Файл: Типология видов экономического анализа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 1


Тема: Типология видов экономического анализа

Задание

Дайте характеристику видам экономического анализа (укажите не менее 10 видов экономического анализа) и заполните таблицу. Представьте список литературы, использованной при выполнении задания.

Таблица

№ п/п

Вид экономического анализа

Содержание вида экономического анализа

Источник литературы

1

2

3

4

1

Оперативный (краткосрочный) анализ

направлен на решение задач, стоящих перед оперативным управлением хозяйственной системой. Его главная задача — постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственной системы, выполнения плановых заданий, производства и реализации, а также своевременное выявление и использование внутрипроизводственных резервов с целью достижения уровня показателей бизнес-плана.

https://studref.com/634336/finansy/vidy_ekonomicheskogo_analiza

2

Текущий (ретроспективный) анализ

связан с достигнутыми результатами деятельности предприятия. Он проводится, как правило, по главным отчетным периодам хозяйствования, в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Текущий анализ называют также периодическим, поскольку чаще всего его проводят по текущим планово-отчетным периодам работы. Он базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, позволяя оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом.

https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/analysis/retrospektivnyy_analiz.html

3

Перспективный (прогнозный) анализ 

это анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений и будущих перспектив развития. Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющую систему информацией для решения предполагаемых задач стратегического управления. Появляется практическая возможность управлять факторами развития на любом уровне и достигать желаемых

https://studfile.net/preview/9576261/page:8/

4

Функциональный анализ 

направлен на потребительские свойства конкретных изделий. Его цель — оптимизация этих свойств (выполняемых функций) для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом последних достижений науки и техники. В процессе анализа оцениваются потребительские качества продукции и определяются основные направления их улучшения, многофункциональность использования, возможности расширения рынка сбыта продукции, рекламы, изучаются аналогичные изделия конкурентов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7

5

Технический анализ

связан с причинно-следственными связями технических процессов и их влиянием на хозяйственную деятельность предприятия, зависимую от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой. Оценивается технический уровень изделий, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках и по результатам анализа определяются пути достижения мировых стандартов.

https://quote.rbc.ru/news/training/5eccfb359a794725e25bd3c5

6

Управленческий анализ

ставит целью предоставление руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Данный анализ носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

https://afdanalyse.ru/index/0-17

7

Маркетинговый анализ

применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

https://www.mango-office.ru/products/calltracking/glossary/marketingovyy-analiz/

8

Бизнес-анализ 

исследование хозяйственных процессов, к которым относятся производственные, научно-технические, сбытовые, снабженческие, финансовые и другие экономические процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг. Объектами бизнес-анализа являются: формирование себестоимости и эффективность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; использование живого и овеществленного труда, т. е. экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7

9

Социальный анализ

выражается в изучении социальных процессов и позволяет выявить негативные и позитивные тенденции, разрабатывать предложения по развитию социальной инфраструктуры, включать их в коллективные договоры на предприятиях.

https://studbooks.net/18355/ekonomika/sotsialnyy_analiz

10

Экологический анализ 

связан с оценкой соответствия деятельности предприятия требованиям безопасности, охраной окружающей природной среды, защитой от чрезвычайных ситуаций, формированием информации для оценки инвестиционной привлекательности объекта и его реальной значимости при обеспечении безопасности населения и территории.

https://studbooks.net/18353/ekonomika/ekologicheskiy_analiz














Рекомендации по выполнению задания

В левой части таблицы представьте вид экономического анализа, в середине таблицы раскройте содержание соответствующего вида экономического анализа, в правой части укажите источник литературы.

Бланк выполнения задания 1


Дайте характеристику видам экономического анализа (укажите не менее 10 видов экономического анализа) и заполните таблицу. Представьте список литературы, использованной при выполнении задания.

