Файл: Контрольная работа по философии на тему Философия Просвещения и её основные представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3Дидро Дени
Дидро Дени вместе с Вольтером Дидро оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В работах «Философские принципы», «Мысли об объяснении природы» Дидро отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Отвергая дуализм, считал материю единственной субстанцией, обладающей внутренним противоречием. Согласно его учению природа находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Он высказал мысль, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Дидро отрицал сотворение мира, божественное происхождение сознания и бессмертия души. Большое значение в деле просвещения народа Дидро придавал литературе и искусств. За книгу «Письма о слепых в назидание зрячим» Дидро был арестован. После освобождения Дидро возглавил создание знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», для которой написал большое количество статей и нес на себе основную часть редакторских обязанностей. К написанию статей для Энциклопедии Дидро привлек большинство выдающихся литературных и научных деятелей своего времени как Вольтер, Гольбах, Даламбер, Руссо и другие.
3.4 Монтескье Шарль
Монтескье Шарль выступал, как и Вольтер с позиций деизма – видел в боге создателя, но отвергал его возможность в дела людей и процессы природы. Отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство за введение людей в заблуждение, считал, что историю творят люди, а не бог. Среди сочинений Монтескье наиболее известны «Персидские письма» и «О духе законов». Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, склоняясь к географическому детерминизму.
4 Философия Просвещения в Германии
В отличие от французского немецкое Просвещение в целом не обращалось к традиционным антропологическим сюжетам. Антропологическая тема кажется размытой в комплексе философских знаний об особенностях национального характера, о нравственном прогрессе человечества, о гуманности. Между тем именно в немецком просвещении философская антропология постепенно оформлялась в самостоятельную область философии. Знаменитые кантовские вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» были сложным восхождением к постановке проблемы человека.
Немецкие просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, призванных открывать людям глаза на их природу и предназначение. Ренессансный идеал свободной личности обретает в эпоху Просвещения атрибут всеобщности: должно думать не толь о себе, но и о других, о своём месте в обществе. В эпоху Возрождения человек, осмысливавшийся как абсолютное основания для природы, общества и истории, не был, однако, в полной мере соотнесён с социальностью, с общественной идеей. Просветители же стремились создать специфику этих межчеловеческих связей. В центре их внимания - проблемы наилучшего общественного устройства, разработка программ общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе.
Главным, определяющим, по их мнению, в человеческой природе является всепроникающий разум - державная черта, определяющая качество человека. Однако постепенно возникает вопрос: «Существуют ли пределы разума?» Вместе с этим убеждения принимают иное направление, видя главное «в непосредственном знании», в чувствах, в интуиции.
Одним из характерных признаков Просвещения является исторический оптимизм. Он основывается на представлении о разумности человека, на убеждении, что в человеческой природе масса прекрасных, положительных задатков. Что касается пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы. Нет такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и человечества, воспитание человеческого рода, изменения социальности на пути поиска наилучших форм человеческого существования.
4.1 Христиан Вольф
В немецкой философии начало Просвещения связано с именем Христиана Вольфа, систематизатора и популяризатора учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философских знаний. Вольфианцы были убеждены в том, что распространение образования незамедлительно приведёт к решению всех острых вопросов современности.
4.2 Иммануил Кант
Видным представителем вольфианской просветительской философии в свой ранний, докритический, период выступает Иммануил Кант. В его творчестве можно проследить определённую эволюцию от проблем естествознания к проблеме человека. Прежде чем поставить общие фундаментальные вопросы о предназначении человека, о его сущности, Кант обращается к миру человеческих чувств, к оценке национальных особенностей людей. Большое влияние на философа оказало и творчество Руссо, его книгам он обязан освобождением от предрассудков кабинетного учёного. Теперь его интересуют многие вопросы человеческого существования. Реальный мирской человек всё больше завладевает его вниманием. Кант обнаруживает, что это весьма интересный объект философской рефлексии. Наиболее характерная работа для этого периода «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного» (1764).Этот трактат, выдержавший восемь прижизненных изданий, принёс Канту славу модного писателя. Философ выступает в необычном для него жанре - как эссеист. Человеческие чувства в работе рассматриваются через призму двух категорий - Прекрасного и Возвышенного. Кант высказывает некоторые соображения о различии людей по темпераментам. Прекрасное и Возвышенное служат для него стержнем, на который он нанизывает свои весьма занимательные наблюдения о человеческом в человеке. В сфере Возвышенного пребывает, согласно Канту, темперамент меланхолический, которому он отдаёт явное предпочтение, хотя видит и некоторые его слабые стороны.
