Файл: Контрольная работа по дисциплине Управление операциями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

Академия права и управления

(Академия ФСИН России)

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление операциями»

на тему: Особенности управления операциями в сфере услуг


Выполнил:

слушатель 4 курса,

_____________ учебной группы

______________________________
Проверил:

_________________________
_________________________
Дата защиты:______________

Оценка:___________________


Г. ____________ 20____
Оглавление


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 1

Введение 3

1.Взаимосвязь стратегических, тактических и оперативных решений при реализации операционной функции 5

2.Единицы измерения производственной мощности, показатели эффективности ее использования 8

3. Особенности проектирования процессов оказания услуг 12

Заключение 16

Список литературы 17


Введение


Услуга представляет собой особый род деятельности. В различных определениях этого понятия подчеркивается одна общая черта: цель услуги — оказание помощи в удовлетворении потребности клиента. Американская маркетинговая ассоциация в своем определении услуги подчеркивает ее отличие от товара: «Услуга — это деятельность, выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продажей товаров». Таким образом, услуга — это деятельность, процесс, а не продукт, который может являться результатом оказания услуги. Услуга в большей или меньшей степени требует участия клиента, так как направлена не только на производство продукта, но и на удовлетворение потребности клиента. Участие покупателя в процессе оказания услуги может быть очным или заочным (по телефону, по переписке и пр.). Длительное время операционный менеджмент концентрировал свое внимание в области промышленного производства. До 1970-х гг. конкурентные преимущества организаций сосредоточивались на процессах, связанных с изготовлением продукции.

В тех отраслях, где конкуренция по цене, качеству и надежности стала уже невозможной, сервис стал обращать на себя все большее внимание. Постепенное смещение внимания стратегически выгодных позиций компаний в сферу услуг обратило внимание на то, что в этой отрасли, как и в промышленном производстве, применимы теоретические выводы и практические навыки управления производством. Это со временем привело к трансформации производственного менеджмента (своим названием подчеркивающего непосредственную связь с производством) в менеджмент операционный, в котором не делается различия между отраслями, в которых проводится проектирование и исполнение операций. Важным выводом при этом стало то, что функции организаций не могут быть отнесены исключительно к сфере производства или к сфере услуг. В деятельности любого характера можно выделить процессы, для которых типичны черты производства или услуги. В связи с этим необходимо остановиться на характеристике свойств, общих для услуг и производства, а также на описании особенностей услуг по сравнению с производством.


Мнение о том, что услуги и производство не имеют ничего общего, оспаривалось еще в 1941 г.: «Основное значение... имеют оказываемые товарами услуги, а не товары сами по себе. Товары требуются потому, что они могут выполнять услуги — желаемые в данный момент времени действия». Любая деятельность производит реальный продукт, который предназначен для удовлетворения нужд определенного потребителя. Этим процессы предоставления услуг и производства изделия сходны. Для возможности обсуждения результатов производства и оказания услуги будем использовать понятие «товар», понимая под этим все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Таким образом, термин «товар» может быть отнесен к любому из результатов процесса (сырью, материалам, незавершенному производству, готовой продукции, товару в сети обращения или продукту, сопутствующему услуге). Любой бизнес-процесс (производства или услуги) можно описать традиционной схемой. Если на входе присутствует материальный, информационный или финансовый ресурс, на выходе бизнес-процесса будет иметься некоторый результат в виде товара в материальной или нематериальной форме.

Цель работы – рассмотреть особенности управления операциями в сфере услуг.


1.Взаимосвязь стратегических, тактических и оперативных решений при реализации операционной функции


В последние годы в промышленности наблюдается новая тенденция, суть которой заключается в том, что любая производственная компания является также сервисным предприятием, причем это относится в равной степени как к гигантам самолетостроения, так и к изготовителям гамбургеров. Следует признать, что производственные операции, как и любой другой элемент организации, также имеют отношение к сервису, даже если потребителем услуг является только какое-либо внутреннее подразделение компании. В производственной сфере такие услуги можно разделить на две группы ‑ основные и услуги, добавляющие стоимость. Услуги, добавляющие стоимость, предоставляются внутренним и внешним клиентам фабрики или завода1.

Основными (базовыми) услугами (Core Services), которые потребители получают вместе с продукцией, выступают соблюдение правил технологии, учет конкретных требований потребителей, своевременная доставка и конкурентоспособная цена. Таким образом, типичную основу классической задачи любой операционной функции можно определить следующими четырьмя критериями: 

качество, гибкость, скооость и иена (или себестоимость про дукции). Различные способы достижения этих целей подробно описаны в этой книге, в главе 2 "Операционная стратегия и конкурентоспособность".

Услугами, добавляющими стоимость (Value-Added Services), называют услуги, которые просто облегчают жизнь внешнего потребителя либо, если говорить о внутренних потребителях, помогают им более качественно и быстро выполнять их конкретные профессиональные функции. Такие услуги потребитель согласен оплачивать и они включаются в цену. Услуги этого типа можно разделить на четыре большие категории: информационная поддержка, устранение проблем, поддержка при продаже и оперативное техническое обслуживание.

Информационная поддержка обеспечивает предоставление исчерпывающих сведений относительно технических характеристик продукции, параметров ее обработки и себестоимости как внутренним группам (например, занимающимся научно-техническими и конструкторскими разработками), так и внешним потребителям, которые могут использовать эти данные для совершенствования своих операций или своей продукции. Так, например, отдел контроля качества Fort Collins компании Hewlett-Packard снабжает специалистов отделов технического обслуживания и торговый персонал справочными буклетами с техническими данными и видеозаписями, содержащими документацию о результатах тестирования продукции и ее эксплуатационные и качественные характеристики (http: //www.hp.com).

