ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 332
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору — словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами
Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы, «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже третье место, то это вполне осуществимо.
Д на первом месте — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.
Приложение 4
Тест
Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору — словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами
Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы, «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже третье место, то это вполне осуществимо.
Д на первом месте — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.
Приложение 4
Тест
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
«Манипулятор»
(А. С. Прутченков. Наедине с собой.
М., 1996) В зависимости от степени вашего согласия с каждым из десяти ниже приведенных утверждений выберите один из пяти вариантов ответа и поставьте крестик в бланке ответов в соответствующем столбце. При отсутствии бланков рядом с номером утверждения поставьте одну из букв, обозначающих степень вашего согласия: а — не согласен полностью; б — не согласен частично;
в — отношусь нейтрально; г — согласен частично;
д — согласен полностью.
Утверждения:
1. Большинство людей в основном добрые и хорошие.
2. Человеку необходимо предпринимать какие-то действия только в случае его полной уверенности в моральном праве на эти действия.
3. Не может быть никаких аргументов в оправдание того, чтобы говорить кому-то неправду.
4. Когда вы просите кого-нибудь сделать что-то для вас, не лучше ли сказать ему о реальных причинах вашей потребности, нежели выдумывать более весомые?
5. Самый лучший способ управлять людьми — это говорить им то, что они желают слышать.
6. Каждый человек, который доверяет кому-то, кроме себя, навлекает на себя опасность (проблемы, неприятности).
7. Продвигаться вперед трудно без -срезания углов».
8. Нужно считать, что все люди имеют склонность к пороку, который все равно когда-нибудь проявится.
9. Многие люди с большей легкостью забывают о смерти родителей, чем о потере своей собственности.
10. Вообще говоря, люди не будут упорно работать, если их не заставить.
БЛАНК
ДЛЯ
ОТВЕТОВ
Фамилия, имя __ ____________________________Дата
Вариант ответа
Номер утверждения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а б в г
Д
Общая сумма баллов:
Обработка результатов
Сравните выбранные вами варианты ответов с ключом и суммируйте полученные баллы.
Полученную сумму разделите на 50 и результат умножьте на 100 процентов.
КЛЮЧ
Номер утверждения
Варианты ответов — баллы
а б
в
г
Д
1.
5
4 3
2
1 2.
5
4 3
2
1 3.
5
4 3
2 1
4.
5
4 3
2
1 5.
1 2
3 4
5 6.
1 2
3 4
5
7.
1
2
3 4
5
а.
1
2
3 4
5 9.
1 2
3 4
5 10.
>1
2
3 4
5
А. С. Прутченков предлагает использовать данный тест для определения степени "макиавеллизма» как одного из качеств человека. Никколо Макиавелли — знаменитый политик, живший в XVI веке, выдвинул лозунг «Цель оправдывает средства».
Интерпретация результатов.
От 5096 до 100%. Чем ближе полученный результат к 100%, тем выше степень
«макиавеллизма». Люди с высокой степенью «макиавеллизма" оценивают ситуацию и действуют хладнокровно, рационально, решительно, спокойно и уверенно манипулируя людьми.
У вас все получается так, как вы задумываете. Иногда это напоминает работу хорошо отлаженной машины. Но при этом своей расчетливостью и решительностью вы часто отталкиваете людей, забываете о них. Постарайтесь регулярно играть роль, например,
«Красной Шапочки», которая не забывала о своей больной бабушке.
Вспоминайте, что рядом с вами живые люди, а не схемы и средства для достижения цели.
Дарите часть своей души, своего драгоценного времени своим близким и друзьям, а если сможете, то и просто знакомым.
От 25% до 50%. Нормальная степень «макиавеллизма». Такие люди умеют получать необходимый результат, используя свои деловые качества, и душевно общаться с окружающими. Однако есть опасность «заболеть макиавеллизмом» в более тяжелой степени.
От 0 до 25%. Чем ближе полученный результат к 0, тем ниже у вас степень «макиавеллизма».
Люди с низкой степенью «макиавеллизма» — это «хорошие парни», которым доброта не дает манипулировать другими. Вам нужно научиться выдерживать деловой стиль в отношениях с людьми, особенно в тех случаях, когда от этого зависит ваше благополучие или интересы вашей семьи, друзей. Будьте требовательны, не обращайте внимания на то, что в очередной раз пытаются «растрогать» вашу душу, взывают к вашей доброте и отзывчивости.
Скажите себе: «Дело есть дело, а личные отношения оставим на потом».
Для подготовки дискуссии к уроку №8 «Что мешает открытому общению?» можно использовать следующий комментарий А. С. Прутченкова из книги «Наедине с собой».
Комментарий: Девиз Н. Макиавелли вызывает горячие споры, так как многие школьники из чувства противоречия пытаются найти оправдание его принципу: «Цель оправдывает средства».
Не стоит останавливать высказывания ребят — им очень хочется доказать и окружающим, и самим себе, что они готовы жить, взяв его на вооружение.
Можно организовать проведение дискуссии для выяснения положительных и отрицательных последствий жизни по этому принципу. Для того чтобы собрать побольше аргументов «за* и
«против», целесообразно провести аналитический обзор жизни хорошо известных школьникам литературных или киногероев, которые использовали принцип Макиавелли, или, разделив школьников на две группы, дать им роли «сторонников Никколо Макиавелли- и его «противников-оппонентов» и устроить «теледебаты» с выступлениями представителей каждой группы.
В любом случае обсуждение этого принципиального положения дает ощутимый результат, заставляет ребят задуматься о том, как они живут, как относятся к своим близким, друзьям, одноклассникам, просто знакомым и незнакомым людям.
Приложение 5
Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»
(Для выявления стиля поведения в конфликтных ситуациях)
(Психология личности. Тесты, опросники, методики /
Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. — М., 1995)
Инструкция. В каждом из 30 вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете.
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности,
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности,
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность на стоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих,
21. А.
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каж дого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я поста раюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать поэици,ю, которая может вызвать споры,
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Обработка результатов проводится в соответствии с ключом. По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом, при совпадении начисляется один балл.
№ вопроса Соперни-
* чество-"У
Сотрудни-, чество р^.
Компро- у мисс "Ч
Избегание,
Приспособ-, ление г)
1
А
Б
2
Б
А
3
А
Б
4
Л
Б
5
А
Б
6
Б
А
7
Б
А
8
А
Б
9
Б
А
10
А
Б
11
А
Б
12
Б
А
13
Б
А
14
Б
А
15
Б
А
16
Б
А
17
А
Б
18
Б
А
19
А
Б
20
А
Б
21
Б
А
22
Б
А
23
А
Б
24
Б
А
25
А
Б
26
Б
А
27
А
Б
28
А
Б
29
А
Б
30
Б
А
Интерпретация:
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Суммы баллов, соответствующие каждому из 5 стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль — тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте — стиль, используемый часто, и т, д. до последнего — наименее характерного.
Характеристики каждого из стилей поведения в конфликте даны в тексте (с. 46—47).
Методика «РОЛ»
(Для выявления ролевых притязаний в браке)
(Психологическая помощь и консультирование
в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной)
Изучение установок в области семейных отношений позволяет определить мнение субъекта о перечисленных в методике функциях семьи, а также о желаемом распределении ролей между супругами при реализации этих функций.
Инструкция. Ниже представлены различные мнения о браке, семье, отношениях между мужем и женой. Постарайтесь выразить ваше личное мнение. Важно то, что вы об этом думаете, а не то, что принято в вашей среде общения. Время 20—25 минут. Варианты ответов: а) полностью согласен; б) в общем это верно; в) это не совсем так; г) это неверно.