4.3 Готхольд Эфраим Лессинг
Готхольд Эфраим Лессинг- поэт, драматург, литературный критик, философ. Он выдвигал идею о том, что человечество возникает тогда, когда осознаётся эта общность. Без напряжённого самосознания никакое единство не возникает. Только постепенное ощущение одинаковости способствует рождению такого универсального образования, как человечество. Философ выделил некоторые стадии, этапы, через которые осмысливается эта идентичность. Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную сторону. Учение о всеобщей любви, требование добродетельных поступков, по мнению философа, обеспечивало христианству победу над другими религиями. Он подчёркивал, что для того, чтобы рассудок человека достиг полной ясности и создал ту чистоту сердца, которая вселяет в нас способность любить, прежде всего, любить добродетель ради её самой, рассудок должен упражняться в постижении духовных предметов. Но высокая оценка христианской святости вовсе не означает, что эволюция человеческого рода завершается именно данной религией. По мнению философа, придёт новая ступень зрелости - «эпоха нового, вечного Евангелия». Именно в эту пору нравственность окажется универсальным, безусловным принципом поведения. Третье мировое состояние грядёт не сразу. Оно непременно требует предварительных ступеней.
4.4 Иоганн Готфрид Гердер
Творчество ученика раннего Канта и Лессинга Иоганна Готфрида Гердерапронизано глубокими гуманистическими раздумьями. Еще, будучи студентом, он пришёл к мысли, что в философии проблема человека должна стать центральной. Философской основой гуманизма Гердера было учение о прогрессе человечества. Первой попыткой изложить это учение явилась работа «Ещё одна философия истории для воспитания человечества» (1774). В этой работе, находясь в пределах теологических воззрений на происхождение людского рода и на движущие силы истории, Гердер высказывает глубокие мысли о закономерном поступательном характере изменений, происходящих в обществе. Гуманность, по Гердеру, соответствующая природе человека, - это такое состояние общества, когда каждый, не опасаясь другого, может свободно развивать свои способности. Если люди не достигли такого состояния, то они должны винить только самих себя: никто свыше не поможет им, но никто и не связывает им руки. Они должны извлечь уроки из своего прошлого, которое наглядно свидетельствует о том, что человечество стремиться к гармонии и совершенству. Вся история народов - это школа соревнования в скорейшем достижении гуманности.
Таким образом, можно сказать, что немецкое Просвещение, одушевлённое пафосом историзма, органического развития, рассматривающее движение человека к совершенству как неизбежный закон социальной динамики, обозначило ряд важнейших вех на пути к поиску индивидуальности, к созданию философской антропологии как самостоятельной области философского знания.
Заключение
Идеал свободомыслия в самом широком значении этого слова приобрел у философов XVIII в. поистине революционный размах и остроту. Хотя прямого призыва к ниспровержению государственного строя в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это. В этом заключался революционный характер влияния философских идеалов просвещения на общественное сознание.
Одна из главных особенностей эпохи Просвещения заключается в том, что она в большей степени, чем предшествующие эпохи, формировала новый тип личности. Этот круг по-новому сформированных людей количественно был значительно шире, чем в предыдущие времена, поскольку раньше процесс личностного формирования затрагивал преимущественно творцов, производителей идей, создателей картин, книг, скульптурных произведений. В отношении эпохи Просвещения можно говорить, что слой, затронутый новым идеалом образования и воспитания, значительно расширился.
Список использованной литературы
-
Гриненко Г.В. - История философии: Учеб. Пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2007. - 688 с -
Губин В.Д. - Основы философии. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, Форум, 2008. — 288 с. -
Кассирер Эрнст - Философия Просвещения. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 400 с. -
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - Философия. - М.: СЛОВО; ЭКСМО, 2003. - 672 с. -
Кисель М.А. - Французское Просвещение и революция. - М.: Наука. - 1989. - 272 с. -
Лавриенко В. Н., Ратников В. П. - Философия: Учебник для – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 622 с. -
Момждян Х.Н. - Французское просвещение XVIII века: Очерки. – М.: Мысль, 1983. – 447с. -
Радугин А.А. - Философия. Курс лекций. 2-е изд. – М.: ЦЕНТР, 2004. – 333 с. -
Философия просвещения в Германии. http://www.blagoslav.ru -
Общая характеристика философии эпохи Просвещения. http://www.gumfak.ru -
«Философия» / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3е изд., Москва, «Гардарики», 2003. -
«Философия. Часть первая: История философии»: учебное пособие / под ред. Проф. В.И.Кирииллова, проф. С.И.Попова, проф. А.Н.Чумакова. - изд.2-е, перераб. и допол. - М., Юристь, 2003.