Устранение проблем ‑ это способность компании помочь группам внешних и внутренних потребителей в решении возможных проблем, особенно тех, которые связаны с качеством выпускаемой ею продукции. Так, например, Raritan Corporation ‑ изготовитель металлических штанг, посылает к заказчику вместе с торговым представителем своих специалистов, которые помогают установить причину возможных неполадок. Вернувшись на завод, они принимают участие в устранении проблем.

Поддержка при продаже способствует повышению эффективности маркетинговых мероприятий компании и увеличению объемов продаж, например, наглядно демонстрируя технологии, оборудование или производственные системы, которые она стремится продать. В связи с этим достаточно упомянуть о фирме Digital Equipment Corporation, которая торгует обеспечением интегрированных производственных систем, демонстрируя его в специальных заводских залах. Иногда увеличение объемов сбыта стимулируется демонстрацией заводом или фабрикой высочайшего профессионализма ее персонала. Так, например, чтобы показать,
насколько качественна ее продукция, компания Sara Lee допускает в свои кондитерские цеха посетителей, которые воочию убеждаются в том, как профессионально и тщательно работают ее сотрудники2.

Оперативное техническое обслуживание ‑ это способность компании быстро заменять неисправные комплектующие (например, фирма Caterpillar обещает в течение 48 часов доставить запасные части для ремонта своей техники в любую точку мира) или восполнять запасы настолько оперативно, чтобы полностью исключить у заказчика возможность простоя или отсутствия запасов (так, например, розничная сеть The Limited соединена с крупными супермаркетами Гонконга через сложнейшую компьютерную систему, которая дает сигнал фабрикам приступать к производству быстро распродающихся товаров сразу, как только заканчивается сбор информации об объемах продаж за прошлую неделю).

Предоставляемые внешним потребителям услуги, добавляющие стоимость, дают компании два основных преимущества. Во-первых, они выделяют предприятие в конкурентной борьбе, так как в большинстве случаев легче скопировать саму продукцию фирмы, чем воспроизвести сервисную инфраструктуру вспомогательных услуг для ее технического обслуживания. Во-вторых, услуги такого рода создают определенную позитивную взаимосвязь компании с клиентами.

2.Единицы измерения производственной мощности, показатели эффективности ее использования


Количество и мощность материально-технических объектов обычно определяются факторами эффективности и маркетинга. Крупные централизованные организации создаются в случаях большой капиталоемкости перерабатывающей подсистемы. В качестве примера можно назвать электростанции. Крупные организации предпочтительны и в тех случаях, когда требуется организованно собрать в одно место много людей или различных изделий. Примерами служат автосборочные заводы, аэропорты.

Мелкие организации предпочтительны, когда клиенты рассредоточены и требуется обеспечить для них удобный доступ к организации. Примерами могут служит магазины товаров повседневного спроса, парикмахерские.

В некоторых операционных системах принят комбинированный подход, где используются и крупные, и мелкие организации. Примерами могут служить фабрики химической чистки и лаборатории по обработке фотоматериалов с их приемными пунктами.

Размещение мощностей зависит от ряда факторов. При этом обычно выделяют два уровня решений о месте расположения производства: макроуровень -- решение о континенте, стране, провинции и городе; микроуровень -- выбор конкретной площадки или здания для производства.


Основные факторы макроуровня следующие: 1) демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие основных рынков сбыта продуктов; 2) источники и транспортные расходы по доставке сырья и материалов; 3) количество и качество трудовых ресурсов; 4) наличие достаточного количества энергии и воды; 5) политическая стабильность; 6) налоговая политика и поощрение экономического развития; 7) вопросы защиты окружающей среды; 8) стоимость земельного участка и строительства;^) условия проживания -- климат, системы образования, здравоохранения, культура, отдых, преступность.

К важнейшим факторам микроуровня относятся: 1) ограничительные нормы на развитие промышленности, совместимость с соседствующими объектами; 2) размер, конфигурация и другие технические аспекты площадки; 3) наличие предпочтительных видов транспорта; 4) объем транспортных перевозок у клиентов, подъезды; 5) наличие и стоимость энергоснабжения и других услуг, в том числе пожарной охраны и удаления отходов; 6) внешний вид площадки, который может соответствовать или не соответствовать характеру предприятия; 7) близость к жилым массивам и другим объектам, необходимым для служащих; 8) месторасположение конкурентов, особенно предприятий розничной торговли или пунктов по предоставлению услуг.

Для многих организаций при решении вопроса о месте расположения доминирующим оказывается какой-нибудь один фактор. Например, заводы для производства алюминиевых банок для напитков обычно располагаются рядом с производством самих напитков в силу высоких затрат на перевозку пустых банок.

Проектирование производств включает определение конфигурации -- размеров и форм строений и расположения производственных ресурсов внутри его.

Планировка производства -- это схема размещения элементов производственной системы. Известны следующие основные типы схем: пооперационная функциональная схема, линейная или поточная схема планировки и фиксированная позиционная планировка.

Пооперационная функциональная планировка характеризуется группировкой производственных ресурсов по характеру выполняемой работы -- по технологической специализации. Например, в механическом цехе все сверлильные станки группируют на одном участке, все шлифовальные -- на другом и т.д. Такая планировка используется при мелкосерийном производстве, когда отдельные изделия или клиенты переходят с одного участка на другой, в зависимости от конкретных требований.