

Хранение информации

+

+

Финансовые затраты, тыс. руб.

Монтажные и пусконаладочные работы

58

50

Транспортные расходы

5,9

5

Командировочные расходы

26

25

Стоимость одного комплекта

900

650

ИТОГО

989,9

730



Недостатком описанных выше систем является:

1. Учитывая, что посты устанавливаются точечно в наиболее подверженных ГИО пролетах для обеспечения достаточного уровня наблюдаемости линии необходимо установить около пяти постов на 100 км линии;

2. Отображение и обработка полученной телеметрической информации осуществляется с применением специализированного программного обеспечения (ПО), требующего организацию еще одного рабочего места. Алгоритм передачи информации представлен на рисунке 6.

3. Значительная стоимость.



Рисунок 6 – Структурная схема передачи информации АИСКГН

3. Разработка нового метода борьба с обледенением вдольтрассовых ВЛ

3.1 Сборный кольцевой магнитострикционный преобразователь на основе постоянных магнитов


Устройство (рисунок 8) содержит упруго связанный с проводом ударный элемент, представляющий собой надетую на провод прямоугольную рамку, две противоположные стороны которой выполнены в виде пластинчатых постоянных магнитов, намагниченных аксиально и обращенных друг к другу разноименными полюсами и свободно охватывающих провод с возможностью относительных смещений. Две другие стороны прямоугольной рамки выполнены в виде соединяющих магниты пластин из неферромагнитного материала, в частности – дюралюминия, и прикреплены к магнитам с помощью винтов, ввернутых в заармированные в магниты резьбовые втулки. При этом каждая из пластин с обращенной к магнитам стороны в своей центральной части снабжена выступающим цилиндрическим бойком и свободно надетой на него втулкой из упругого эластичного материала, введенной в контакт своим наружным торцом с поверхностью провода.

Работа данного устройства осуществляется следующим образом. Постоянные магниты вплотную прижаты к проводу, и в рабочем зазоре между полюсами, равном диаметру провода, создается постоянное магнитное поле. При протекании по проводу переменного тока возникает знакопеременная электромагнитная сила взаимодействия провода и магнитного поля постоянных магнитов, вызывающая смещения ударного элемента относительно провода, то есть происходят колебания ударного элемента относительно провода. Ударный элемент автоматически и непрерывно работает в вибрационном режиме