Файл: Психологические теории личности как основа воспитания Панич Ольга Евгеньевна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологические теории личности как основа воспитания Панич Ольга Евгеньевна

Белгород, 2013




основоположник З.Фрейд.
источник развития: врожденная биологическая энергия – либидо (от лат.libido – влечение, желание);
время формирования: первые шесть лет жизни;
сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Отклонения в поведении возникают из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов;
степень контроля поведения: поведение полностью определяется бессознательными мотивами;


структура личности:
1) суперэго – социальные нормы, установки, мораль;
2) эго – осознаваемая часть Я, регулирует взаимодействие двух других, подчиняется принципу реальности;
3) ид – главная структура личности, подчиняется принципу удовольствия, включает в себя сексуальные и агрессивные влечения.
Эти части личности находятся в постоянном конфликте. Для снятия напряженности вырабатываются «защитные механизмы» скрывающие истинные мотивы поведения:
вытеснение – перевод в подсознание информации причиняющей дискомфорт;
проекция – приписывание собственных чувств, мыслей другим;
сублимация – замена неприемлемых побуждений на социально приемлемые; и др.
Таким образом, личность – система сексуальных и агрессивных мотивов с одной стороны, и защитных механизмов с другой.


Становление личности основывается на чередовании стадий психосексуального развития:
оральная анальная фаллическая латентная генитальная


К. Юнг выявил влияние архетипов, составляющих содержание коллективного бессознательного, на индивидуальный опыт ребенка.
А. Адлер подчеркивал, что на формирование личности влияет прежде всего ближайшее окружение (семья), чувство неполноценности, стремление к превосходству и представления о будущем.
А.Фрейд и М.Кляйн много внимания уделяли агрессивным и тревожным детям.
В работах Э. Эриксона подчеркивается связь культуры и развития ребенка.


В современном психоанализе акцентируется роль детства в развитии личности, анализируется влияние межличностных отношений и социокультурных факторов на ее становление.
Психологи, работающие в образовании, используют методы
диагностики и коррекции личностных проблем, разработанные в психоанализе. В работе с педагогами психоанализ направлен на расширение сферы осознаваемого, на формирование позитивных отношений педагога с ребенком и на развитие у педагога психотерапевтической позиции.


подразделяется на два направления:
1) рефлекторное (бихевиоризм) представители Дж.Уотсон, Б.Скиннер;
2) социальное (теория социального научения) представители А.Бандура, Дж.Роттер.
источник развития: среда, в личности нет ничего наследуемого, она продукт научения, а ее свойства – обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. Человек приобретает социальные навыки, и соответственно свойства личности в результате системы подкреплений и наказаний. Стимульно-реактивное научение – источник человеческого поведения.


время формирования: вся жизнь, но ранние годы наиболее важны.
степень контроля поведения: в одних случаях человек может четко осознавать свое поведение, в других нет, т.к. поведение обусловлено внешними обстоятельствами; человек полностью лишен свободы воли, в нём все от среды. Характерно отношение к человеку как к программируемому компоненту социальной системы, объекту воздействия, а не как к личности, для которой характерны самодеятельность, и свобода.


Личность - это сумма деятельностей, конечный продукт системы усвоенных навыков (Дж. Уотсон). Тип личности (Дж.Роттер):
Экстерналы - не видят связи поступков и результатов своей деятельности, имеют внешний « локус контроля», избегают ответственности.
Интерналы - видят четкую связь между своими усилиями и результатами, внутренний «локус контроля», берут на себя ответственность над ситуацией.
Таким образом, личность – система социальных навыков и условных рефлексов.


Воспитывая ребенка, взрослые используют систему поощрений и наказаний, чем более разнообразна эта система, тем более эффективно воспитание. Взрослый выступает по отношению к ребенку как объект для подражания.
Важное значение для воспитания имеет:
обозначение целей конкретных и привлекательных определение

методов их достижения создание условий для тренировки поведения.


Книга Дж. Уотсона «Психолого-педагогический уход за ребенком» стала бестселлером XX в.
В образовательной практике широко распространены идеи бихевиоризма. В частности использование «жетонной системы», предполагающей применение стимулов, подкрепляющих поведение.


