ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
Саморазвитие 4
Этапы социализации 4
Этапы саморазвития 6
Основные формы саморазвития 7
Факторы саморазвития 7
Кейс 8
Заключение 9
Литература 10
Введение
Саморазвитие
Саморазвитие — это постоянное обучение человека чему-то новому, его стремление к знаниям. Оно является основной частью в становлении личности. Саморазвитие начинается с самых ранних лет и продолжается на протяжении всей жизни. Человек учится самыми различными способами: получает новые знания из книг, жизненного опыта и, что, пожалуй, самое главное — из общения с людьми. Это и называется социализацией.
Если говорить точнее, социализация — это вхождение человека в социальную среду, с помощью овладения ее социальными нормами, правилами и ценностями. Обучается этому человек с помощью других людей, социума, и без него невозможно развитие.
А без социализации и саморазвития не происходит самореализации, которая является основной потребностью любого человека. Человек так или иначе стремится реализовать свои желания и потребности, а он не сделает этого без определенного набора навыков и умений.
В пирамиде потребностей Маслоу самореализация стоит на самой ее верхушке. Также там присутствуют необходимость принадлежности к обществу и в познаниях, поэтому саморазвитие, социализация и самореализация — это не просто естественные этапы становления личности, а реальные потребности, без удовлетворения которых жизнь не будет комфортной и полноценной.
Этапы социализации
Первичная социализация
Происходит от рождения ребенка до приблизительно того возраста, когда он пойдет в школу. Ее агентами в первую очередь выступают родители, а также другие близкие родственники. Агентами называют конкретных людей, которые и проецируют те или иные культурные нормы и обучают им человека. Они присутствуют и в первичной, и во вторичной социализации.
Именно в семье, с ее самобытными устоями, правилами и порядками закладывается личность ребенка, его собственное мироощущение. Так, например, в религиозной семье, ребенок с самого детства будет приучен к той или иной религии и для него не будет существовать никаких иных, альтернативных вариантов, поскольку такой образ мышления и жизни в целом закладывала в него семья, единственные, кто на тот момент имеет для него значение.
В процесс первичной социализации входит также подготовка ко взрослой жизни, путем ролевых игр в «дочки-матери» или семью. Дети имитируют то, что видят в семье, и это становится необходимым этапом взросления.
Вторичная социализация.
Она начинается, когда круг важных для ребенка людей перестает ограничиваться только семьей, обычно это совпадает с поступлением в школу. Появляются учителя, а потом и друзья — то есть другие люди, к чьему мнению и взглядам ребенок будет прислушиваться, а его кругозор станет расти. Процесс вторичной социализации или ресоциализации длится всю жизнь, до самой смерти человека.
Также присутствуют другие, более конкретные виды социализации.
Групповая социализация.
То есть перенимания норм поведения какой-то конкретной социальной группы. К социальным группам относится что угодно: и этническая группа, и возрастная, и профессиональная. Она бывает как большой, например, целая нация, так и маленькой.
У каждой социальной группы есть свои особенности и нормы поведения. Человек, попавший в нее, так или иначе, в той или иной степени должен вписаться в них, иначе он не сможет интегрировать.
Гендерная социализация.
Это принятие ролей, которые относятся к мужскому или женскому полу. В наши дни с этим сложно определиться, поскольку за последние сто лет эти роли, устанавливающиеся веками, сильно поменялись, и не всегда есть способ определить, что к чему относится и есть ли сейчас гендерные роли в принципе.
Безусловно, они также обусловлены менталитетом и религией. Так, например, в мусульманских странах гендерные роли выражены куда более четко, чем в государствах Европы и США.
В вопросе гендерной социализации в последние годы на первый план выходит также проблема трансгендерности. Из-за генетических сбоев во время формирования плода, человек может быть физически одного пола, а психологически другого. В этом случае также непонятно, что делать с гендерными ролями.
Существуют два глобальных института социализации.
Первичные институты.
Основным и самым ключевым является семья. Дальше идет учебное заведение, группы сверстников и т. д. Это базовые и основные институты, те, которые оказывают наибольшее влияние.
Вторичные институты.
Они, в свою очередь, более второстепенные. К ним относится государство, церковь, СМИ и прочее.
Этапы саморазвития
Самопознание, а также анализ собственной личности и деятельности в самых разнообразных ее проявлениях. Самое главное и основное для личности — это понимание, кто она такая, какие у нее сильные стороны, какие недостатки. К чему ей стремиться, а чего не хватает. Без самоанализа не получится и никакого развития, человек просто не будет понимать, что ему делать и зачем.
Формирование идеального образа. Грубо говоря — постановка конкретных целей. Человек решает каким он хочет быть, а потом переходит к следующему этапу.
Создание плана саморазвития. На этом этапе создается четкий план: человек уже не только понимает, чего он хочет, но и знает, как этого добиться.
Реализация плана саморазвития. Тут все понятно из названия: человек создает четкий план и строго ему следует ради достижения своей цели.
Подведение итогов. После того, как цель достигнута, человек анализирует весь процесс еще раз с самого начала.
Основные формы саморазвития
Самоутверждение. Оно дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, с помощью подтверждения в той или иной форме.
Самосовершенствование. Стремление стать еще лучше в соответствии с заранее созданным идеальным образом.
Самоактуализация. Стремление выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни, а также использовать свои возможности по максимуму для достижения этой цели.
Факторы саморазвития
Внутренние.
К ним относятся личные качества человека, мировосприятие, предпочтения, а также личные интересы и цели.
Внешние.
К внешним факторам относится все, что окружает человека: семья, система обучения, государственные органы и т.д., а также их влияние на него и его развитие.
Кейс
Заключение
Социальное формирование личности — естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.
Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д.
Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и пр.
Литература
-
Социализация и позитивные девиации личности. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». Снимщикова Эмилия Викторовна -
Формирование личности в процессе ее социализации, воспитания и саморазвития. - ответы на вопросы кандидатского экзамена по специальности общая педагогика, история педагогики и образования