Файл: Сборник тестовых заданий для студентов специальностей Лечебное дело, Педиатрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 380
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Н.В. Антипов, Д.В. Сироид, Р.А. Жиляев
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ
ЖИВОТА И КОНЕЧНОСТЕЙ сборник тестовых заданий
для студентов специальностей «Лечебное дело»,
«Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело»
Донецк
2020
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО»
Антипов Н.В.
Сироид Д.В. Жиляев Р.А.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ
ЖИВОТА И КОНЕЧНОСТЕЙ сборник тестовых заданий
для студентов специальностей «Лечебное дело»,
«Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело»
Рекомендовано Ученым советом ГОО ВПО
ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО
(протокол №___ от __________)
Донецк
2020
УДК 611.95+611.97/.98:617.55+617.57/.58(082)
ББК 54.574.65+54.578я73
А72
Антипов Н.В., Сироид Д.В., Жиляев Р.А.
Рецензенты:
-
Хацко В. В., д.мед.н., профессор кафедры хирургии им. К. Т. Овнатаняна ГОО ВПО ДОННМУ ИМ.М.ГОРЬКОГО. -
Бутева Л. В., к.мед.н., методист УМО, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения, экономики здравоохранения и истории медицины ГОО ВПО ДОННМУ ИМ.М.ГОРЬКОГО.
Рекомендовано Ученым советом ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКО-
ГО (протокол №___ от __________)
А72 Антипов Н. В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота и конечностей: сборник тестовых заданий [для студентов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело»] / Н. В. Антипов, Д. В. Сироид, Р. А. Жиляев. - Донецк, 2020. – 541 с.
Сборник тестовых заданий составлен в соответствии с учебной программой (Модуль 2) для студентов 3-его курса специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело», занимающихся на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии по кредитно-модульной системе обучения. Все задания состоят из условия (описания ситуации), вопроса и пяти вариантов ответа. Правильный ответ – только один. Эталоны ответов представлены в конце сборника. Решение тестовых заданий будет способствовать формированию клинического мышления врача.
УДК 611.95+611.97/.98:617.55+617.57/.58(082)
ББК 54.574.65+54.578я73
© Антипов Н. В., Сироид Д. В.,
Жиляев Р. А., 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение……………………………………………………………………… 4
-
Топографическая анатомия и оперативная хирургия переднебоковой
стенки живота………….…………...………………………………………... 6
-
Хирургическое лечение грыж переднебоковой стенки живота......……. 33 -
Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной об-
ласти, забрюшинного пространства………………………………………... 62
-
Топографическая анатомия брюшной полости…………...………...…... 116 -
Принципы абдоминальной хирургии. Кишечные швы, анастомозы….. 149 -
Операции на желудке……...……...………………………………………. 178 -
Операции на органах брюшной полости......…………………………….. 204 -
Топографическая анатомия и оперативная хирургия полости малого
таза………………….…………………………..……………………………. 235
-
Топографическая анатомия и оперативная хирургия ягодичной обла-
сти и промежности…….……………………..……………………………... 272
-
Топографическая анатомия и оперативная хирургия бедра……..…… 296 -
Топографическая анатомия и оперативная хирургия колена и голени. 333 -
Топографическая анатомия и оперативная хирургия голеностопного
сустава и стопы………………………………………………………………. 368
-
Топографическая анатомия и оперативная хирургия надплечья и
плеча…………………………………………………………………………. 392
-
Топографическая анатомия и оперативная хирургия локтя и пред-
плечья………….……………..………………………………………………. 432
-
Топографическая анатомия и оперативная хирургия кисти...…..……. 464 -
Ампутации, экзартикуляции, операции на суставах. Шов сосуда, не-
рва и сухожилия. Топографическая анатомия и оперативная хирургия
позвоночника………………………………………………………………… 489
Заключение…………………………………………………………………... 530
Эталоны ответов……..………………………………………………………. 531
ВВЕДЕНИЕ
«Топографическая анатомия и оперативная хирургия» – это двуединая дисциплина, основоположником которой является выдающийся хирург, ученый, педагог и организатор здравоохранения Николай Иванович Пирогов (годы жизни: 1810-1881 гг.). Именно благодаря его фундаментальным трудам были введены в обиход термины: «хирургическая анатомия» (1837 г.), «прикладная анатомия» (1843-1845 гг.) и «топографическая анатомия» (1852-1859 гг.). На основании богатого клинического опыта и блестящего знания анатомии Н. И. Пирогов пришел к мысли о необходимости создания дисциплины, которая была бы анатомическим фундаментом в подготовке врачей.