Таблица

№ п/п

Вид экономического анализа

Содержание вида экономического анализа

Источник литературы

1

2

3

4

1

Технико-экономический анализ

Технико-экономический анализ предполагает обращение к техническим процессам, характерным для производства продукции с конкретно заданными свойствами, и соответствующим материальным, трудовым и финансовым затратам. Его предметом служат причинно-следственные связи технических и экономических параметров, обусловливающие конечные результаты деятельности предприятия.

https://www.cfin.ru/finanalysis/invest/unido_industrial_feasibility_studies.shtml

2

Социально-экономический анализ

Социально-экономический анализ состоит в изучении социальных процессов и их влияния на результаты хозяйственной деятельности. Предметом исследования служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Цель анализа — исследование возможностей социально-экономического развития предприятия, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.

https://studref.com/547078/buhgalterskiy_uchet_i_audit/sotsialno_ekonomicheskiy_analiz

3

Финансово-экономический анализ

Финансово-экономический анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия. Главная цель анализа — своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и повышения его платежеспособности.

https://ur-consul.ru/Bibli/Finansovo-ekonomichyeskiyi-analiz.html

4

Эколого-экономический анализ

Эколого-экономический анализ направлен на исследование причинно-следственных связей, представляющих собой результаты взаимодействия экологических и экономических процессов по улучшению взаимодействия человека и природы. Цель анализа — изыскание возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств. Он предполагает оценку экологических аспектов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду; соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов.

https://studfile.net/preview/1966808/page:18/

5

Сопоставительный анализ

Сопоставительный анализ выражается в сравнении отчетных данных передовых предприятий о результатах их хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет.

https://studfile.net/preview/9682213/page:3/

6

Факторный анализ

Факторный анализ направлен на выявление степени влияния различных факторов на прирост и уровень результативных показателей.

https://studfile.net/preview/9519424/page:27/

7

Диагностический анализ

Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данных нарушений. Информация о признаках позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений без соответствующих измерений, т. е. без действий, требующих дополнительного времени и средств.

https://studopedia.ru/2_5230_diagnosticheskiy-analiz.html

8

Маржинальный анализ

Маржинальный анализ — метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные.

https://studfile.net/preview/9319033/page:4/

9

Детерминированный анализ

Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями

https://habr.com/ru/post/593535/

10

Внешний анализ

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

https://finansistem.com/external-analysis/














Список литературы

1. Экономический анализ: Учебник / Под ред. Бариленко В.И. и др. - М.: КноРус, 2017. - 171 c.
2. Макроэкономический анализ банковской сферы: Учебник / Под ред. Афанасьева О.Н., Дубова С.Е.. - М.: КноРус, 2018. - 192 c.
3. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 c.
4. Абрютина, М., С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности / М.С. Абрютина. - М.: ДиС, 2010. - 464 c.
5. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2012. - 432 c.
6. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров) / О.И. Аверина. - М.: КноРус, 2019. - 94 c.
7. Акуленко, Н.Б. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов. - М.: Инфра-М, 2017. - 96 c.
8. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
9. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2013. - 288 c.
10. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров. - М.: Инфра-М, 2016. - 334 c.
11. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. - М.: КноРус, 2010. - 112 c.
12. Алябьева, М.В. Экономический и маркетинговый анализ в системе обеспечения экономической безопасности предприятия и его совершенствование: Монография / М.В. Алябьева, В.Г. Владимирова. - М.: Русайнс, 2018. - 336 c.
13. Анущенкова, К.А. Финансово-экономический анализ / К.А. Анущенкова, В.Ю. Анущенкова. - М.: Дашков и К, 2008. - 404 c.
14. Артеменко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2013. - 288 c.
15. Артеменко, В.Г. Экономический анализ / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
16. Арутюнян, А.А. Основы энергосбережения: Методы расчета и анализа потерь электроэнергии, энергетическое обследование и энергоаудит, способы учета и снижения потерь, экономический эффект / А.А. Арутюнян. - М.: Энергосервис, 2007. - 600 c.
17. Ашимов, А.А. Макроэкономический анализ и параметрическое регулирование регионального экономического союза / А.А. Ашимов, Ю.В. Боровский, Д.А. Новиков, Б.Т. Султанов. - М.: Ленанд, 2018. - 512 c.
18. Бабичева, Н.Э. Экономический анализ устойчивого развития субъектов хозяйствования / Н.Э. Бабичева, Н.П. Любушин. - М.: Русайнс, 2018. - 512 c.

