Файл: Портрет философа Фридрих Ницше (1844 1900).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и философии

РЕФЕРАТ

по дисциплине: “Философия”
на тему:
Портрет философа: Фридрих Ницше (1844 - 1900)

Выполнил:

студент группы 1ПГ02

Гиматдинов С.В.
Проверил:

доцент, к.истор.н.

Буреева Е.В.


Казань

2022

Оглавление


Краткие биографические данные. 3

Круг философских интересов. 4

Основные работы. 5

Философ и эпоха. Общий исторический анализ эпохи, в которой жил и творил мыслитель. 7

Творческое наследие мыслителя. 9

Личное восприятие и понимание данного философа. 10

Краткие биографические данные.


Фридрих Вильгельм Ницше - выдающийся немецкий философ, поэт, представитель волюнтаризма и иррационализма - родился в Саксонии, 15 октября 1844 г. В 1849 г. Фридриха Вильгельма отправили к матери в Наубург на Заале. Впоследствии Ницше посещал старинную школу-пансион Пфорта. В Боннском и Лейпцигском университетах он изучал филологические дисциплины, после чего переехал в Швейцарию, по его собственному признанию, для того, чтобы не исполнять воинскую повинность.

В 1869 г. Ницше получил приглашение работать на кафедре классической филологии в университете города Базеля (Швейцария). В этот период биографии произошло знакомство с наследием философа Артура Шопенгауэра.

Когда началась франко-прусская война, Ницше добровольно ушел служить рядовым санитаром в прусскую армию (1870-1871). По возвращению в Базель Ницше продолжил заниматься преподаванием, однако вынужден был много лечиться, долго жить в Италии. Впоследствии ему пришлось расстаться с кафедрой и уехать в Иенскую лечебницу, позднее переехать в Наумбург.

Болезненное состояние не стало препятствием для написания Ницше главных философских трудов, прославивших его имя.

В январе 1889 г. Фридрих Вильгельм Ницше находился в Турине, когда прямо на улице у него случился припадок, превративший его в невменяемого человека. Его лечили в психиатрической клинике, после чего передали родным. 25 августа 1900 г. в Веймаре Ницше скончался.

Круг философских интересов.



Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.

Его философское видение мира, обрисованное в книге «Философия жизни», объясняет, что каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима. Причем любой человеческий индивид ценен именно с точки зрения своего собственного, жизненного опыта, полученного эмпирическим путем. Главным человеческим качеством он считал волю, поскольку только воля может заставить человека выполнять любые приказания мозга (разума).

С самого начала человеческой цивилизации люди борются за выживание и в этой борьбе выживают только наиболее достойные, т.е. сильнейшие. Так и возникла идея о Сверхчеловеке, стоящем «По ту сторону добра и зла», над законом, над моралью. Эта идея является основополагающей в творчестве Ницше, именно из нее и почерпнули фашисты свою расовую теорию.

Основные работы.


1. Рождение трагедии из духа музыки

Это первый серьёзный труд Ницше, посвященный исследованию дуализма искусства. Книга посвящена отношению древних греков к искусству и жизни. Данная работа важна для прочтения, т.к. в ней раскрывается отношение Ницше к искусству и его взаимоотношения с древними греками.

2. Антихрист.

Один из важнейших трудов Ницше. В данной работе критикуется христианская вера и вытекающие из неё явления (мораль, сострадание, справедливость). Ницше яро критикует христианство и одной из причин является превращение сильного человека в негодного и опасного. Через справедливость теряется сила, а вера - является нежеланием искать истину.

3. Генеалогия морали.

Я бы назвал это продолжением Антихриста по той простой причине, что в данной книге исследуется мораль, как явление христианской веры. Ницше также разносит её в пух и прах, объясняя, что мораль - это порождение Бога, а как нам известно по Ницше 'Бог умер. Мы убили его.' А значит и мораль должна погибнуть вместе с ним.

4. По ту сторону добра и зла.

После разрушения старых порядков, веры, морали, Ницше добрался и до основных понятий, таких как добро и зло. В данном труде рассматривается 'философия будущего'. Если старых понятий больше нет, а есть только их тень, то пришло время строить новые порядки, разобрав при этом старые.


5. Человеческое, слишком человеческое.

В данном труде Ницше продолжил разрушать божественные идеалы и спустил их до человека. Все понятия духа и высших идеалов, по мнению Ницше, являются не более, чем человеческим проявлением мысли.

6. Веселая наука.

Очень динамичный в прочтении труд Ницше, я бы сказал уникален, как и Заратустра (о нём далее). В нём имеются стихи, различные высказывания о сущности зла (первая книга), связь искусства с природой (вторая книга), «тень Бога» (третья книга) и др. Именно в ней появляется известный афоризм «Бог умер».

7. Так говорил Заратустра.

Книга для всех и ни для кого. Она трагична по своей судьбе, но это в отдельной статье. А так это самый трудный для понимания труд Ницше, ведь в нём он выразил свои мысли через множество образов, понять которые довольно трудно. Однако книга уже при первом прочтении запоминается по красивому языку изложения и ярким афоризмам. Данный труд нужно перечитывать много раз, ведь с каждым разом для вас это будет совершенно новая книга.

