Файл: Уроки доброты в рассказе Бедные люди Л. Н. Толстого Алексахина Олеся Михайловна, учитель русского языка и литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока по литературе 6 класс
Тема: Уроки доброты в рассказе «Бедные люди» Л.Н. Толстого
Алексахина Олеся Михайловна, учитель русского языка и литературы
Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого
«Бедные люди»
Технологическая карта урока по литературе
Тема урока: Уроки доброты в рассказе «Бедные люди» Л.Н. Толстого
Планируемые результаты:
Личностные:
-Путем замедленного прочтения рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания;
-Воспитание интереса к литературе;
-Воспитание нравственных качеств личности на примере поступка героев рассказа;
-Формирование познавательного интереса учащихся к чтению;
-Формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль, развитие адекватной самооценки;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
-Волевая саморегуляция;
-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
-Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.
Познавательные УУД:
-Извлекать информацию, представленную в разных формах;
-Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
-Строить рассуждения;
-Делать выводы.
Коммуникативные УУД:
-Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
-Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
-Уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
-Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,
различными видами монолога и диалога;
-Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
-Способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
-Формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.
Основные понятия темы урока: доброта, милосердие, сострадание
Технологии: технология продуктивного чтения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, деятельностный подход
Тип урока: урок изучения нового материала
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учеников | ||||||||||
1. | Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Цели: определение темы урока обучающимися | Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством великого русского писателя Л.Н. Толстого. Чтобы определить тему урока, давайте обратимся к эпиграфу: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? Попробуйте определить тему урока?! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Л.Н. Толстого, в котором красной нитью прослеживается тема доброты. | Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе прочитанного эпиграфа, помогающего предположить тему урока. «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». | ||||||||||
2. | Актуализация знаний. (3 мин) Цели: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | Ребята, тему урока определили, теперь поставьте цели, которые нам необходимо достигнуть на уроке. | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. Принимают учебную задачу. | ||||||||||
3. | Постановка учебной задачи (создание затруднения). Формулирование темы урока, постановка цели. (5 мин) Цель: мотивация к учебной деятельности. | Ребята, перед вами тексты рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди». Я сейчас прочитаю рассказ, ваша задача внимательно следить за чтением. После прочтения организуем работу в группах. Итак, ребята, прослушав рассказ, вы теперь с уверенностью можете назвать тему урока. А для того, чтобы наша работа была продуктивной- поработаем в группах с текстом рассказа. Задание для первой группы: найдите в тексте рассказа информацию о главной героини, запишите ключевые слова и выражения образа Жанны в рабочие листы. Задание для второй группы: найдите в тексте информацию о жилище Жанны и её мужа, запишите в рабочие листы ключевые слова и выражения. Задание для третьей группы: найдите в тексте рассказа описание природы, погоды, запишите ключевые слова. Какие выводы мы теперь сможем сделать? Ребята, оцените работу своей группы и работу групп в целом! | Слушают чтение учителя. Организуют работу в группах. Учатся находить и извлекать необходимую информацию из текста. Делают записи в рабочих листах. Озвучивают результат работы своей группы. Делают выводы, оценивают работу групп. | ||||||||||
4. | Работа с текстом после прочтения рассказа. (10 мин) Цель: Составление плана и последовательности действий | Ребята, тема урока нам уже известна. Давайте теперь с вами, опираясь на текст рассказа, запишем в рабочие листы уроки доброты, которые можно извлечь из данного произведения. | Самостоятельно работают с текстом произведения, выписывая уроки доброты, которые можно извлечь из данного рассказа.
