Файл: Протокол от 2021 г. Заведующий кафедрой К. А. Черный учебнометодический комплекс дисциплины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический

университет»


УтверждЕНО

на заседании кафедры БЖ

протокол № от 2021 г.
Заведующий кафедрой
______________ К.А. Черный
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Профильные основы техносферной безопасности»

основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы академического бакалавриата
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Приложение к рабочей программе дисциплины


Направление подготовки:

20.03.01 Техносферная безопасность







Направленность (профиль) образовательной программы:

Безопасность технологических процессов и производств








Квалификация выпускника:

«Бакалавр»







Выпускающая кафедра:

Безопасность жизнедеятельности







Форма обучения:

Заочная

Пермь 2021

ВВЕДЕНИЕ



Целью изучения дисциплины «Профильные основы техносферной безопасности» является овладение обучающимися необходимым объемом знаний по основам и деятельности направления подготовки «Техносферная безопасность» (уровень бакалавриата) и основными принципами деятельности в области охраны труда в производственной деятельности; формирование у выпускников профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области охраны труда на предприятиях Российской Федерации различных форм собственности.


        Задачи изучения дисциплины:

        • формирование знаний:

        - основ обеспечения техносферной безопасности и их применения в исследованиях;

        - основных основополагающих принципов и системы формирования государственных требований в сфере техносферной безопасности.

        • формирование умений:

        - пользоваться информационными ресурсами, содержащими государственные нормативные требования в сфере техносферной безопасности;

        - обобщать, анализировать и систематизировать информацию для подготовки аналитических обзоров по по техносферной безопасности.

        • формирование владений:

        - навыками самостоятельного изучения, критического осмысления и систематизации научно-технической информации по техносферной безопасности;

        - основными навыками трансформации (согласования) государственных требований в сфере техносферной безопасности с локальными нормативными документами организации.

Изучаемые объекты дисциплины:

- должностные обязанности и трудовые функции специалиста в области охраны труда;

- правовые основы охраны труда в Российской Федерации;

- условия труда и производственный травматизм;

- организация работы по охране и безопасности труда;

- локальные нормативные акты работодателя, содержащие нормы трудового права и требования производственной безопасности.

Учебная дисциплина формирует компетенции способности ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ОПК-3) и способности ориентироваться в основных основополагающих принципах и системах формирования государственных требований в сфере техносферной безопасности (ПКО-1).

Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты: законодательное и иное нормативное правовое обеспечение деятельности субъектов права в сфере безопасности технологических процессов, производств, рабочих мест и трудовых операций;

В результате освоения компетенции ПКО-1 обучающийся должен:

знать:

- цель и задачи ее, составляющие дисциплины, их содержание, состояние составляющих и тенденции их развития, место и значение ее в Учебном плане направления подготовки;



- теоретические основы и культуру безопасности;

- опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования;

- основные направления современной экологической политики; наиболее распространённые в теории и практике подходы к построению показателей устойчивого развития;

- состав и структуру программы бакалавриата по направлению подготовки «Техносферная безопасность»;

- методы и средства обеспечения безопасностью труда;

- общие закономерности по созданию безопасных условий труда;

- обязанности должностных лиц по вопросам ОТ.

- общие сведения об инструктажах по охране труда на рабочих местах.

- классификацию психофизиологических, медико-биологические социально-правовых, организационных, инженерно-технических мероприятий;

уметь:

- анализировать современные системы «человек-машина-среда» на всех стадиях их жизненного цикла и идентифицировать опасности;

владеть:

- знаниями о существовании современных методов анализа условий труда, терминологией (отечественной и зарубежной);

- знаниями и понятиями по выбранному направлению подготовки;

- представлением о способах работы с людьми, имеющими отношение к обеспечению охраны труда на производстве.

В результате освоения компетенции ОПК-3 обучающийся должен:

знать:

- действующую систему законодательных и нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности, включая Конституцию РФ, Трудовой, Гражданский, Налоговый, Уголовный кодексы РФ, Кодекс РФ об административной ответственности для формирования гражданственности;

– систему основных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности;

- приемы управления законодательными нормами;

уметь:

- ориентироваться в поиске, выборе и применении правовой и нормативно-

технической документацией по вопросам безопасности труда.

- пользоваться законодательными и нормативными правовыми актами по вопросам надзора и контроля в сфере безопасности; определять возможные опасности в производственной и бытовой деятельности;

- работать с нормативной документацией в области охраны труда.
владеть:

- знаниями основных нормативных требований
, регламентирующих охрану труда в Российской Федерации

– знаниями законодательных и правовых актов в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов;

- умением работать с законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов.

- правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда.


1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
О ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Изучение дисциплины "Профильные основы техносферной безопасности" рассчитано на два семестра и подразумевает:

проведение аудиторных занятий (установочных лекций);

выполнение в рамках самостоятельной работы студента индивидуальных домашних контрольных работ, которые состоят из теоретических заданий (вопросов) и индивидуального практического домашнего задания;

- выполнение в рамках самостоятельной работы студента курсовой работы;

выполнение заданий аудиторных практических занятий и составление отчета(ов) по ним;

индивидуальное общение преподавателей со студентами при приеме домашних контрольных работ и курсовой работы, обсуждений в ходе практических занятий, на консультациях, зачете и экзамене.

При изучении дисциплины обучающимся целесообразно выполнять следующие рекомендации:

1. Изучение учебной дисциплины должно вестись систематически.

2. После изучения какого-либо раздела по учебнику или конспектным материалам рекомендуется по памяти воспроизвести основные термины, определения, понятия раздела.

3. В ходе самостоятельной работы особое внимание следует уделить индивидуальным домашним контрольным работам, курсовой работе, а также составлению и оформлению отчетов по практическим занятиям.

Изучение дисциплины осуществляется в течение двух семестров - третьем и четвертом.

Контроль освоения дисциплины производится на зачете и экзамене (см. раздел 8).

Учебная работа студента по дисциплине слагается из следующих основных элементов:

изучение и конспектирование учебного материала дисциплины по рекомендованным источникам (раздел 7);

выполнение письменной индивидуальной домашней контрольной работы в третьем семестре (раздел 5) и курсовой работы в четвертом семестре (раздел );

повторение изученного курса в целях подготовки к зачету и экзамену перед сессией;