8. Ecce Homo.

Самый биографичный труд Ницше, ведь в нём он в прямом смысле пишет о себе и своём мировоззрении.

9. Воля к власти.

И напоследок самый неоднозначный труд Ницше, ведь составлен он был не им, а его сестрой. Его сестра была знаменита нацистскими взглядами, поэтому книга носит крайне спорный характер. К данной работе попрошу отнестись с скепсисом, по причине неполного авторства книги.

Философ и эпоха. Общий исторический анализ эпохи, в которой жил и творил мыслитель.


На заре христианской эры философия погрузилась в глубокий сон. Схоластика, в основу которой легло учение Аристотеля и догматы церкви – вот порождение этого сна.

В XVII веке, с появлением Декарта, провозгласившего знаменитое "Cogito ergo sum" (Мыслю, следовательно существую), философия пробудилась от средневековой дремы. Наступила эпоха Просвещения. С этих пор познание основывалось на разуме.

Однако Декарт разбудил не только схоластов, но еще и английских мыслителей, которые вскоре отозвались на его требование рациональности настойчивым утверждением того, что наше знание основывается не столько на разуме, сколько на опыте. Своим усердием эти британские эмпирики, сами того не желая,
разрушили представление о главенстве разума, сведя процесс познания к серии постепенно ослабевающих ощущений.

Философия была в опасности. И тогда, в середине XVIII века, от догматического сна пробудился Кант, создав еще более усыпляющую философскую систему, чем та, которая способствовала схоластическому коллапсу. Философия словно бы стремилась уподобиться легендарному Рипу ван Винклю.

Гегель отреагировал на это созданием своей собственной фундаментальной системы. Шопенгауэр решил дополнить ее, привив кантианству бесчувственность восточной философии, что привело к пробуждению молодого Ницше.

Ницше принял вызов, отныне его оригинальная, но лишенная системы философия была призвана тормошить дремлющее человеческое сознание еще долгие годы.

С появлением Ницше философия вновь стала опасной, но уже по-другому. В предшествующие века она была опасна лишь для философов, с приходом Ницше она стала нести в себе опасность для всех.

Ницше окончил потерей рассудка, на его последние работы нездоровье уже наложило свою печать. Опасные идеи, однако, возникли много раньше и не имеют ничего общего с медицинским диагнозом. Они оказались предвестниками того массового безумия, которое имело ужасающие последствия для Европы первой половины XX века и которое угрожает нам и сегодня.

Творческое наследие мыслителя.


Не являющаяся целостной и наполненная противоречиями философия Ницше, получившая название ницшеанства, тем не менее, наложила заметный отпечаток на буржуазную мысль прошлого столетия, в частности, на экзистенциализм и прагматизм. Большое количество литераторов конца XIX-начала XX вв. также испытало на себе значительное влияние трудов философа - в частности, Г. Манн, Т. Манн, К. Гамсун, Джек Лондон, В. Брюсов и др. Выдвинутые Ницше идеи легли в основу некоторых реакционных философских направлений; ницшеанство стало своеобразным фундаментом для реакционных тенденций и в сфере политики, морали; в частности, его в свое время взяли на вооружение идеологи фашизма.


Сегодня труды Ницше уже не вызывают такого яростного неприятия, как в начале ХХ века. Порой с ним дискутируют, порой задумываются, но равнодушным к его идеям быть просто невозможно. Под влиянием этих философских взглядов Томас Манн написал роман «Доктор Фаустус», и развивалась философская мысль О.Шпеглера, и его труд «Закат цивилизации» явно продиктован трактовкой мировоззренческих взглядов Ницше.

Личное восприятие и понимание данного философа.




Ницше не оставил ни одного законченного исследования ни в одной области философского знания, хотя нет почти ни одной серьезной философской проблемы, которой Ницше не касался бы в своих произведениях. В основном сочинения Ницше это собрания отдельных "афоризмов" по самым различным вопросам жизни, знания, искусства. Каждый такой афоризм - величиною не более одной или двух страниц, иногда всего в несколько строк.
Содержание афоризмов Ницше очень разнообразно: большинство их посвящено различным проблемам философии и науки, человеческой жизни и нравственной деятельности; очень многие касаются вопросов искусства, эстетики, психологии художественного творчества, литературы, музыки, истории культуры, истории и психологии религии; часто они переходят или в простые отметки жизненных наблюдений и размышлений, пересыпанные остроумными поговорками, или в лирические вспышки и стихотворения в прозе, - "внезапные искры и причуды моего одиночества", как называл их сам Ницше.
Я считаю, что сочинения Ницше заставляют нас дискутировать, порой задумываться, но равнодушным к его идеям быть просто невозможно. На мой взгляд все его работы «идеальны», в них содержится призыв к самосовершенствованию, но не статичный идеал, а именно «образ», который у каждого свой и меняется каждую секунду, потому что человек постоянно думает, чувствует (и добро, и зло) .
Таким образом, философия Ницше мне показалась живой, автор подталкивает нас к самостоятельному осознанию себя как человека, как личности и это, безусловно, мне пришлось по душе.