Файл: Правовые, религиозные и моральноэтические проблемы применения смертной казни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Реферат

Дисциплина: Уголовное право

Тема: Правовые, религиозные и морально-этические проблемы применения смертной казни


Выполнила:

студент группы: ЮНКз-1121(2)

Майер А.Е.

Омск 2022

Содержание


Введение 3

Глава 1. Смертная казнь как вид наказания и проблемы её применения 5

1.1 Общая характеристика смертной казни как вида наказания 5

1.2 Правовые и этические проблемы применения смертной казни 6

1.3 Религиозные проблемы применения смертной казни 9

Глава 2. Смертная казнь в уголовном праве современного мира 12

2.1 Общие сведения о смертной казни в современном мире 12

2.2 Смертная казнь в российском уголовном праве 13

2.3 Смертная казнь в зарубежном уголовном праве: Евросоюз, Республика Беларусь, США, КНР 16

Заключение 20

Список использованных источников 22



Введение



Данная работа посвящена исследованиям в области уголовного права, а именно изучению самого сложного, противоречивого и строжайшего вида наказания – смертной казни. Аспектов её закрепления в российском и зарубежном законах, правовые, этические и религиозные проблемы её применения или запрещения. Как и любой другой элемент уголовного закона будь то состав отдельного преступления, криминализация или декриминализация различных правонарушений – любой элемент этой отрасли права имеет самое непосредственное влияние на жизнь каждого человека.

Проблема же применения смертной казни является одной из самых актуальных тем во всём мире в целом. Есть ли место этому наказанию в современном, стремящемся к идеалам гуманизма мире или это уже пережиток варварского прошлого? Имеет ли человек право отнимать у другого человека самое ценное, что только у него есть – его жизнь? Эффективна ли эта строжайшая мера для пресечения дальнейших преступлений или, на самом деле, это приводит лишь к усугублению криминогенной ситуации? Зная несовершенство всех без исключения судебных систем, какова вероятность, что будет казнён невинный человек? Бесспорно, применение смертной казни – одна из главных проблем современного общества.

Я желал бы ответить на все эти вопросы, развернуть большую дискуссию, но, ограниченный объёмом этого задания, я ставлю основную цель моей курсовой работы в следующем: рассмотреть такой вид наказания, как смертная казнь в российских и зарубежных правовых системах, а также изучить религиозные, этические и правовые проблемы её применения.


В данной курсовой работе мною ставятся задачи изучить литературу по теме, как российских, так и зарубежных авторов; изучить источники права Российской Федерации, а также иностранных государств, в частности: Евросоюза, Республики Беларусь, США, КНР; изучить основные понятия и термины по теме; рассмотреть реальные примеры – дела и прецеденты (применительно к англо-саксонской правовой системе), в которых был вынесен приговор смертной казни.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод познания, а также метод научного познания – изучение специальной научной литературы и нормативно-правовых актов.






Глава 1. Смертная казнь как вид наказания и проблемы её применения



1.1 Общая характеристика смертной казни как вида наказания



В российском уголовном праве, и как ранее в дореволюционном и советском, полное и чёткое определение понятия "смертная казнь" отсутствует. Так, в Новом Уголовном Уложении 1903г. приводится перечень видов самой смертной казни, деяния, за которые она наступает, а также основания для освобождения от неё. В Уголовном Кодексе РСФСРС 1926г. понятие "смертная казнь" отсутствует вообще – употребляется лишь понятие "расстрел". В Уголовном Кодексе РСФСР 1960г., а также в Уголовном Кодексе РФ от 1996г. присутствует термин "смертная казнь", однако лишь указывается, что это – "исключительная мера наказания".

Тем не менее, я считаю необходимым привести определение понятия "смертная казнь", т.к. никакое исследование невозможно без чётко выработанного понятийного аппарата.

Смертная казнь – вид наказания, который выражается в лишении человека жизни по приговору суда за тяжелейшие преступления.1

Смертная казнь является одним из самых древних видов наказания. Возникла она как реализация принципа талиона – "зуб за зуб", убийство карается убийством. Также большую роль сыграл принятый во многих обществах принцип кровной мести.2 И хотя при развитии юридического аппарата государств, принцип талиона был практически полностью заменён денежным штрафом и иными наказаниями, смертная казнь сохранилась в большинстве стран.

Отношение же к такому виду наказания со временем менялось – как в плане способа претворения наказания в жизнь – от самых жестоких способов до безболезненной инъекции в настоящее время. Так, в ходу были – колесование, сажание на кол, сожжение, четвертование и др. Сейчас же всё стало гораздо гуманнее – если слово "гуманнее" вообще может быть применено к смертной казни – применяются расстрел, смертельная инъекция, электрический стул, повешение, газовая камера. Хотя, стоит отметить, до сих пор в некоторых странах применяются традиционные виды смертной казни, например, через отсечение головы в странах ближнего востока.


Менялось отношение также со сторон и юридической, и философской, и моральной, и этической, и религиозной мысли. И даже сейчас нет чёткого и однозначного ответа на вопрос – нужна ли смертная казнь? Дать ответ на этот вопрос я вряд ли смогу, да и вряд ли сможет вообще кто-либо. Но я рассмотрю смертную казнь – как вид наказания, который выражается в лишении человека жизни и отношение к нему в современном мире, основываясь на чистых фактах.



1.2 Правовые и этические проблемы применения смертной казни



В современном мире не останавливается дискуссия по поводу необходимости применения или запрещения смертной казни. У обеих точек зрения множество сторонников. Рассмотрим основные проблемы применения данного вида наказания с обеих сторон.