19. Бариленко, В.И. Экономический анализ / В.И. Бариленко, В.В. Бердников, Е.И. Бородина. - М.: Эксмо, 2010. - 352 c.
20. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 544 c.
21. Басовский, Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 479 c.

Практическое задание 2


Тема: Классификация методов и приемов экономического анализа

Задание

Раскройте содержание методов экономического анализа и заполните таблицу. Представьте список литературы, использованной при выполнении задания.

Таблица

№ п/п

Метод экономического анализа

Содержание метода экономического анализа

Источник литературы

1

2

3

4

1

Метод цепных подстановок

Это метод последовательной замены базисного значения фактора на фактическое для определения факторных влияний на результативный показатель хозяйственной деятельности.

https://disshelp.ru/blog/sposob-metod-tsepnyh-podstanovok-ponyatie-primery-ispolzovaniya-algoritm-rascheta/

2

Метод абсолютных разниц

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях y0 = a0 ´ b0 ´ c0, и мультипликативно-аддитивных моделях y0 = (a0 - b0) ´ c0. При наличии величин абсолютных отклонений фактических значений факторов от плановых, он позволяет сразу рассчитать на сколько изменился результативный показатель под влиянием изменения каждого из факторов.

https://studfile.net/preview/5906213/page:9/

3

Метод относительных разниц

Метод относительных разниц используется для измерения влияния факторов на динамику конечного результата в мультипликативных и смешанных моделях. Он применяется в том случае, если данные для расчета выражены в относительных отклонения факторных показателей (процентах). При проведении анализа данным методом за основу берется факторная модель: ФМ = А * Б * В…Я, где А, Б, В…Я – показатели, используемые в процессе.


seeneco.com

4

Интегральный метод

Интегральный метод основан на суммировании приращений функции, определенных как произведение частной производной и приращения аргумента на бесконечно малых промежутках. В интегральном методе расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну.

studfile.netpreview/4058615/page:3/


5

Балансовый метод

Балансовый метод [balance technique] – использование балансов для взаимного сопоставления ресурсов – материальных, трудовых, финансовых, – и потребностей в них. Длительное время он был основным методом поддержания общих плановых пропорций в советском народнохозяйственном планировании. Заключается в построении систем материальных и стоимостных балансов разного уровня: народнохозяйственного, межотраслевого, межреспубликанского


studfile.net
preview/435736/page:3/

6

Логарифмический метод

Логарифмический метод состоит в том, что с его помощью достигается логарифмически пропорциональное распределение неразложимого остатка по факторам. При его использовании не требуется установления очерёдности действия факторов (как в методе цепных подстановок). Однако данный метод имеет и недостатки, главным среди них является то, что он не универсален, так как не может быть применен при анализе любого вида моделей факторных систем.

https://studfile.net/preview/7344823/page:26/

7

«Дельфи»

Важным методом методологии управленческих исследований, а также системного анализа является метод Дельфи.Другие названия метода: «Дельфийский метод», «Метод дельфийского оракула». Метод Дельфи, или «метод мозгового штурма», — метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок [38].

Метод применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения. Метод Дельфи – один из инструментов выбора и оценки решения, предполагает предварительное ознакомление экспертов с ситуацией с помощью какой-либо модели.


https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.f79f28c6-63aae986-c591a5c1-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Delphi_poll

8

«Паутина»

Метод многокритериального сравнения альтернатив (иначе — графический количественно-качественный метод “паутина”) применяется в тех случаях, когда оценивание объекта более целесообразно провести по нескольким количественным и качественным признакам. Главное преимущество такого метода — возможность визуализировать полученные результаты анализа, что очень ценится в случае предоставления материалов руководителям организации, а не узким специалистам.

https://econ.wikireading.ru/32483

9

Метод экспертных оценок

Методы экспертных оценок используются для прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно. Они также применяются для количественного измерения таких событий, для которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения.