Топографическая анатомия изучает особенности послойного строения тканей, расположения органов, сосудов, нервов и других образований в областях и полостях тела, а также связи между областями и полостями. Таким образом, топографическая анатомия отличается от нормальной анатомии тем, что изучает строение человеческого тела не по органам и системам, а по областям и полостям, то есть дает о нем более целостное представление. Изучение топографической анатомии области предполагает умение определять ее границы и внешние ориентиры, интерпретировать особенности послойного строения, расположения, кровоснабжения, иннервации, венозного и лимфатического оттока, а также определять возможные пути распространения патологических процессов. Уметь проводить границы между областями необходимо для правильного описания данных объективного обследования пациента. Умение пользоваться внешними ориентирами необходимо врачам не только для проведения границ областей, но и для выполнения различных манипуляций. Знание особенностей послойного строения и расположения различных образований помогает при постановке диагноза и позволяет дать топографо-анатомическое обоснование выполнению операций и манипуляций. Вариантами описания расположения органов, сосудов, нервов и других образований являются: синтопия (расположение по отношению к другим органам и образованиям), скелетотопия (расположение по отношению к костной основе) и голотопия (расположение по отношению к поверхности человеческого тела
, то есть проекция на кожу). Изучение связей между областями и полостями позволяет предвидеть возможные пути распространения патологических процессов, что имеет исключительное значение в прогнозировании и предотвращении различных осложнений. Полость отличается от области тем, что имеет стенки. Под топографической анатомией полости подразумевается топографическая анатомия ее стенок и содержимого. Стенками полости могут являться области тела, а содержимое представлено органами, сосудами, нервами и другими образованиями, в том числе - соединительнотканными. Топографическая анатомия сосудисто-нервных образований предполагает знание глубины их залегания, синтопии, скелетотопии и голотопии. Знание голотопии сосудисто-нервных образований имеет особое значение, так как позволяет определять пульс и временно останавливать кровотечение, выполнять проводниковую анестезию. Топографическая анатомия органа предполагает интерпретацию особенностей его строения, кровоснабжения, иннервации, венозного и лимфатического оттока, синтопии, скелетотопии и голотопии, связей с другими анатомическими образованиями. Понятно, что знания эти имеют исключительное значение при выполнении оперативных вмешательств. Однако, эти знания и умения не менее важны и для врачей терапевтического профиля, так как позволяют поставить диагноз, предвидеть возможные осложнения и избежать ошибок при выполнении различных манипуляций. В настоящее время под оперативной хирургией понимают науку, которая разрабатывает, изучает и обучает технике выполнения операций и врачебных манипуляций, а также правилам использования хирургической терминологии. Все врачи должны уметь осуществлять первичную хирургическую обработку раны. Поэтому не только хирурги, но и врачи других специальностей должны уметь пользоваться хирургическими инструментами, вязать узлы, накладывать и снимать швы. Знание хирургической терминологии необходимо для полноценного общения между врачами, чтения медицинской литературы и правильной трактовки сведений о пациенте. Топографо-анатомическое обоснование оперативных вмешательств и врачебных манипуляций позволяет избежать ошибок и осложнений при их выполнении.
Исходные знания и умения для изучения «Топографической анатомии и оперативной хирургии» формируются при изучении «Анатомии человека» и «Латинского языка». В свою очередь, «Топографическая анатомия и оперативная хирургия»
является фундаментальной дисциплиной, необходимой для дальнейшего обучения на кафедрах не только хирургического, но и терапевтического профиля.
Процесс перехода к кредитно-модульной системе обучения потребовал от сотрудников кафедры проведения объемной методической работы по созданию базы тестовых заданий, используемых для оценивания студентов.
В настоящем сборнике представлены тестовые задания, которые можно использовать для оценивания теоретической подготовки студентов 3-его курса специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело» по «Топографической анатомии и оперативной хирургии» (Модуль 2). Настоящее издание призвано способствовать более эффективной подготовке студентов к практическому занятию.
Общая цель: уметь интерпретировать особенности топографической анатомии живота и конечностей для обоснования врачебных умений и оперативных вмешательств, выполняемых в этих частях тела.
1. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