Файл: 1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
Нарушения интеллектуального развития (олигофренопсихология)
Олигофренопсихология — это отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Умственно отсталые дети, которых в имеющихся публикациях называют: слабоумными, детьми со сниженным интеллектом, с трудностями или с проблемами в обучении и т.п. – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. По имеющимся данным, они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Зарубежные дефектологи нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено несколько иными критериями, используемыми ими при диагностировании у ребенка умственной отсталости.
Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской специальной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает собой весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы «разлитой» характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более резко выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда
включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко – в снижении познавательной активности и в мыслительных процессах.
Оценка интеллекта - это оценка, в первую очередь, мышления, а также и предпосылок интеллекта - объема знаний, памяти, умственной работоспособности, внимательности. Основные синдромы нарушенного
интеллекта – это слабоумие и малоумие.
Слабоумие (деменция) – это вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей, т.е. обратное развитие, носящее приобретенный характер. Наблюдается снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскудение эмоциональной сферы и изменение поведения1. Малоумие (олигофрения) - врожденное состояние умственной недостаточности различной степени. Малоумие является результатом того, что мозг поражается патологическим процессом внутриутробно, во время родов или после рождения ребенка на начальном этапе его развития, так и не успев сформироваться (условно, в первые 3 года). Если слабоумие – это снижение интеллекта от нормального уровня, то при олигофрении интеллект так и не достигает уровня взрослого человека.
Синдром олигофрении является достаточно стабильным состоянием. Выраженность олигофрении не нарастает и не уменьшается (имеется в виду состояние собственно интеллекта, в то время как предпосылки интеллекта, эмоционально-волевая сфера в определенной мере могут развиваться и/или корригироваться).
При олигофрении в наибольшей степени страдает абстрактное мышление (наблюдается различной степени выраженности конкретизация мышления - затруднения разграничения главного и второстепенного), и другие психические функции - память, эмоциональная, волевая сфера и соматическое развитие в меньшей степени. Как правило, есть параллели между выраженностью снижения интеллекта и нарушением других функций (при легких формах олигофрении подобных нарушений может и не быть).
Выделяют следующие степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность. При идиотии отсутствует речь, не вырабатываются навыки, ребенок не в состоянии себя элементарно обслужить (даже отсутствует инстинкт самосохранения), эмоционально не выделяет близких людей их
новорожденных (резус-конфликте).
Третья группа: олигофрении, обусловленные постнатальными вредоносными факторами, т.е. развившимися в результате действия этих факторов во время родов и в раннем детстве - родовые травмы и асфиксия, перенесенные в возрасте до 3-х лет травмы головы и нейроинфекции. Наряду с биологически повреждающими факторами, к олигофрении (преимущественно, к дебильности) могут приводить и отрицательные микросоциальные факторы, в первую очередь такие виды депривации, как материнская, сенсорная и социальная депривация, особенно в их сочетании. Раньше диагноз
«олигофрения» был «официальным», но МКБ-10 данный термин не предполагает, а использует «умственная отсталость».
Пограничные формы интеллектуальной недостаточности
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5-11% младших школьников). Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничной интеллектуальной недостаточности». Выделяют тотальную ЗПР, при которой задерживаются в развитии все психические функции и парциальную ЗПР, проявляющуюся задержками отдельных сторон психического развития, включая:
а) недоразвитие отдельных сторон психических функций, б) недоразвитие моторных функций,
в) инфантилизм (эмоциональную и социальную незрелость), г) невропатию (вегетативную незрелость).
В отличие от олигофрении, при ЗПР отсутствует инертность психических процессов - дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня:
-
знаний и представлений об окружающем мире; -
умственных операций, действий и навыков; -
речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи; -
познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; -
регуляции поведения.
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению по всем этим параметрам, причем они не, только сами негативны к обучению в школе
, но и оказывают отрицательное влияние на своих одноклассников3.
Характерные особенности детей с ЗПР:
-
выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания; -
в связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга затрудняются в узнавании нестандартных изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый образ; -
отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле; -
низкая познавательная активность; -
недостаточное развитие тонкой моторики рук; -
двигательная расторможенность; -
недостаточны или искажены навыки чтения, письма; -
эмоциональная неустойчивость (такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость).
Различают четыре этиологических (по происхождению) варианта ЗПР:
-
конституциональный, соматогенный, обусловленный длительными хроническими заболеваниями, тормозящими психическую активность ребёнка и создающими систему особого режима и запретов; -
психогенный, связанный с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеки или жестокости; -
церебарально-органический - в результате относительно негрубого повреждения головного мозга. Наиболее стойкими формами ЗПР являются различные её варианты, связанные с церебрально-органической недостаточностью, к числу которых относится так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД, этот термин особенно характерен для англо- американской литературы).
С точки