Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология Группа 19073 Обучающийся Инякин. С. В. (подпись) Фамилия И. О.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бугульминский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Контрольная работа
по дисциплине Социология
Группа 19073
Обучающийся ____________ Инякин.С.В.
(подпись) Фамилия И.О.
Преподаватель ___________ Недобежкин С.В.
(подпись) Фамилия И.О.
Оценка _________________________ Дата ___________________
Регистрационный № _____________ дата регистрации_____________________
Адрес электронной почты студента ____________________________________
Бугульма – 2020
Оглавление
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1
«Казанский национальный исследовательский технологический университет» 1
Контрольная работа 1
по дисциплине Социология 1
Введение 3
3
2.Основные концепции позитивистской социологии Конта 7
3. Социальная статика и динамика в трудах О.Конта 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу. Иными словами, социология возникала в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.
Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.
Целью данной работы является анализ социологического проекта Огюста Конта.
В соответствии с названной целью были определены следующие задачи:
- изучить социологический проект О.Конта,
- раскрыть основные концепции позитивистской социологии Конта,
- рассмотреть социальную статику и динамику в трудах О.Конта.
Актуальность данного исследования заключается в том, что любое направление социологии имеет право на существование. При этом оно может трансформироваться во времени, приобретая черты, свойственные современности. То же самое происходит и с позитивизмом. В настоящее время такие каноны позитивизма, как вера в силу прогресса, остаются актуальными.
Структуру работы составляют введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. Социологический проект О. Конта
Огюст Конт, давший название науке социологии, в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новая наука называется «социология». Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. В этом отношении он был близок к взглядам можно просветителей. перед
Конт определил во всеобщей методов классификации стадий наук общества поставил мнению социологию физики на самую богов вершину - выше религии математики, научить физики физики и биологии, стадий а преобразующую можно роль развития социологии которые в обществе (она суждений должна важнейшие произвести общество революцию закон в умах определил людей) считал перед столь является же важной, стадию как индивидом и роль общество религии. Социология считал призвана суждений открывать частей универсальные поставил законы законы развития учение и функционирования стадию общества, факты неотделимые общества от законов семья природы. Свои упадку открытия нуждается она факты совершает название при революция помощи поставил четырех политеизм методов: общества наблюдения, природные эксперимента, законов сравнения совсем и исторического последнюю метода. Причем жизнь применяться упадку они индивидом должны такова объективно индивид и независимо физики от оценочных делил суждений развития исследователя. Такой считал подход должна с тех нуждается пор научить называют переворот позитивизмом
1.
Конт динамики преклонялся стадию не только семья перед факты социологией, стадий но и перед частей человеческим развития обществом, жизни которое является она открытые призвана учение описывать. Для революция него общество отдельный упадку индивид - почти жизнь ничто. Общество жизнь состоит которые не из отдельных мнению индивидов, отношении а из социальных определил систем. Под перед ним развития подразумевалось эпоха все богов человечество индивидов или является какая-то общество его законов часть, индивидом связанная должна консенсусом (всеобщим частей согласием). Посредствующим относятся звеном революция между создать индивидом поставил и обществом учение выступает научить семья научить и семейная науку связь природные совсем жизни иной факты природы, изменения нежели стадию социальная. Учение навсегда Конта надеждой состояло методов из двух призвана частей - социальной которые статики, навсегда описывающей законы законов существования, совершает и социальной развития динамики, считал описывающей семья законы мнению и этапы определил изменения революция общества.
Конт семья сформулировал индивидом основной является закон совершает общественного называют прогресса, жизни или динамики закон частей трех название стадий, факты по которому изменения стадии общества развития учение общества важнейшие соответствуют нуждается стадиям индивидов развития идеалами человеческого индивид ума.
Первую вопрос теологическую, общество или старых фиктивную, индивид стадию, важнейшие охватывающую идеалами древность методов и раннее частей средневековье (до 1300 г.), навсегда Конт должна делил причем на три учение периода: изменения фетишизм, законы политеизм стадий и монотеизм. При называют фетишизме стадию люди закон приписывали стадий жизнь частей окружающим изменения предметам политеизм и видели общество в них перед богов. При надеждой политеизме (Древняя причем Греция нуждается и Рим) обожествлялись революция природные призвана явления. Эпоха семья монотеизма - эпоха согласием христианства.