Принцип экзистенциализма: «Человек есть то, что он из себя делает». Для практики образования идеи философии «существования», конкретизированы гуманистической педагогикой и психологией. Жан Поль Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».
Гуманистический подход как направление в теории и практике воспитания и обучения был сформирован в 1950-х в США. Основная задача – развитие человека как уникальной личности, имеющей устремленность в будущее, способность быть свободной и ответственной за себя и окружающий мир.


Представители: К.Роджерс, А.Маслоу.
источник развития: врожденное стремление к раскрытию подлинного Я;
время формирования: личность развивается всю жизнь, но большую роль играют детство и юношество;
степень контроля поведения: человек в состоянии осознавать и управлять своим поведением. Бессознательные процессы возникают лишь временно, когда заблокированы процессы самоактуализации;


структура личности:
«реальное Я» - совокупность переживаний «здесь и сейчас»,
«идеальное Я» - совокупность желаемых переживаний. Гармония между ними обеспечивает целостность личности – смысл жизни человека.
Личность - результат самоактуализации, синтез возможностей, самыми существенными из которых являются возможности развития, реализации творческого потенциала.


Развитие заложено в человеке как тенденция к самоактуализации – обретение максимальной целостности, компетентности. Развитие нельзя привнести извне, но можно создавать условия способствующие (фасилитирующие) выбору в его пользу :
принятие ребенка таким, какой он есть (безусловное, положительное)
эмпатия в общении
конгруэнтность (искренность в проявлении чувств).


Гуманисты ставят во главу угла интересы ребенка. Методы гуманистического обучения и воспитания:
использование контрактов (договоров что и каким образом будет изучаться), поощрение дискуссий
, коллективных обсуждений, создание условий для исследования, поиска, приоритет заинтересованности ученика, а не оценкам и наказанию.

Субъектный подход


Новые образовательные технологии 1980-х гг. ставят в центр внимания ребенка как субъекта своего развития, активного творца своей жизни:
развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков),
личностно-ориентированной педагогики (И.С.Якиманская, Ю.К. Бабанский),
гуманистической педагогики (В.А. Сухомлинский,

Ш. А. Амонашвили),

культурно-исторической школы (B.C. Библер).

Субъектный подход


Развитие человека осуществляется на двух уровнях становления его субъектности:
1) адаптация, или приспособление человека к условиям окружающей среды, осуществляется за счет интеграции психических средств, которыми человек располагает в данный момент: темперамент, характер, индивидуальность. Личность «вбирает» в себя генотипические, возрастные особенности индивида;
2) преобразование собственной психики и окружающего мира на основе согласования рефлексивных, эмоциональных и действенных компонентов образа «Я».

Субъектный подход


Субъектность - постоянно разворачивающийся во времени двухфазный процесс, в котором фаза адаптации сменяется фазой развития человека по направлению:
от детерминации (генетической) к свободе,
от неосознанности к осознанности,
от диффузности к целостности,
от значений (культуры ) к смыслу (субъективной реальности).
Затем человек возвращается к адаптации на качественно новом уровне.


Возраст

Ведущая деятельность

Общность

Ведущая сфера развития субъекта

Опыт субъектности

0-1 год

Непосредственно-эмоциональное общение

Ребенок - взрослый

Общение

Субъект эмоционального контакта

1-3 года

Предметно-орудийная деятельность

Ребенок - действие -взрослый

Деятельность

Субъект предметного действия

3-7 лет

Ролевая игра

Ребенок - социальные нормы - сверстник

Самосознание

Субъект самосознания

Возраст

Ведущая деятельность

Общность

Ведущая сфера развития субъекта

Опыт субъектности

7-13

Учебная деятельность

Ребенок -обучение - социально значимый взрослый

Деятельность + самосознание

Субъект саморазвития

13-17

Общение

Подросток -подросток

Общение

Субъект общения

17 лет и

старше

Самоопределение профессиональная деятельность

Человек -общество

Деятельность

Субъект жизнедеятельности

Рекомендуемая литература


Маслоу А. Мотивация и личность. СПб 1999.
Психология личности: Хрестоматия. В 2х кн. / Под ред. Д.Я.Райгородского. – С.,1999.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989 г.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.,1998.
Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.,1995.

Благодарю за внимание !