https://studfile.net/preview/3617030/page:12/

10

Анкетирование

 психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии обществаобщественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

https://studfile.net/preview/6018264/page:4/

11

Индукция

Индукция(от лат. inductio – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формальнологическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

Индукция широко применяется в научном познании. Обнаруживая сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса. Например, в процессе экспериментального изучения электрических явлений использовались проводники тока, выполненные из различных металлов. На основании многочисленных единичных опытов сформировался общий вывод об электропроводности всех металлов.


https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1034686

12

Дедукция

 метод мышления, следствием которого является логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок. Также может определяться логико-методологическая процедура, посредством которой осуществляется переход от общего к частному в процессе рассуждения.

https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/dedukciya-chto-ehto-takoe.html

13

Аналогия

 логический метод получения нового выводного знания о предмете (явлении) на основе уподобления его другому, нахождение сходства с более изученным, в плане каких-либо свойств, признаков, отношений, актуализации ассоциаций.

https://studfile.net/preview/5956465/page:14/

14

Прогнозирование

Как метод научного познания, прогнозирование составляет имманентную функцию любой теоретической науки. Советскими авторами оно определяется как специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления. Стремление дать количественную оценку перспектив развития общественного явления или процесса в вероятностной форме составляет отличительную особенность прогнозирования как научного метода.

https://studfile.net/preview/4645882/

15

Группировка

Метод группировки и его место в системе статистических методов. Виды статистических группировок


Статистическая группировка - первый этап статистической сводки, позволяющий выделить из массы исходного статистического материала одно­родные группы единиц, обладающих общим сходством по одному или нескольким существенным качественным или количественным признакам.

Принципы применения метода группировок:

1) всесторонний, глубокий анализ сущности и природы изучаемого явления, позволяющий определить его типические свойства и внутренние различия;

2) определение существенных признаков, по которым должна проводиться группировка;

3) объективное, обоснованное установление границ групп при условии, что образованные группы должны объединять однородные элементы совокупности, а сами группы (одна по отношению к другой) должны существенно различаться.


https://studfile.net/preview/1856391/page:2/


Рекомендации по выполнению задания

В левой части таблицы укажите методы экономического анализа, в середине таблицы раскройте содержание соответствующего метода, в правой части укажите источник литературы.


Бланк выполнения задания 2


Раскройте содержание методов экономического анализа и заполните таблицу. Представьте список литературы, использованной при выполнении задания.

Таблица

№ п/п

Метод экономического анализа

Содержание метода экономического анализа

Источник литературы

1

2

3

4

1

Метод цепных подстановок

При помощи метода цепных подстановок последовательно выделяют влияние на результативный показатель только одного фатора и исключают влияние остальных.

https://studfile.net/preview/7344823/page:22/

2

Метод абсолютных разниц

Метод абсолютных разниц используется в мультипликативных моделях и смешанных моделях типа y=a∙(b-c), y=(a-b)∙c.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого показателя на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него в модели на фактическую величину факторов, находящихся слева от него в модели.


https://studfile.net/preview/5906213/page:9/

3

Метод относительных разниц

Способ относительных разниц Сущность и назначение способа относительных разниц. Сфера его применения. Алгоритм, расчета влияния факторов этим способом





https://studfile.net/preview/5956465/page:14/

4

Интегральный метод

Интегральный метод основан на суммировании приращений функции, определенных как произведение частной производной и приращения аргумента на бесконечно малых промежутках.

В интегральном методе расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну

Практическое использование интегрального метода базируется на специально созданных рабочих формулах для различных типов факторных моделей.


studopedia.ru10_99873_integralniy-metod.html

5

Балансовый метод

Балансовый метод означает сопоставление некоторых взаимосвязанных между собою показателей для получения понимания текущего положения дел. В его основе всегда находится тесная связь между явлениями, которые должны уравновешиваться. 

finalon.comМетоды анализаБалансовый метод


6

Логарифмический метод

В общем виде логарифмический метод был описан А. Хумалом, который писал: «Прирост произведения разделяется между переменными сомножителями пропорционально логарифмам их коэффициентов изменения».