| ||||||||||
5. | Самостоятельная работа и проверка по эталону. (5 мин) Цель: организация условий, инициирующих детское действие. | Ребята, на данном этапе работы предлагаю вам поработать в парах. (Работа в парах) Письменно ответьте на вопрос: Какими личными качествами обладала Жанна? Аргументируйте свой ответ, приводя примеры из текста. | Выполняют задания, работая в парах. Записывают ответ в рабочий лист. | ||||||||||
6. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. (5 мин) Цель: Формирование целостного представления об изучаемом объекте. | Ребята, в заключении хочу предложить поработать в парах. Из данных слов составьте разные по цели высказывания предложения. Ребята, перед вами карточки с заданием: вам необходимо выполнить тест. Вопрос №1 Кем была Жанна? A) женой рыбака B) домохозяйкой C) горничной Вопрос №2 Сколько детей было в семье Жанны? A) 2 B) 4 C) 5 Вопрос №3 Какой хлеб ели в семье у Жанны? A) пшеничный B) ржаной C) кукурузный Вопрос №4 Кем была соседка Жанны? A) женой рыбака B) вдовой C) домохозяйкой Вопрос №5 Сколько детей было у соседки? A) 5 B) 2 C) 4 Вопрос №6 Как звали соседку? A) Жанна B) Мария C) Симон Вопрос №7 Что сделала, умирая, для своих детей соседка? A) закутала им ножки старым платком B) накормила C) накрыла их своим платьем D) напоила чаем Вопрос №8 Какая приправа к еде была в доме у Жанны? A) рыба B) тимьян C) укроп Вопрос №9 Узнайте героя по описанию:"...высокий смуглый..., волоча за собой мокрые разорванные..., входит в горницу..." A) муж Жанны B) сосед C) друг Вопрос №10 Что предложил сделать с соседскими детьми муж Жанны? A) отдать в приют B) взять к себе C) приступить к поискам родственников | Выполняют тест на оценку.
| ||||||||||
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин) Цель: обучение осознанию своей учебной деятельности. | Ребята, предлагаю вам высказаться, выбирая начало фразы (на слайде) Сегодня я узнал/а…… Сегодня я научился/лась…. Мне было трудно …. Мне было интересно …. Ребята, результатом вашей деятельности на уроке является лист самооценки, который вы заполняли в течение всего урока. Оцените, пожалуйста, себя, поставьте оценку! | Выбирают одно из предложений и комментируют его. | ||||||||||
8 | Домашнее задание. (2 мин) Цели: предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему. | Ребята, задание на дом будет на выбор: 1.Написать ответ на вопрос: «О чём меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди». 2.Написать мини-сочинение на тему «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди»?» 3.Записать пять интересных высказываний о доброте. 4. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду рассказа. | Записывают домашнее задание. |
Приложение
Рабочий лист
Ф. И. О.
Класс
Дата
Тема _____________________________________________________________
1) Задание для первой группы: найдите в тексте рассказа информацию о главной героини, запишите ключевые слова_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для второй группы: найдите в тексте информацию о жилище Жанны и её мужа, запишите в рабочие листы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для третьей группы: найдите в тексте рассказа описание природы, погоды, запишите ключевые слова.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Уроки доброты
1.
2.
3.
3) Тестовые задания
Вопрос №1
Кем была Жанна?
A) женой рыбака
B) домохозяйкой
C) горничной
Вопрос №2
Сколько детей было в семье Жанны?
A) 2
B) 4
C) 5
Вопрос №3
Какой хлеб ели в семье у Жанны?
A) пшеничный
B) ржаной
C) кукурузный
Вопрос №4
Кем была соседка Жанны?
A) женой рыбака
B) вдовой
C) домохозяйкой
Вопрос №5
Сколько детей было у соседки?
A) 5
B) 2
C) 4
Вопрос №6
Как звали соседку?
A) Жанна
B) Мария
C) Симон
Вопрос №7
Что сделала, умирая, для своих детей соседка?
A) закутала им ножки старым платком
B) накормила
C) накрыла их своим платьем
D) напоила чаем
Вопрос №8
Какая приправа к еде была в доме у Жанны?
A) рыба
B) тимьян
C) укроп
Вопрос №9
Узнайте героя по описанию:"...высокий смуглый..., волоча за собой мокрые разорванные..., входит в горницу..."
A) муж Жанны
B) сосед
C) друг
Вопрос №10
Что предложил сделать с соседскими детьми муж Жанны?
A) отдать в приют
B) взять к себе
C) приступить к поискам родственников