Существует так называемая проблема мягкости пожизненного заключения. Одна из функций высшей меры наказания – предотвращение будущих рецидивов – сдерживающий фактор. Пожизненное заключение же, по мнению сторонников смертной казни, является слишком лёгким наказанием, потому что даже за тяжелейшее из преступлений, преступник, в итоге, остаётся жив. Так, известно дело одного из организаторов терактов 11 сентября 2001г. В Нью-Йорке Закариуса Муссауи, который после вынесения приговора о пожизненном заключении, выкрикнул: "Америка, ты проиграла! Я выиграл!".3 Проведённое исследование в университете Хьюстон, США, даёт данные, что 150 убийств не произошли бы в штате Иллинойс, если бы не принятый мораторий в 2000г. 4

Как мы знаем, смертная казнь вышла из принципа талиона, из принципа кровной мести, и до сих пор люди требуют и будут требовать ещё очень долго "справедливого" возмездия, чего им не позволяет добиться пожизненное заключение. Всё это приводит к тому, что могут происходить случаи самосуда, а это, в свою очередь, несёт большую общественную опасность.

При претворении такой меры наказания, как смертная казнь, невозможен рецидив. Очень часто, осуждённые даже на пожизненные заключения всё предпринимают попытки – в том числе удачные – по совершению преступлений. Примером может послужить самая известная попытка побега из одной из самых известных тюрем в мире – "Битва за Алькатрас".5 Или, в случае условно-досрочного освобождения, дело "светлогородского маньяка" Ивана Панченко, который после освобождения из исправительного учреждения, убил на свободе четырёх девочек.

Не менее важным является и экономический фактор, ведь заключенных необходимо содержать, на что уходит немалая часть денег налогоплательщиков.


Тем не менее, все вышеприведённые проблемы двойственны, они не являются подтверждённым фактом, ответом на математическое уравнение. Именно поэтому они подпадают под категорию "этические", ведь в человеческом обществе ничего не бывает слишком просто.

Прежде всего, это проблема судебной ошибки. Ни одна судебная система не является идеальной, а это значит что жизни может быть лишён невиновный человек. Дело Махмуда Хусейна Матана, родом из Британского Сомали является прекрасным тому доказательством.6 Одновременно это дело может также послужить отличным примером того, что, как говорит Т. Маршал, член верховного суда США: " Реалии смертной казни таковы, что часто не характер преступления, а национальная или социальная принадлежность или политические взгляды обвиняемого играют решающую роль при решении вопроса, обречь его на смерть или даровать жизнь".7

Более того, в противовес исследований о положительном влиянии применения смертной казни на сокращение числа преступлений, существуют иные данные о том, что тенденция прямо противоположная. Так, указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1954 года была введена смертная казнь за умышленное убийство. Результатом стал рост числа совершаемых убийств за счёт того, что преступники, чтобы уменьшить вероятность привлечения к ответственности, стали убивать не только потерпевших, но и свидетелей своих деяний.8

Немаловажным является также и то, что само по себе существование целого института смертной казни дегуманизирует общество. Опора на естественное право, принципы выдвижения человеческой жизни на первое место идут вразрез с практикой смертной казни. Тем более, что основным факторами возникновения преступности являются: бедность, психические отклонения отдельных индивидуумов, социальное неравенство, невежество, кризисные ситуации личного характера и в масштабах страны и более, безработица и т.д9. Наличие высшей меры наказания не способно повлиять на это никаким образом.

Невозможно – хотя бы на данный момент – абсолютно точно установить, что является правильным, или, по крайней мере, наименее опасным для общества, – применение смертной казни или её запрет. Существует множество этических и правовых проблем, которые перекликаются друг с другом, накладываются одна на другую. Разные исследования одной и той же проблемы показывают разные результаты. Определённо можно сказать только одно – человечеству необходимо сильно постараться для решения одной из самых важных проблем за всю его историю.



1.3 Религиозные проблемы применения смертной казни



Большинство людей на Земле являются верующими. Очень долгое время правовые системы государств основывались либо большей своей частью, либо полностью на религиозных догматах. Даже сейчас в большинстве мусульманских государств правовая система строится в основном на нормах шариата.

Кроме включения религии в "сухое" право, она также очень сильно влияет на мировоззрение людей, их поведение, нормы морали, она является её неотъемлемой частью. Поэтому рассматривать проблему смертной казни невозможно, не обратив при этом внимание на понимание этой проблемы религией.

Т.к. в мире существует очень много религий: от пантеонов греческих, африканских богов до монотеистических религий вроде христианства, я сделаю акцент на так называемых мировых религиях: буддизме, христианстве и исламе.10

Отношение к смертной казни в буддизме однозначное – в пяти священных заповедей или "Панча Шила" – которые указываются в Палийском каноне и признаются основными школами буддизма: тхеравадой и махаяной – самой первой из них указывается, что запрещено причинять вообще какой-либо вред любым живым существам и, тем более, убивать. Но на практике, в буддистских государствах (как, в принципе, и везде) вопрос смертной казни был в компетенции светской власти.

Христианство, в отличии от своего "предшественника" иудаизма более либерально относится к проблеме смертной казни. В Библии имеются указания на смертную казнь за убийство, богоухольство, супружескую измену, скотоложство, изнасилование, оскорбление, избиение родителей, похищение людей. Упоминаются несколько видов смертной казни – повешение, сожжение, побиение камнями. Тем не менее, прямым текстом Иисус нигде не говорит о смертной казни. Обоснованием же смертной казни являлось послание к римлянам, глава 13, проповедь о покорности властям: " [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое".11

В исламе, по законам шариата, смертная казнь предусмотрена за совершение предумышленного убийства, мужеложства, прелюбодеяние для тех, кто уже был в браке и за отречение от ислама.