Логарифмический метод состоит в том, что с его помощью достигается логарифмически пропорциональное распределение неразложимого остатка по факторам. При его использовании не требуется установления очерёдности действия факторов (как в методе цепных подстановок). Однако данный метод имеет и недостатки, главным среди них является то, что он не универсален, так как не может быть применен при анализе любого вида моделей факторных систем. Логарифмический метод применяется при решении задачи прямого детерминированного факторного анализа только с мультипликативными факторными системами.


https://studfile.net/preview/7344823/page:26/

7

«Дельфи»

В основе метода лежит идея усовершенствования и насыщения информацией с помощью экспертных оценок дерева целей.Специалистам предлагается оценить структуру предлагаемой модели в целом и дать предложение о включении в нее неучтенных связей. При этом используется анкетирование. Результаты каждого опроса доводятся вновь до сведения всех экспертов, что позволяет им далее корректировать свои суждения на основе вновь полученной информации. Метод Дельфи представляется самым надежным средством получения данных (особенно это относится к информации о будущем!

https://studfile.net/preview/6283327/page:17/

8

«Паутина»

Методом многокритериального сравнения альтернатив является и графический количественно-качественный метод «паутина». Этот метод удобен в тех случаях, когда невозможно осуществить продолжительную совместную работу, привлечь опытных консультантов. Технология использования метода коллективного блокнота включает девять операций:

https://econ.wikireading.ru/32483

9

Метод экспертных оценок

Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.


https://studfile.net/preview/3617030/page:12/

10

Анкетирование

Анкетирование — это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным — в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

https://studfile.net/preview/6018264/page:4/

11

Индукция

1. Метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие – различны; следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного явления).

2. Метод единственного различия (если обстоятельства возникновения какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина данного явления).

3. Соединенный метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов).

4. Метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).

5. Метод остатков (если сложное явление вызывается многофакторной причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления – остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).


https://studfile.net/preview/3053099/page:7/

12

Дедукция

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - в широком смысле слова - такая форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем (т.е. по законам логики) из предшествующих мыслей. Такая последовательность мыслей называется выводом, а каждый компонент этого вывода является либо ранее доказанной мыслью, либо аксиомой, либо гипотезой. Последняя мысль данного вывода называется заключением.

https://studfile.net/preview/403307/

13

Аналогия

Аналогия - это соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое либо иное отношение между предметами (явлениями и процессами), дающие основание для переноса информации, полученной при исследовании одного предмета - модели, на другой - прототип. Такой перенос осуществляется в форме вывода по аналогии. В качестве модели подыскивается или специально конструируется предмет, обладающий большей доступностью для познания, наглядностью, простотой и т.д. Форма аналогии и выводов по аналогии многообразны. Со времён античности широко известна аналогия как сходство отношений, причём модель и прототип могут быть совершенно различными по своей физической природе.

https://studfile.net/preview/9542798/page:6/

14

Прогнозирование

процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения».

https://studfile.net/preview/5474476/page:2/

15

Группировка

Основные задачи, решаемые с помощью группировок:

1) выделение в совокупности изучаемых явлений их социально-экономических типов;

2)  изучение структуры общественных явлений;

3)  выявление связей и зависимостей между общественными явлениями.

Типологическая группировка - это разделение качественно разнородной исследуемой совокупности на однородные группы единиц в соответствии с социально-экономическими типами.

Структурная группировка - группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку. В основу структурных группировок могут быть положены один или более атрибутивные или количественные признаки. Их выбор определяется задачами конкретного иссле­дования и сущностью изучаемой совокупности.

Аналитическая группировка - распространенный прием статистического изучения связей, которые обнаруживаются при параллельном сопоставлении обобщенных значений признаков по группам. Различают признаки зависимые - результативные, значения которых изменяются под влиянием других признаков, и факторные признаки, оказывающие влияние на другие. В основе аналитической группировки лежит признак-фактор, а по результативным признакам производится расчет групповых средник, по изменению величины которых определяют наличие связи между признаками. 


https://studfile.net/preview/1856391/page:2/