Метафизическую правильно стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт физики рассматривал создать как последнюю переходную, нуждается для идеалами которой создать характерно жизнь разрушение науку старых факты верований - фундамента нуждается общественного навсегда порядка. Важнейшие методов события отношении этой часть эпохи - Реформация, перед Французская законы революция. Им совсем сопутствовало общества распространение является критической поставил философии, такова приведшей часть к упадку нуждается авторитетов. Общество, суждений погруженное относятся в анархию, называют нуждается перед в новой общество идеологии, отношении выполняющей учение интегрирующую общества роль. Такова, индивид по Конту, эпоха философия научить позитивизма.
Свидетельством законов вступления согласием в последнюю, общество позитивную революция эру причем являются частей распространение переворот наук, семья рост динамики их общественного старых значения, эпоха развитие эпоха промышленности, отношении гармоничное динамики развитие которые всех совсем элементов считал социальной должна жизни.
Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.
2.Основные концепции позитивистской социологии Конта
Конт считал, что посредством науки может познать любой скрытый закон, управляющий любым обществом. Такой подход он называл сначала социальной физикой, а позже дал название – социология, то есть наука об обществе. Конт стремился к выработке рационального подхода к изучению общества, основой которого были бы наблюдение и эксперимент. По Конту такой подход, часто называемый позитивистским, должен обеспечить практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.
Конт негативно относился к любым проявлениям отрицательного, разрушительного, критического. Он противопоставлял духу отрицания, который принесла Революция, созидательность, дух позитивизма. Категория позитивного стала наиболее общей и главной в его взглядах, в связи с чем, позитивизм и другие слова, производные от «позитив» превратились в основные термины, обозначающие учение Конта. Конт указал пять значений термина «позитивизм»:
реальное, противопоставляемое химеричскому;
полезное, противопоставляемое негодному;
достоверное, противопоставляемое сомнительному;
точное, противопоставляемое смутному;
организующее, противопоставляемое разрушительному1.
К этим категориям Конт добавил несколько черт позитивного мышления, как тенденции везде и во всем заменять абсолютное на относительное, его непосредственно социальный характер, а также тесную связь со всеобщим здравым смыслом.
В системе взглядов Конта место позитивного мышления может быть понято только в тесной связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он называл главным своим открытий.
В соответствии с этим, индивидуальный человек, человечество и общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходят обозначенные три ступени:
На теологической стадии, называемой также фиктивной, человеческий разум стремится найти начальные или конечные причины всех явлений, стремится постичь абсолютное знание. В свою очередь, теологическое мышление проходит свои три стадии развития: фетишизм, политеизм и монотеизм. Данная стадия была необходима в свое время, так как она обеспечила предварительное становление социальности людей и рост умственных сил. Но стремление теологии проникнуть в предначертания Провидения – безрассудство, схожее с предположением, касающемся того, что низшие животные обладают способностью предвидеть желания человека или иных высших животных.
Метафизическая, или абстрактная стадия человеческого мышления характеризует попытки объяснения внутренней природы явлений, их начала и предназначения, главного способа их образования. Но, в отличие от теологии, метафизика стремится объяснить явление не через сверхъестественные факторы, а через сущности, то есть абстракции. На данной стадии очень велика спекулятивная, умозрительная часть, в связи с упорным стремлением аргументировать, а не наблюдать. Метафизический тип мышления составляет, как и теологический тип, неизбежную стадию, являясь по природе своей критическим, разрушительным. Его черты в существенной степени сохранились и в современном мире.
Позитивистская, или реальная, или научная стадия, в качестве основного своего признака содержит то, что в ней работает закон постоянного подчинения воображаемого наблюдаемому. На данной стадии ум отказывается воспринимать недоступное определение конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простейшему исследования законов, то есть, исследуются постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми явлениями.
Иногда Конт высказывал идеи, не только противоречащие изучению конечных причин, но и исследованию любой причинности, утверждая, что науке необходимо заменить вопрос «почему» на вопрос «как». Однако сам он, в своих сочинениях часто высказывался о возможных причинах того или иного явления.
Позитивное мышление, которое характеризуется всеми названными выше признаками, далеко от эмпиризма и мистицизма. В соответствии с законом трех стадий, все науки и любое общество неизбежно завершит свою эволюцию позитивной стадией. Именно третья стадия характеризуется формированием истинной, то есть позитивной наукой, цель которой – познать не факты, которые для науки составляют только необходимый сырой материал, а законы. Существование неизменных естественных законов – обязательное условие существования науки. Познание законов с целью развития рационального предвидения – ее предназначение.